Просмотр содержимого документа
«Доклад "Структура занятия по логоритмике в коррекционной школе"»
ГКСОУ ВО «Ратисловская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат»
ДОКЛАД
Структура занятия по логоритмике
в коррекционной школе
Учитель-логопед
Харитонова Полина Николаевна
2018 год
В настоящее время в педагогической практике все чаще используется такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. В коррекционной работе с детьми с ОВЗ логоритмика оказывает неоценимую помощь.
Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо проявляется в сфере познавательной деятельности и личностной сфере.
Для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерно нарушение общей и мелкой моторики. Наблюдается моторная неловкость. Дети не удерживают мелких предметов, их пальцы вялы, они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений. Дети испытывают сложности в ощущении своего тела в пространстве, у них нарушена координация движений.
Несформированность и отставание двигательной сферы тесно связано с нарушением функций всех психических процессов. Страдает внимание, восприятие, память и, конечно же, речь.
Речевые нарушения у детей данной категории носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь. Системное недоразвитие речи имеет разную степень выраженности - от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Таким образом, особенности психического развития предопределяют трудности в процессе обучения и социализации детей с умеренной умственной отсталостью.
Включение логоритмики в занятия способствует тому, что коррекционная работа становится более эффективной.
Логоритмика определяется как форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Доказано, что любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Это актуально для детей с ОВЗ. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме – ритмических упражнениях и играх. Учеными также доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.
К проведению логоритмического занятия, предъявляются определенные требования:
Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 40 минут. Занятия по логоритмике составляются с опорой на лексические, музыкально-хореографические и театрализованные темы. Речедвигательные упражнения на занятиях по логоритмике проводятся под музыкальное сопровождение.
На занятиях может быть активно использован компьютер, DVD-центр.
Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен, постановка хореографических движений, должны проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.
На занятиях связь речи с музыкой и движением, кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка, позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.
Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.
Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться активно взаимодействовать.
Занятие по логопедической ритмике проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно состоит из трех частей:
Подготовительная часть – продолжается 3-5 минут.
Цель: организовать детей, настроить на занятие, сконцентрировать внимание.
В этой части занятия используются коммуникативные игры – приветствия. Они направлены на формирование доброжелательного отношения к окружающим, умения вступать в контакт. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности с помощью вербальных и невербальных средств (мимики, жестов, поз, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения. Например, можно провести игру
«Здравствуй, друг!» (Дети стоят в кругу).
Здравствуй, друг!
Здравствуй, друг!
Становись скорее в круг!
Свою руку другу дай,
Хоровод наш начинай.
Поднимаем руки вверх,
Хорошо нам видно всех,
Руки вниз мы опускаем,
И друзей мы называем!
Здравствуй, Ира!
Поворачиваются вправо и приветственно машут правой рукой.
Поворачиваются влево и приветственно машут левой рукой.
Протягивают руки вперед.
Берутся за руки.
Идут по кругу, подняв вверх сцепленные руки.
Останавливаются, опускают руки.
Названный ребенок проговаривает по слогам и отхлопывает слово
Здрав-ствуй-те!
(Аналогично здороваются с каждым ребенком)
II.Основная часть – занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:
На развитие общей моторики и пространственной ориентации
Развитию основных движений способствуют различные виды ходьбы и бега с движениями руками, изменения направления и темпа движения и общеразвивающие упражнения (повороты, наклоны и пр.)
Ходьба включается в каждое занятие. Ходьба и маршировка в различных направлениях формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.
Помимо всестороннего воздействия на организм, с помощью общеразвивающих упражнений можно избирательно воздействовать на развитие мышц спины, живота, плечевого пояса, ног и др. По характеру выполнения они делятся на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. Рекомендуем выполнять эти упражнения со стихами и под музыку.
На регуляцию мышечного тонуса
Данные упражнения направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Например:
«Солнышко и тучка»
Логопед: Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце спряталось за тучку, стало холодно - все сжались в комочек, чтобы согреться (мышечное напряжение, задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко - все расслабились (на выдохе).
На развитие внимания и памяти
На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Именно эти операции особенно нарушены у детей с ОВЗ. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память. Упражнения, активизирующие внимание:
Игра "Птицы»
Дети "летают" как птички под плавную музыку, садятся на корточки и "клюют" зернышки под ритмичную.
На развитие дыхания, голоса, мимики и артикуляции
Упражнения на развитие дыхания помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Например: «Танец мыльных пузырей», «Вальс снежинок», игра на духовых музыкальных инструментах (дудке, кларнете, свистульках).
Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Здесь широко используются фонопедические упражнения, пение. Для развития мимических мышц можно предложить игру
«Обезьяны» (проводится у зеркала или в кругу, глядя друг на друга):
Водящий (учитель):
Обезьяны, обезьяны
Ловко скачут по лианам,
Всем прохожим корчат рожи.
Будем мы на них похожи.
Раз – два! Не зевай!
За обезьяной повторяй!
( Дети повторяют мимические движения, которые им показывает водящий)
Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений. В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировка повторений одних и тех же упражнений определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Можно использовать «Сказку о веселом язычке», либо упражнения артикуляционной гимнастики обыграть в контексте занятия.
На развитие фонематического слуха
Фонематический слух – это способность дифференцировать все звуки (фонемы) родного языка. Дети с ОВЗ в той или иной степени имеют его нарушения. Дети не овладевают слоговой структурой слов. Они не могут произнести слово целиком, называя только первый слог. Дети часто пропускают, переставляют слоги, не чувствуют ритмику и мелодику слова и фразы, допускают ошибки в ударениях. Работа начинается с развития слухового восприятия.
