Доклад "Развитие мелкой моторики у младших школьников с нарушениями речи"
Доклад "Развитие мелкой моторики у младших школьников с нарушениями речи"
Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и "зеркальное" письмо, когда ребенок не различает понятия "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываются в общий темп работы. Что на данное время является актуальной проблемой. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации дополнительных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Развитие мелкой моторики у младших школьников с нарушениями речи"»
МБОУ СОШ №8
Развитие мелкой моторики руки
у младших школьников
Разработала:
Кузнецова В.А.
2017год.
Развитие мелкой моторики руки у младших школьников
В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.
М.М.Кольцова, занимаясь изучением условий развития речи, экспериментально доказала, что "рука – это второй центр речи, и развитие речевой зоны идет параллельно с развитием тонких движений пальцев рук", то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, исходящих от пальцев рук. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) теснейшим образом связаны между собой.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить". Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, и, прежде всего, у него возникают проблемы с речью. А если учесть патологическую инертность корковых процессов у умственно отсталых детей, то проблема развития мелкой моторики становится крайне актуальной.
Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и "зеркальное" письмо, когда ребенок не различает понятия "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываются в общий темп работы. Что на данное время является актуальной проблемой. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации дополнительных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.
Для реализации цели я определила следующие задачи:
- Развивать тактильную чувствительность рук детей. - Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. - Сформировать элементарные специфические графические навыки. - Подготовить руку ребенка к письму.
Для решения задач использую следующие средства:
- Развитие графической моторики.
а) Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандашей. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штриховки используются книги для раскрашивания.
б) Обведение контуров. Обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
в) Рисование узоров по клеточкам. В образце есть начало узора, необходимо его продолжить.
г) Рисование по опорным точкам, пунктирным линиям.
д) Раскрашивание картинки.
- Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память,
внимание, слуховое восприятие). -Массаж рук, пальчиковые игры, пальчиковый тренинг способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.
Массаж рук.
Массаж рук проводится сначала на одной руке, затем на другой руке.
1.Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.
2.Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.
3.Интенсивные движения большого пальца вперёд-назад, вверх-вниз, по кругу.
4.Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.
5.Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе.
6.Интенсивное растирание каждого пальца.
7.Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.
Пальчиковый тренинг.
1.Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, Затем вправо. 4-5 раз.
2.С силой сжимать и разжимать пальцы. 5-6 раз.
3.Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4-6 раз.
4.Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5-6 раз.
5.Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3-4 раза.
6.Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, локти поставлены на стол. Постепенно довести количество повторений до 10-15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – культурное наследие немецкого народа. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением. - Игры (дидактические, театрализованные, "театр в руке", сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение. - Сюжетно-тематические упражнения по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи. - Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные приемы:
- Пальчиковая гимнастика; - Показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок; - Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона) - Сминание пальцами комочков из бумаги; - Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.) - Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров) - Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т.д) - Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей - ниткопись.
- Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
- Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;
- Конструирование - Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками)
Для эффективности коррекционной работы соблюдаю принципы:
Принцип осознания совершаемых действий. Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает?", " Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?" и т.д.
Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
Принцип обратной связи. По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:
Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
Работу провожу регулярно, систематически.
Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей в целом.
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки» для детей 7-8 лет
Цель: создание методического пособия по развитию мелкой моторики руки для младших школьников. Данная разработка необходима педагогам, родителям для проведения гимнастики для пальчиков. В ней содержится краткое описание разных видов пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики руки.
Аннотация В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребёнка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста, закладываются основы здоровья, физического и умственного развития, формируются двигательные и трудовые навыки, развивается речь и моторика руки. На занятиях в начальной школе ребёнок должен владеть определёнными навыками ручного труда, но не у всех детей хорошо развиты мелкие движения рук. Перед педагогом часто встает проблема: как развить моторику руки? Поэтому, мною подобраны и апробированы на детях младшего школьного возраста комплекс упражнений и пальчиковых игр. Все эти игры помогают наиболее эффективно использовать время занятий, и вызывают у детей желание эффективно заниматься ручным трудом и рисованием. Следует обратить внимание, что предложенные в данной методической разработке пальчиковые игры относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий. Пальчиковые игры и упражнения по развитию моторики способствуют повышению функциональной активности головного мозга, стимулируют речь, благоприятно воздействуют на психическое развитие детей, снимают умственное напряжение и помогают на занятиях ручным трудом. Очень ценно, что пальчиковые игры способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера: быстроту реакции, ловкость рук внимательность, воображение, трудолюбие. В результате выполнения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыков ручного труда.
Введение Мелкая моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на его интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. Мелкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Занятия по развитию мелкой моторики руки являются развивающими, здоровьесберегающими и оздоравливающими. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Ученые - нейтробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между моторики руки и развитием речи. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца - на сердце. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследование М. М, Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представление в коре больших полушарий мозга. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.
