Доклад по теме "Использование нетрадиционных видов изодеятельности для развития речи детей с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации"
Доклад по теме "Использование нетрадиционных видов изодеятельности для развития речи детей с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации"
Использование нетрадиционных художественных техник на занятиях по изодеятельности и ручному труду перспективное направление в работе с детьми с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации. В изобразительной деятельности быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность, дети быстрее запоминают предъявленный речевой материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме "Использование нетрадиционных видов изодеятельности для развития речи детей с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации"»
«Использование нетрадиционных видов изодеятельности
при развитие речи детей с нарушением слуха
и после кохлеарной имплантации»
Воспитатель:
Исмаилова Назлы Марленовна
Симферополь
2015г.
«Рука-это вышедший нар ужу мозг человека».
Н. Кант.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев».
В. А. Сухомлинский.
В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Работа пальцев рук бесконечно разнообразна. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать. Для глухих – руки служат средством общения, для слепых – средством восприятия. Тренировка пальчиков, и руки в целом, способствует и общему оздоровлению организма ребенка, и благотворно влияет на артикуляционный аппарат, что позволяет ребенку быстрее овладеть правильной речью, чистым произношением звуков.
Дети, у которых не сформированы речевые способности или имеются нарушения речи, как правило, имеют двигательные нарушения: не могут координировать работу обеих рук, сочетать их движение с движением корпуса, у детей проявляется недоразвитие мелкой моторики рук, пальцы слабые, не удерживают мелкие предметы.
Я считаю, что огромное значение в развитии мелкой моторики рук играет изобразительная деятельность и ручной труд. Они затрагивают все области развития ребенка: развивают функции руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений руки и глаза; развивают познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствуют расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи. Вырабатывают навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывают самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию, осознанию собственной значимости личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивают творческое воображение и художественный вкус.
Для себя определила несколько направлений в работе:
1. направление – развитие мелкой моторики рук через тренировку на пособиях и игрушках: пристежки, застежки, молнии, пуговицы разные виды шнуровок. Пальчиковая гимнастика. Массаж рук с использованием разнообразных предметов и материалов: шишки, каштаны, косточки плодово-ягодных культур различного размера, различные крупы, пробки, шарики и мячи и пр.
2. направление – работа с бумагой. Этот вид деятельности доступен детям с младшего возраста. Они знакомятся со свойствами бумаги: рвется, мнется, шуршит. Дети из бумаги делают комочки, составляют аппликации, объемные поделки.
3. направление – работа с разным бросовым материалом: вата, песок, опилки, стружка карандашей. Дети наматывают вату на карандаш, скатывают в шарики, украшают поделки, раскрашивают, выкладывают, рисуют разными материалами. Изготавливают разные поделки.
4. направление – работа с нитками, тесьмой и тканью. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движения рук и глаз. Наматывают нитки и тесьму на катушки, в клубочки. Плетут из тесьмы веревочки, косички.
5.направление – работа с природным материалом и пластилином. В этой работе пластилин используется как основа, на которую крепится природный материал методом вдавливания. Эта работа требует от ребенка усидчивости и терпения. Действия с крупой, семечками, сухими ягодами хорошо развивает мелкую моторику, согласованность работы рук и глаза, воображение, память. А усилие, которое ребенок прилагает, размазывая пластилин по основе, способствует развитию силы пальцев.
При планировании работы по изодеятельности и ручному труду учитываем возрастно-психологические, индивидуальные особенности и физические возможности детей. Поделки используем в качестве подарков, для украшения группы.
Изобразительная деятельность – одна из основополагающих сторон развития речи дошкольников. В процессе изодеятельности у детей активно развиваются воображение, восприятие, мелкая моторика рук, существенно обогащается словарный запас, развивается речь, формируется словесное творчество.
Процесс овладения навыками изобразительной деятельности детьми с нарушением слуха имеет ряд особенностей. У таких детей часто наблюдаются отклонения в развитии движений, что выражается в ослабленном мышечном тонусе рук , недостаточной координации движений.
В связи, с чем возникают трудности в овладении классическими приемами изобразительной деятельности. Так ребенок не может длительное время удерживать карандаш или кисть, так как руки напряжены , движения становятся неточными. В лепке, аппликации, конструировании наблюдается моторная неловкость рук, прослеживаются трудности пространственного расположения элементов.
На практике такие дети не любят рисовать, при малейших неудачах замыкаются, отказываются продолжать работу, у них ухудшается настроение.
Изобразительная деятельность тесно связана с процессом познания окружающей действительности. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и материалах, их использовании, их свойствах и способах действия с ними.
Сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, нетрадиционные художественные техники вызывают эмоционально положительное отношение к самому процессу творчества.
Работа с нетрадиционными техниками изображения снимает страх перед краской или пластилином, боязнь не справиться с заданием. Поэтому использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует раскрепощению детей, развитию творческого воображения и моторики рук. А, как известно от развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых зон головного мозга.
Существует большое количество нетрадиционных техник, хочу перечислить некоторые виды, которые я использую в своей работе.
1. Обрывная аппликация. Очень проста в выполнении, в этой технике пальчики более активны, чем в традиционной технике аппликации, что немаловажно для моторики, а следовательно и для речи.
2. Салфеточная аппликация. Путем сминания бумажной салфетки и приклеивания их на заранее нанесенный контур рисунка.
3. Работа с бросовым материалом ( крупой, ватой, шерстяными нитками и. т . д.).
4. Работа с природным материалом (каштаны, орехи, желуди, листья, и.т.д.).
5. Работа с соленым тестом. Более мягкий пластичный материал для лепки.
6. Пластиллинография. Хороша тем, что она позволяет осуществлять массаж биологически активных точек пальцев рук и ладони.
7. Кляксография. Позволяет на основе пятна создавать изображение. Использование трубочек для коктейля помогает создавать необычные узоры, сказочной красоты цветы, солнце, и т.д. Она развивает не только воображение, но и способствует постановке речевого дыхания.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных художественных техник на занятиях по изодеятельности и ручному труду перспективное направление в работе с детьми с нарушением слуха. В изобразительной деятельности быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность, дети быстрее запоминают предъявленный речевой материал.
Ручной труд - привлекательна творческая работа, которая объединяет детей, учит взаимопомощи, развивает их творческие способности, формирует умения и навыки, работать в коллективе, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.