Задачи:
Различение неречевых звуков.
Упражнения направлены на воспитание умения внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, определять направление звука, различать высоту, силу, тембр, длительность звуков и звукокомплексов, а также воспроизводить ритм. Можно провести следующие игры:
« На чем играют?»
Взрослый предлагает детям послушать и запомнить звучание музыкальных игрушек. Затем только на слух (без зрительной опоры) определить, что звучит.
«Чей голос?».
Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей позвал его. Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.
«Угадайка».
Детям дают прослушать аудиозапись голосов животных и угадать их. Затем произнести звукоподражание.
«Три медведя».
Вспомнив с детьми сказку «Три медведя», взрослый произносит одну и ту же реплику различным по высоте голосом и предлагает отгадать, кто говорит.
Различение речевых звуков
Материалом для игр и упражнений становятся звуки родного языка. Игры подбираются с учетом этапа работы над звуком. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.
Произношение под музыку текстов, насыщенных звуками, способствует развитию слухо-произносительной дифференциации фонем. А воспитание ассоциацией, связанных со звуками ( [с] - мелодия журчащего ручейка, [ж] - полет шмеля, [ц] - стрекотание кузнечика, [з] - зудение комара, [ш] - шумящая по ветру листва), позволяет детям лучше усвоить звуки на слух.
• На развитие чувства ритма
Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма, темпа, метра, что позволяет детям лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз. Основные задачи этих упражнений :
1). Восприятие и воспроизведение простого ритма
Песенка-игра «Дятел».
Взрослый раздает деревянные ложки, предлагает детям послушать песенку Е.Железновой «Дятел» и отстучать заданный ритм .
Обязательно в занятия включается игра на детских музыкальных инструментах. Кроме развития чувства ритма, этот вид деятельности способствует развитию эмоционально – волевой сферы.
2). Движение под музыку в соответствующем ритме
Широко используются песенки – игры. Они развивают умение слушать и выполнять движения, соответствующие тексту песни. Например:
Английская детская песня – игра «Веселым утром» (Пер. И. Мазнина)
Вот как нам нужно руки мыть,
Руки мыть, руки мыть.
Вот как нам нужно руки мыть
Веселым утром ранним.
( Дети «моют» руки, растирая
кисти и ладони).
Вот как нам нужно мыть лицо
Мыть лицо, мыть лицо.
Вот как нам нужно мыть лицо
Веселым утром ранним.
(Проводят ладонями по лицу)
Вот как нам нужно пить свой чай
Пить свой чай, пить свой чай.
Вот как нам нужно пить свой чай
Веселым утром ранним.
(Показывают, как пьют чай)
Вот как нам нужно в путь идти,
В путь идти, в путь идти,
Вот как нам нужно в путь идти,
Веселым утром ранним.
(Идут по кругу, маршируя)
• На координацию речи с движением
В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Это позволяет создавать ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном. Это речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Например:
«Щетки» Этой щеткой чищу зубы (имитация чистки ) Этой щеткой башмаки (наклоны вниз) Этой щеткой чищу вещи (наклоны в стороны) Все три щетки мне нужны (2 приседания)
На автоматизацию звуков
Можно использовать «Логопедические распевки», речь с движением, игры-драматизации стихотворного или прозаического текстов на различные темы и сюжеты. Эти игры представляют для детей большой интерес и усложняются в зависимости от возраста и этапа коррекционной работы.
Речевая игра «Раздувайся пузырь».
(Дети, взявшись за руки, стоят тесным кругом)
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!
(Постепенно отходят назад, образуя большой круг)
Лопнул!
(Идут к центру круга, произнося: Ш-ш-ш-ш…)
На развитие тонких движений пальцев рук
Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Пальчиковые игры проводятся с проговариванием текста, а также с пением, под музыку.
«Замок»
На двери висит замок.
(Пальцы ритмично соединяются в замок.)
Кто его открыть бы смог?
Потянули
(Руки тянутся в разные стороны)
Покрутили
(Ладони трутся друг о друга)
Постучали,
(Основанияладоней стучат друг о друга)
И открыли!
(Пальцы расцепляются)
В занятие не обязательно включать все рассмотренные виды деятельности. Логопед строит занятие в зависимости от конкретных целей и задач на данном этапе работы.
III.Заключительная часть – занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятия мышечного и эмоционального напряжения, а также подводятся итоги занятия.
Таким образом, использование логоритмики в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, способствует реализации основной задачи: совершенствованию всех функций речи, памяти, внимания, мышления и других сторон психической деятельности детей. Логоритмические занятия, кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных, позволяют развивать эмоционально – волевую сферу ребенка с ОВЗ, помогают ему научиться работать в детском коллективе, что способствует его социальной адаптации.
Список литературы:
Аксанова Т.Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР: учебно-методическое пособие»; СПб.;ДЕТСТВО- ПРЕСС,2009
Волкова. Г.А., Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов; - М, 1985
Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи. - Дефектология. - 1995. - №1
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.
Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. – Москва «Скрипторий», 2014 г.
Лукина 4. Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4 - 5 лет. Санкт - Петербург. Издательство «Каро» 2009 г.
Отрошко Г.В. Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи через систему подвижных игр и логоритмических упражнений. - // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - №2
Руденко И.И. Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией.// Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии №1 2005
Слюсарь К.Н Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 г.
Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения) / автор-составитель: Большакова С.Е. – М.: А.П.О., 1996 г.