Существуют самые разнообразные формы занятий по развитию движения пальцев. 1. Статические изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «цветок»; 2. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки –ладошки»; 3. Движение пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленьким мячиком, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками и другими предметами; 4. Ира с мозаикой; 5. Лепка пластилином, солёным тестом, глиной; 6. Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами; 7. Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений; 8. Действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую; 9. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка; 10. Действия с мелкими игрушками; 11. Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание; 12. Действие с верёвочками: завязывание и развязывание узлов, бантиком; 13. Рисование на бумаге в разных техниках: традиционными способами и нетрадиционными способами; 14. Показ пальчикового театра; 15. Конструирование из лего.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно при¬водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. 3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. 4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой. 5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. 6. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. 7. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! 8. Пальчиковые игры помогают в игре формировать элементарные математические представления 9. Тренировка движений пальцев и кисти рук повышает ра-ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. 10. Активизируется моторика руки. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Инструкция по выполнению упражнения по развитию моторики руки. • Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. • При необходимости нужно помочь ребёнку или научить его помогать себе второй рукой. • Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого - двумя одновременно. • Если упражнения показано на картинке, то для создания зрительного образа надо показать ребенку рисунок и объяснить, как выполняется упражнения. Постепенно надобность в объяснениях отпадает. • Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Упражнения надо дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. • Тренировку пальцев следует начинать с самого раннего детства. Дети, у которых лучше развиты мелкие, тонкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше будут развиты пальчики ребёнка, тем проще ему будет осваивать речь.
Основная часть.
Виды игр и упражнений по развитию моторики руки: Физические упражнения Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазания (по лесенке, на спортивном комплексе). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Упражнения с грецкими орехами Широко можно использовать упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Перекатывание между ладонями шестигранного карандаша Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Игры с мячиком В коррекционной практике можно использовать мяч - что является прекрасным инструментом. Их выбор достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества, на любой вкус. Игры с мячом развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, побуждают к общению, регулируют силу и точность движения. Помогают нормализовать эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Комплекс игр с мячом «Разминка» Мячик сильно посжимаю И ладошку поменяю
Здравствуй, мой любимый мяч! – Скажет утром каждый пальчик
Танцевать умеет танец На мяче мой каждый палец
Поверну, а ты проверь- Сверху правая теперь!
Мячик пальцем разминаю, Вдоль по пальцам мяч гоняю.
Поиграю я в футбол И забью в ладошку гол.
Сверху левой, снизу правой Я его катаю – браво.
Спираль. Не ползет и не бежит – Над цветком она кружит. За витком идет виток – Вот и села на цветок.
Занятия с бумагой Занятия аппликацией, оригами, конструированием являются развивают мелкую моторику пальцев рук. Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки. Именно поэтому складывание – это полезное занятие, способствующее активности как левого, так и правого полушария головного мозга, поскольку в работу включены две руки сразу. Занятия развивают внимание, память, воображение, сообразительность. Все эти психические особенности неразрывно связаны и зависят от активности правого и левого полушария головного мозга. Функция правого полушария головного мозга связано с воображением, музыкальными и художественными способностями, а левое полушарие связано с логическим мышлением, речью, счётом, научными способностями. Пластичность детского мозга и минимальное доминирование одного полушария над другим является очень благоприятной почвой для развития обеих половин мозга. Медики утверждают, что занятия оригами глубоко влияют на психическое состояние ребёнка и приводят его в равновесие. У детей, занимающихся этим искусством, снижается тревожность, что позволяет им адаптироваться к различным сложным ситуациям. Занятия с бумагой развивают у ребёнка навыки работы с разными материала, инструментами; воспитывают усидчивость, аккуратность, внимательность, творческие способности, воображение, фантазию, пространственное мышление, расширяют кругозор, познавательные способности. Занятия с пластилином, глиной, солёным тестом. Занятия по лепки развивают у детей моторику руки. Учащиеся осваивают разные приёмы и способы лепки из глины, солёного теста, пластилина дымковской игрушки, посуды, животных, птиц. Очень ценно, что занятия по лепке способствуют воспитанию у учащихся младших классов быстроту реакции, ловкость рук, внимательность, воображение, трудолюбие, аккуратность, усидчивость. В результате изготовления игрушек кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыков ручного труда в школе. Пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития. В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождают движениями пальцев, например, известная всем «Сорока – Ворона...». Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Коза рогатая». Рекомендуется стимулировать речевого развития детей путем тренировки движения пальцев рук, используя народные игры – потешки для детей дошкольного возраста, а детей для младшего школьного возраста пальчиковые игры со стихами:
Дни недели В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга) Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу) В среду я пекла калач, (печём "пирожки") Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк") Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев) Всех подружек в воскресенье Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
Зима Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному) Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков), Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками) С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки) А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки) Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)
Апельсин Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем) Много нас, (пальцы растопыриваем) А он один. (показываем только один палец) Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику) Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик) Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик) Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик) Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик) А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены) Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем) Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
Торт Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики) Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто) Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу) А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга) И кокосовою кpошкой Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук) А потом заваpим чай — В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)
Клён Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх) Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево) Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко) Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками) Кораблик По реке плывёт кораблик, Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения) На кораблике четыре Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца) У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями) У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком) Но страшны им только кошки, Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)
Замок На двери висит замок (руки в замке) Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая) Потянули, (потянули) Покрутили, (вращаем руки) Постучали (стучим основанием ладоней) И – открыли! (руки разжимаются)
Капуста Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим) Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга) Мы капусту солим, солим (солим щепоткой) Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем) В баночку кладём и пробуем.
Котёнок Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик) Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика) Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика) Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову) У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика) На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой) Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков) Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)
Листья Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки. Листья березы, Загибают большой палец. Листья рябины, Загибают указательный палец. Листики тополя, Загибают средний палец. Листья осины, Загибают безымянный палец. Листики дуба мы соберем, Загибают мизинец. Маме осенний букет отнесем. Сжимают и разжимают кулачки.
В гости В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Поочередно соединять все пальцы Указательный и средний, с большим пальцем. Безымянный и последний Мизинец стучит по большому пальцу. Сам мизинчик-малышок Постучался об порог. Вместе пальчики-друзья, Пальцы собрать в щепотку. Друг без друга им нельзя. Список литературы 1. Т.А. Датешидзе «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития».- СПб.: Речь,2004. 2. О.Н. Громова Т.А. Прокопенко «Игры – забавы по развитию мелкой моторики руки» Учебно – практическое пособие Изд.: «Гном и Д», Москва , 2001 3. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Пособие для родителей и педагогов Изд.: «Родничок», Москва 2000 4. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками». Изд.: «Карапуз», 1998 год
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики как основы формирования графомоторных навыков у младших школьников с ОВЗ Автор: Портнягина Светлана Олеговна, учитель-логопед Шарья 2014 год 2 Оглавление Введение 3 Научно-теоретические основы развития мелкой моторики у младших школьников 3 Цель и задачи 7 Принципы коррекционной работы 8 Содержание работы по развитию мелкой моторики 10 Результаты работы 15 Библиография 16 3 Введение Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное. Важной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а следовательно и графическими навыками – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка. Переделать уже сформировавшийся, пусть даже плохой, медленный по темпу и неразборчивый почерк и связанный с ним графический навык очень сложно. Графический навык – это привычные типовые положения кисти пишущей руки, ее движения. Понятие «графический навык» вбирает все содержание графики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв. Формирование графомоторных навыков письма, является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений. Личный опыт работы показывает, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму. Это уже с первых дней создает комплекс трудностей. Наблюдения показали, что у таких детей часто очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низкий уровень зрительно-моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти. Нередко дети не умеют правильно держать карандаш и ручку, не знают, как правильно сидеть и расположить бумагу. Сюда же подключаются проблемы с осуществлением звукобуквенного анализа. Все это затрудняет, иногда даже делает невозможным успешное формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения. Научно-теоретические основы развития мелкой моторики у младших школьников Считаем, что для того, чтобы правильно обучать детей письму, нужно знать, как формируются графические навыки письма, каковы наилучшие условия формирования этих навыков. Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека, но в отличие от большинства из них, тесно связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом 4 специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. По исследованиям Р.Е.Левиной, Ж.И.Шиф, С.М.Блинкова, А.Р.Лурия процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова. Таблица 1. Связь различных видов письменной речи с деятельностью различных участков коры головного мозга Участки головного мозга Операции Нарушения Височные области левого полушария головного мозга Слуховой анализ Письмо по слуху нарушается, списывание сохранно. Заднецентральные области левого полушария головного мозга Кинестетические ощущения Нарушение управлением движений через артикуляционные системы речи Затылочно-теменная область головного мозга Зрительная организация процесса письма Пространственные нарушения письма Левые лобные доли головного мозга Сохранность замысла при письме Невозможность последовательного письма Премоторная область коры головного мозга Моторный образ слова Нарушение чередования и последовательности нужной повторности букв. Следует отметить, что для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки становится одним из базовых, так как техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Как правило, развитие мелкой моторики протекает постепенно в течение всего дошкольного периода. Е.В.Гурьянов указывает, что в преддошкольном возрасте дети берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге, еще не 5 контролируя, не направляя зрением свою руку, позднее подключается зрительный контроль. Занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги, пальчиковая гимнастика развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее. Однако движения, необходимые для письма, не могут быть воспроизведены ни в лепке, ни в рисовании. Процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие также подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности. Таким образом, эти интересные для детей занятия носят подготовительный характер. Е.Н.Соколовой исследовались движения пальцев у детей 4-7 лет на возможность подготовки к формированию навыка письма. Оказалось, что детям легче сгибать и разгибать большой и указательный пальцы и труднее их вращать. При этом в большинстве случаев движения пальцев сопровождались движениями губ и языка. Это говорит о том, что организация движений на высшем уровне корковой регуляции еще недостаточно дифференцирована. Задержка развития движений пальцев рук может быть обусловлена тем, что к моменту поступления ребенка в школу еще не закончено окостенение пальцев кисти. В формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, роль словесного объяснения (данные А.В.Запорожца).Дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения их руки взрослыми (И.С.Комарова) К началу школьного обучения у детей должен быть достаточно развит и готов к звуковому анализу и синтезу фонематический слух, на это указывают в своих исследованиях Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Ткачева, Л.В.Журова. Таким образом, в процесс письма активно включаются двигательный, слуховой, зрительный и речедвигательный компоненты. Исследуя онтогенез развития действий рук ребенка И.М.Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. В связи с этим письмо можно рассмотреть как двигательный акт, в котором различают его двигательный состав и смысловую структуру. Двигательный состав письма сложен и своеобразен на каждой ступени овладения им. Профессор Н.А.Бернштейн в своей работе «О построении движений» отмечает, что каждый ребенок на первом этапе обучения пишет крупно, т.к. еще не завершено формирование зрительно-моторных, 6 пространственных координаций. Кроме того, чем крупнее письмо, тем меньше разница между движениями кончика пера и движениями самой руки, т.е. проще и доступнее перешифровка этих движений. По мере освоения этой перешифровки, ребенок переносит на кончик пера сначала зрительные, а затем чувствительные коррекции и обеспечивает кончику пера нужную траекторию движения (идет уменьшение величины букв и цифр). Процесс тренировки способствует заполнению моторной памяти отлаженными элементами двигательных программ, что создает предпосылку для автоматизации навыка письма. Таким образом, основу письма как двигательного акта составляют графомоторные навыки. Целенаправленные, преднамеренные действия возникают у ребенка в процессе воспитания и обучения. Сиротюк Л.Н., используя научные труды Б.А. Архипова, Т.В. Ахутиной, П. Деннисон, А.Р. Лурия, A.B. Семенович, , О.Н. Усановой, Л.С Цветковой, Ю.С. Шевченко и др. нейропсихологов и нейропедагогов обобщила опыт по разработке, модификации и обоснованию нейропсихологического и психофизиологического подходов к обучению детей в школе. Указала на то, что недостаточность развития речи, письма, чтения начинается не в школе, а еще во внутриутробном развитии и раннем младенчестве (уже сам факт того, что ребенок не ползал или ползал по измененной схеме (назад, вбок и т.д.), может свидетельствовать о дизонтогенетическом развитии). Отметила, что одной из психологических предпосылок формировования письма является сформированность двигательной сферы тонких движений, предметных действий, их подвижности, переключаемости, устойчивости. Исходя из психологической структуры любой графической деятельности, графомоторные навыки формируются в тесной зависимости от следующих факторов: зрительного восприятия, произвольной графической активности, зрительно-моторных координаций. Удобнее всего это отразить в схеме (схема 1). Схема 1 Факторы, влияющие на формирование графомоторных навыков 7 Таким образом, считаем, что знание психофизиологических особенностей развития графических навыков письма младших школьников, помогает понять, как формируется навык, какие требования можно предъявлять к письму учеников, какие трудности возникают у детей при овладении графическими навыками, и позволяет выстроить правильно коррекционную работу. Цель работы А.Н. Граборов, Е.К. Грачева, М.П. Постовская указывают, что недостаточное развитие руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики осложняет формирование графомоторных навыков учеников с ограниченными возможностями здоровья, например, искажение формы и размеров букв, не соблюдение расположения букв по линии строки, ломанность письма. Считаем, что своевременная диагностика состояния моторной сферы у детей и коррекция ее нарушений может предупредить трудности освоения письма, сделает его удобочитаемым, по-настоящему, необходимым средством коммуникации, и тем самым избежать более массивных расстройств. Поэтому, развивая интеллектуальные способности детей, особое внимание уделяется развитию мелкой моторики как основе формирования графомоторных навыков. Соответственно, целью данных рекомендаций является расширение практического инструментария педагога в работе над интенсивным развитием мелкой моторики младших школьников с ОВЗ. Задачи, которые решались в ходе написания данной работы сводились к следующему: - анализа литературы, которую педагог может использовать для повышения своей профессиональной компетентности в практической деятельности; - расширение собственных представлений об особенностях влияния мелкой моторики детей на успешность обучения в школе; Графомоторные навыки Зрительное восприятие Произвольная графическая активность Зрительно- моторные координации 8 - отбор и систематизация комплекса разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка. Принципы коррекционной работы Отметим, что формирование графического навыка письма как одного из сложнейших навыков человеческой деятельности основывается на определенных принципах обучения. Сюда включаются как общедидактические, так и принципы, вытекающие из специфики формирования графомоторных навыков письма. Такие общие принципы, как сознательность в обучении, доступность, постепенный переход от простого к более сложному, повторность, наглядность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, находят свое специфическое воплощение в коррекционной работе. Так, принцип наглядности, особенно важный в обучении графическим навыкам, обеспечиваю демонстрацией процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением таблиц, трафаретов и других пособий. Так например, в тетрадях по штриховке при выполнении узоров первый раппорт узора прописываю, а дети продолжают его. Считаю, что невозможно обучать графическому навыку, давая только устные указания, так как путь подражания и копирования образцов хорошего письма – один из основных путей формирования графических навыков. По нашему мнению, очень важно, чтобы обучение этим навыкам было сознательным. Это означает, что навыки, приемы, привычки, которые формирую, должны быть разъяснены ученикам и понятны им. Сознательному усвоению графических навыков способствует умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочеты. Здесь хорошие результаты дает такая форма работы как работа в парах по взаимопроверке тетрадей. Считаем, что для автоматизации графомоторных навыков большое значение имеет принцип повторности, который осуществляется в основном в упражнениях. При этом упражнения должны быть сознательными, посильными, разнообразными и эффективными. Хочется отметить, что повторение особенно важно на первых этапах обучения навыку, так как за время перерывов в учении (болезни, каникул) дети довольно часто забывают правила при письме, форму букв, отдельных элементов. Например, при работе со штриховкой к различным видам штриховки возвращаемся постоянно, постепенно отрабатывая каждый вид. Дети с удовольствием выполняют такие работы, проявляют творческий подход, придумывая новые варианты сочетания изученных видов штриховки. 9 Обучение графическим навыкам обязательно проводим с учетом особенностей детей: уровня развития восприятия, скорости движений анатомического аппарата движений (кисти) и нервно-мышечного управления движениями со стороны ЦНС. Особенности развития организма учитываем при дозировке количества письменных упражнений и скорости их выполнения. Например, медлительным детям разрешаю выполнять часть задания. Дети в начале работают в своем темпе, а затем стараются выполнить задание за отведенное время. Вместе с тем стараемся, чтобы обучение несколько опережало развитие детей на данный момент и способствовало их дальнейшему росту и развитию. Так работая с альбомами по развитию мелкой моторики, дети имеют возможность увидеть более сложные задания. Им интересно, некоторые пытаются выполнить их самостоятельно дома, спрашивают, как их выполнять. Или, например, при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики сначала учим простые движения, а затем объединяем их в комплекс. Это предусматривают принципы постепенного нарастания трудностей, переход от простого к сложному, постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития». Обучая детей графическим навыкам, помним о принципе учета индивидуальных особенностей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения детей (дальнозоркие, близорукие), отмечать отклонения в моторике (дрожание пальцев, подергивание руки во время письма и др.). Такое знание возможностей учеников позволяет правильно организовать работу, подбирать индивидуальные задания ученикам, давать конкретные рекомендации родителям. Очень часто сильный нажим на ручку влечет за собой быстрое утомление, таким детям сокращаем объем задания, а дома рекомендуем выполнять упражнения на снятие мышечного напряжения, самомассаж кистей и пальцев рук (см. Приложение 1). Формируя графические навыки, активно используется их большое воспитательное значение. Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, воспитываю в них такие качества, как аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, а не только письменной, уважительное отношение к труду, наконец, способствую их эстетическому воспитанию. Так, анализируя выполненные работы, будь то штриховка, или графический диктант, или устный ответ обязательно отмечаем с детьми наиболее аккуратные, точные, красивые, правильные. 10 Содержание работы по развитию мелкой моторики у младших школьников с ОВЗ По нашим наблюдениям для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Особенно явно это проявляется, когда предлагается выполнить задание по словесной инструкции. В работе используем словесные, наглядные и практические методы обучения. В силу специфики формируемых навыков большей частью это наглядные и практические методы. Работу по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук и кистей проводим на каждом логопедическом занятии по 2-5 минут. В начале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываем упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваем. Развивая мелкую моторику, развиваем межполушарную специализацию и межполушарное взаимодействие (синхронизация работы полушарий голов- ного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления), что напрямую отражается на развитии речи и интеллекта. Особое подспорье в такой работе – кинезиологические упражнения. Предлагаем зарекомендовавшие себя упражнения: - Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движе- ний. Цель: развитие силы пальцев, быстроты и ритмичности их движений. ■ Противопоставление пальцев. ■ Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно. ■ Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах. ■ Отведение — приведение пальцев. ■ Сжимание ластика разными пальцами. ■ Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно. ■ Перекладывание мячей разного диаметра. ■ Надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой. ■ Перекатывание в пальцах карандаша. ■ Передача пальцами теннисного шарика. ■ Интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию. 11 Примерный комплекс пальчиковой гимнастики и отдельных упражнений приведены в приложении 1, 2. Так же предлагаем детям различные игры на развитие мелкой моторики (см. Приложение 9). - Занятия по штриховке по контуру, обводка. Цель: развитие зрительно-моторных координаций. Развитию мелкой моторики способствуют упражнения, проводимые в специальных тетрадях, — орнаментальное рисование. В течение первого полугодия включаю данный вид работы практически в каждое занятие. Эти задания способствуют не только развитию мелкой моторики, но и формированию общеучебных умений и навыков, в частности , такого важного, как умение слушать и слышать инструкцию и точно ее выполнять. Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий. Копирование и моделирование фигур из деталей (см.Приложение 6). Задания на тренировку умения вести руку по заданной траектории, копирование элементов букв, написание букв и слов по шаблонам. Приведу пример выполнения задания «Тропинки – дорожки». Цель: выработка умения вести руку по заданной траектории. Фрагмент занятия: -Отправимся к жилищам животных по тропинкам-дорожкам. Переверните листы справа. Проведите прямую линию по узкой тропинке, пунктирную линию по извилистой дорожке, волнистую линию по широкой дороге. Пока будете работать, будет звучать музыка. Проверка. Отмечаются лучшие работы. Графические диктанты. Используем для отработки пространственной ориентации, отработке умения проводить линии в заданном направлении и определенной длины. Приведу фрагмент занятия. -Откройте тетради, нарисуйте квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник. - В круге поставьте плюс, в треугольнике точку, в квадрате галочку, в прямоугольнике палочку, в овале снежинку. - Где галочка? (В КВАДРАТЕ) - Где точка? (В ТРЕУГОЛЬНИКЕ) 12 - Где плюс? (В КРУГЕ) - Где снежинка? (В ОВАЛЕ) - Где палочка? (В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ) - Какое же слово будет помогать? - Что оно обозначает? Вывод: Предлог «В» означает, что один предмет находится внутри другого. Такой прием, помогает детям наглядно усвоить значение предлога «В», закрепить умение точно передавать форму геометрической фигуры, располагать предмет на тетрадном листе. - Работа по формированию графического образа букв (графемы). Особым пунктом хочется выделить работу по дифференциации букв, имеющих кинестетическое сходство. Предлагаем следующую последовательность операций: —выделение звука из слова; —определение сигнального признака артикуляционной позиции при произнесении звука (артикулемы); —соотнесение звука с буквой (графемой); —контроль правильности выбора; —запись буквы. Работа начинается с уточнения опытно-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурками, мозаикой. Для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита использую счетные палочки, картонные элементы, нитяные узоры (см. Приложение 8). Дети упражняются: в анализе состава и структуры графического знака; в его синтезе из элементов; в сравнительном анализе букв(от более грубых дифференцировок — к более тонким). Сначала реконструкция букв проводится в наглядно-действенном плане, а затем — отвлеченно, т.е. по представлению. Переходя к рукописному шрифту, упражняем детей в записи че- редующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу, исходной инструкции, под команду с постепенным увеличением темпа. Считаем, что при дифференциации таких букв основная задача — научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно обозначаемые ими звуки). 13 В данных упражнениях главной целью ставим закрепление связи между фонемой — артикулемой — графемой — кинемой (программой движения руки при написании буквы). Для контроля правильности выполнения включаются все анализаторы. Используем также устный диктант слогов, слов — когда дети в ответ выписывают букву в воздухе, либо пальцем на поверхности стола. Интересным приемом для детей было выписывание букв на подносе с крупой. Можно использовать вместо подносов большие плоские тарелки. - Действия с иголкой, вязальным крючком. Цель: развитие ловкости, скоординированности тонких движений пальцев рук. Данный вид заданий рекомендую включать учителям начальных классов в уроки трудового обучения. Рекомендуем родителям для домашних занятий с ребенком. - Стихотворные упражнения Стихотворные тексты являются основой упражнений, которые использую для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти. Кроме того, этими упражнениями развиваю чувства ритма, кратковременной слуховой памяти. Используем короткие стихи для закрепления понятия «слово». Во время чтения стихотворения на каждое слово пальчики «здороваются», т.е. последовательно соединяются с большим пальцем в кольцо. Здесь используются два варианта: пальцы можно соединять в прямом и обратном порядке, можно чередовать. Детям нравиться выполнять эти задания. По моим наблюдениям ежедневное выполнение такого упражнения развивает память детей, учит на слух различать предлог. При произнесении слов сложной структуры следим за тем, чтобы пальцы соединялись только один раз, так как соединением отмечаем слово, а не количество слогов в слове (см. Приложение 3). - Теневые игры. Еще одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра. Комната, в которой она проводится, должна быть затемнена. Источник света освещает экран, находясь на расстоянии 3— 4 м от него. Между экраном и источником света (посередине) производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран. Руки необходимо располагать перед источником света, учитывая его силу и направленность. Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками. 14 Исполнители должны размещаться так, чтобы тень от рук, падающая на экран, отражала только положение кисти и предплечья. Больший эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния от руки до источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур (см. Приложение 4). К сожалению логопедические занятия ограничены по времени и данный вид работы, на мой взгляд, целесообразнее всего использовать в группах продленного дня, в кружковой работе. - Самомассаж кистей и пальцев рук Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Цель: развитие движений пальцев рук, снятие мышечного напряжения, подготовка мелкой мускулатуры руки к письму. Особенно рекомендован самомассаж детям, у которых повышен мышечный тонус мелкой мускулатуры. Такие дети обычно отличаются сильным нажимом при письме, и, как следствие, быстрая мышечная утомляемость, низкая скорость письма (см.Приложение 5). - Составление фигурок из счетных палочек или спичек Цель: развитие мелкой моторики, пространственная ориентировка, соотнесение формы предмета, развитие навыков графической символизации. Просим выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлению, следующие фигуры: квадрат, треугольник, кубик, ваза, лодочка, юбочка, очки, лесенка, мельница, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженое, бабочка, аквариум, жук, окно, сумка, морковка, грузовик, рожица, брюки, пирог, мост, качели, лейка, танк, лопата, коробка карандашей, ракета, пароход, грибок, горка, тачка, беседка, снежинка, парусник, башня, песочница, самолет, кровать, телевизор, собака, корова, часы, санки, фонарик Приложение 6). 15 - Нитяные узоры Цель: развитие тонких координированных движений пальцев рук, зрительно-моторных координаций, зрительной памяти, навыков самоконтроля, развитие произвольного внимания, умения работать сосредоточенно и аккуратно. Для работы берутся толстые тяжелые нитки либо тонкие веревочки. Пользуясь карточками-образцами, дети выполняют задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание веревочек (см. Приложение 8). Результаты логопедической работы по развитию мелкой моторики у младших школьников Выше отмечалось, что учащиеся, имеющие речевые нарушения, как правило, имеют и низкий уровень развития графомоторных навыков, что отрицательно отражается на их письме. В процессе кропотливой системной работы по развитию мелкой моторики пальцевые движения становятся более четкими и ритмичными, размеры и пропорции фигур передаются более точно, линии становятся более ровными, значительно сократится число дрожащих линий, количество пропусков и замен букв, увеличится темп письма. Используя данные комплексы упражнений на логопедических занятиях, сделан вывод о положительной динамике в развитии мелкой моторики учащихся. Данный комплекс упражнений предлагается для коррекционной работы с первоклассниками и для пропедевтической работы с дошкольниками. Понимая, что сейчас время не ползет, а мчится, что родители, зарабатывая деньги, не в состоянии вовремя помочь своему ребенку, думаем, что стоит включать упражнения по развитию мелкой моторики в ежедневно проводимые занятия и режимные моменты в детском саду и школе. Считаем, что упражнения по развитию мелкой моторики влияют на развитие умственных способностей детей, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить и реализовывать замыслы, на потребность в полноценном речевом окружении и общении, на усвоение нового вида речи – письменной, в конечном итоге – формируют человека, который должен расти, тянуться к знаниям, быть гражданином великой России. 16 Библиография. 1. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. М. – 1991г. 2. Друбачевская И. Избавимся от двоек. М. – 1997г. 3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. – 1991г. 4. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж – 2003г. 5. Кондрашов В. Грамматические игры и загадки. Костромское книжное издательство – 1961 г. 6. Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. – М., 1978. 7. Логопедия /Под редакцией Л.С.Волковой. /– М., Просвещение. – 1995. – с.374. 8. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. Дельта, Аквариум – 1996г. 9. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону – 2001г. 10. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. М. – 2004г. 11.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Владос, 1995. 12.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1997. 13.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001. 14. Сиротюк А.Л. – Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. –М: ТЦ Сфера, 2003.
1. Актуальность, цель и задачи исследования
Гуманизация процесса специального образования выдвигает на первый план проблему изучения и оптимизации развития потенциальных возможностей каждого ребенка. В свете этого возрастает роль и значение этих возможностей в коррекционном обучении как важном средстве успешной адаптации и социализации детей с отклонениями в физическом развитии.
Проблема компенсации слепоты и слабовидения у детей с патологией зрения теоретически обоснована в трудах тифлопсихологов и тифлопедагогов М.И. Земцовой, А.Г. Литвака, Л.А. Плаксиной, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцевой, Б.К. Тупоногова. В их исследованиях раскрыты механизмы компенсаторного развития; теоретическое обоснование значения осязания в становлении познавательной деятельности.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью разработки теоретических подходов и практических рекомендаций по организации специальных коррекционных минуток по развитию осязания и мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения на уроках.
Мелкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа движений конечностей, музыкально-ритмических движений.
Под термином «мелкая моторика» подразумеваются высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы.
Мелкие моторные навыки включают в себя выверенные движения кистей рук и пальцев. Мелкая моторика соответствует высшему уровню оптимального двигательного стереотипа моторного развития человека.
Необходимость использования осязания и мелкой моторики как средства компенсации слепоты и слабовидения на уроках базируется на теории сенсорного развития детей с нарушением зрения.
Процесс спонтанного развития осязания и мелкой моторики слепых и слабовидящих младших школьников носит неупорядоченный, ситуативный характер; учащимся не достает специальных коррекционно-компенсаторных знаний о руке и ее функциях, возможностях осязательного и тактильно-кинестетического обследования как средства компенсации слепоты и слабовидения.
Содержание и методика коррекционных минуток на уроках позволит систематизировать процесс формирования социально-адаптивных способов ориентации в окружающем мире и успешно решит задачи коррекционно-компенсаторного развития слабовидящих детей.
В связи с этим целью своей работы ставлю формирование компенсаторных возможностей, знаний, навыков и умений использования осязания и мелкой моторики как средства познания детей с нарушением зрения на уроках.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
Определить роль и значение осязания и мелкой моторики в формировании коррекционно-компенсаторных способов ориентации в предметном мире слабовидящих младших школьников;
Охарактеризовать особенности осязания и мелкой моторики младших школьников с нарушением зрения и определить пути и средства оптимизации коррекционно-компенсаторного развития указанной категории обучащихся;
разработать содержание коррекционных минуток по развитию осязания и мелкой моторики;
2. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением зрения
Осязание – одна из важнейших составляющих сенсорной организации человека.
Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство - в двигательном поведении руки и глаза.
В процессе формирования образа, в отражении формы, положения, величины предметов и их пространственных отношений решающую роль играют «ощупывающие» движения руки и глаза. В основе зрительного и осязательного восприятия лежат двигательное поведение руки и глаза, способность мозга объективировать, то есть выносить наружу впечатления, возможность отражать одни и те же категории признаков объектов и идентичность физиологических механизмов зрительного и осязательного восприятия.
Для познания окружающей действительности осязание столь же значимо, как и зрение. В обеих сенсорных модальностях имеются как макро -так и микродвижения.
Для тренировки мелкой моторики у учащихся младших классов использую рукоделие. Наиболее простым из них является вышивание крестом, так хорошо знакомое нам по народному фольклору и собственным занятиям на уроках труда.
У большинства детей младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у школьников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов учебной деятельности. У младших школьников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение неправильного сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от учителя и родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка.
Что такое речь и как она связана с мелкой моторикой руки. Речь - это прежде всего результат согласованной деятельности многих
областей головного мозга. Так называемые артикулярные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи то же в пределах нормы, если развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитее речи, хотя общая моторика может быть в норме и даже выше.
Начиная с исследований И.М. Сеченова в психологии было разработано представление об органе осязания как формирующейся в процессе индивидуального развития функциональной системе, объединяющей ряд анализаторов. Основу этой системы составляют тактильный, температурный, кинестетический анализаторы.
А.А. Крогиус (1926) разделял осязание на активное и пассивное. Пассивное осязание образуется при сочетании различных видов кожной чувствительности. В его основе лежит деятельность кожно-механического анализатора. Пассивное осязание наблюдается при покое рецепторной поверхности и соприкасающегося с ней предмета. Возникающие в результате соприкосновения ощущения отражают ряд физических, пространственных и временных свойств и отношений предметов: вес, температуру, протяженность, в некоторых случаях форму и т.д. Однако целостный образ предмета при пассивном осязании не возникает, так как оно за редким исключением не может отразить ни его формы, ни контуров предмета, без чего формирование целостного образа невозможно. Поэтому пассивное осязание как самостоятельный процесс играет в познавательной и других видах деятельности незначительную роль.
Б.Г. Ананьевым (1961), А.Н. Леонтьевым (1959), В.П. Зинченко (1966) показаны сравнительные возможности активного и пассивного осязания. Л.М. Веккер, Б.Ф. Ломов (1959) выделяют «переходный» вид осязания, когда рука неподвижна, а предмет движется по ней.
Активное осязание, или гаптика, возникает в результате активного ощупывания предметов. В ее основе лежит интегративная деятельность кожно-механического и двигательного анализаторов. Благодаря активным ощупывающим движениям рук становится возможным не только отражение отдельных свойств и качеств, но и вычленение формы и контуров объектов, на основе чего формируется целостный образ восприятия. В процессе активного осязания большое значение приобретает кинестетическая чувствительность. Именно активному осязанию отводится первостепенная роль в познании окружающего мира.
Сенсорный образ – это эффект рефлексов, развертывающихся в анализаторах. Это означает, что анализатор, состоящий как морфологическая система из
трех выделенных И.П. Павловым частей (рецептор, проводящие пути и центр), в то же время функционально представляет собой рефлекторную дугу. Будучи первой частью большой дуги исполнительных рефлексов, заканчивающихся собственно исполнительным эффектом, он представляет собой функционально замкнутую целостную рефлекторную систему. Осязательный образ формируется на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов. Тактильные рецепторы осуществляют фильтрацию раздражений и ограничение афферентного потока. Движения, выполняемые человеком в ответ на те или иные сигналы, сами являются источником, объектом особого рода ощущений, так называемых двигательных или кинестетических. Выступая в качестве сигналов обратной связи, эти ощущения играют существенную роль в построении двигательного акта, в его регулировании и корректировке (Б.Ф. Ломов, 1982).
3. Практические занятия для развития мелкой моторики
На своих уроках я стараюсь давать детям различные упражнения на развитие мелкой моторики. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Каждый урок начинаю с разминки - пальчиковой гимнастики и упражнений на повышение уровня активации. Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.
Приложение.
Работа с родителями
Работа с детьми по развитию мелкой моторики происходит не только на уроках. Большую работу по этому вопросу провожу и с родителями обучающихся.
Прошу родителей посмотреть в своих запасах и сундуках бабушек – наверняка там завалялись отрез канвы и мотки разноцветного мулине. Пролистните пару-тройку женских журналов – там часто публикуются простенькие схемы, которые вполне по силам детям.
Дошкольник и младший школьник уже многое умеет, может как фантазировать, так и создавать что-то по образцу. Теперь он может совмещать несколько видов творчества одновременно: например, не только слепить из глины лисичку, но и раскрасить ее, а из бумаги сложить для нее домик. А значит, с каждым годом ребенку надо предлагать разные виды материалов – не только бумагу, краски и пластилин, но и семена, и листья растений, бисер, блестки, веревочки... Все это будет стимулировать фантазию и побуждать ребенка создавать более интересные поделки. Ведь развитие – это постепенное движение от простого к сложному.
В философии многих народов есть такое понятие, как «внутренняя красота» – она может быть как у человека, так и у вещи. И именно мама с папой должны как можно раньше научить ребенка ценить не только внешний блеск, но и внутренний свет – свет доброты, творчества, дружбы... Будет очень здорово, если родители смогут сохранить результаты творчества малыша – картинки, фигурки, вышивку... А через несколько лет, когда ребенок подрастет, сказать ему: «Погляди, ты уже в 3 (5, 7...) лет мог сделать что-то интересное, и если постараешься, то в будущем у тебя получится еще лучше». Потом, когда ребенок повзрослеет, это поможет ему стать уверенным в своих силах человеком, и маленькие неприятности – хоть в учебе, хоть на работе – не смогут его сломить. Ведь теперь он будет знать, что главное – приложить усилие, и все сложится удачно!
Заключение
Работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен школьного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии школьного учреждения и семьи.
Пальчиковый театр, его особенности и значение
Пальчиковый театр – это дидактическая игра (Л.В. Артёмова) [11]. Пальчиковый театр – сюжетно-ролевая игра (Н. В. Краснощекова) [44]. Пальчиковый театр – театрализованная игра (А.О. Акулова) [61].
С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя.
Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, способствует развитию мелкой моторики, т.к. в ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности [53, Е. Шадрина].
Пальчиковый театр прививает умение слушать, развивает мелкую моторику, позволит раскрыться. Ощущая себя в роли Колобка или Лисички, ребенок, по сути, играет в сюжетно-ролевую игру: замкнутый в себе малыш, вдруг начинает принимать активное участие в сказке и, незаметно для себя, но на радость родителям, становится вдруг общительным, а ребенок, лидер по натуре, лишний раз это доказывает. Куклы знакомых нам с детства персонажей помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать свою мысль, продумывать поведение. Здесь уже не устное народное творчество или сказка известного автора, здесь Автор – это сам ребенок: Автор думающий, Автор ответственный за своих персонажей, Автор, имеющий свою позицию и точку зрения.
Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для детей, а именно [11, с. 27]:
- пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);
- стараясь не пропустить "выход" своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;
- заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;
- театральные постановки развивают фантазию и воображение, особенно, если речь идёт о сценка-импровизациях;
- обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
- в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как "лево" и "право", вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);
- возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности
- выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным.
А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию, сможете лучше понять мотивы и причины того или иного поведения младших дошкольников. Даем тему, например: "Маленький бельчонок не захотел слушаться маму и ускакал далеко в лес один". Задавайте наводящие вопросы: "Что случилось с бельчонком?", "Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять?", "Кого он встретил по пути?", "Как он нашел дорогу к дому?". При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу постановки можно подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях.
Пальчиковые театры это прежде всего: вязанные фигурки, которые надеваются на пальцы рук; из бумажной массы; из теннисных шариков на которых рисуются лица персонажей; пальчиковые куклы сделанные из различных видов тканей; небольшая ширма и декораций.
Персонажи создаются из бумаги, маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, надевающиеся на пальцы. Рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы.
Познакомившись подробно с содержанием педагогического эксперимента, реализованного в ходе данного исследования, перейдем к диагностикам, а также сравнению и анализу полученных нами данных на всех этапах эксперимента.