Доклад "Один из аспектов использования информационных компьютерных технологий в логопедической работе"
Доклад "Один из аспектов использования информационных компьютерных технологий в логопедической работе"
В последние десятилетия в коррекционной педагогике остро стоял вопрос о разработке «обходных путей» и специфичных, вспомогательных по своему характеру, средств обучения детей с различными нарушениями развития, в частности, с нарушениями речи. Существенные изменения в создании таких «обходных путей» произошли с появлением компьютерных технологий, компьютерных логопедических тренажеров, в частности, отечественного компьютерного тренажера «Дельфа-142».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Один из аспектов использования информационных компьютерных технологий в логопедической работе"»
Один из аспектов использования информационных компьютерных технологий в логопедической работе в ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНР
Султанова Ф.З.
Учитель-логопед
В последние десятилетия в коррекционной педагогике остро стоял вопрос о разработке «обходных путей» и специфичных, вспомогательных по своему характеру, средств обучения детей с различными нарушениями развития, в частности, с нарушениями речи. Существенные изменения в создании таких «обходных путей» произошли с появлением компьютерных технологий, компьютерных логопедических тренажеров, в частности, отечественного компьютерного тренажера «Дельфа-142».
Среди направлений работы, на которые ориентирован тренажер, представлены: «Коррекция звукопроизношения», «Коррекция речевого дыхания», «Коррекция голоса», «Формирование фонетического восприятия», «Обучение грамоте», «Формирование и коррекция навыка чтения», «Формирование лексико-грамматической стороны речи». В тренажере предусмотрено даже меню «Предложение».
Главная инновационная идея, заложенная в компьютерные логопедические тренажеры, в том числе и в тренажёр «Дельфа-142», это визуализация для ученика и логопеда результатов коррекционных усилий учащегося при реализации «обходных путей» при постановке тех или иных недостаточно сформированных аспектов речи. Другая важная инновация – это то, что почти вся логопедическая работа по программе тренажера проводится на основе базовой для младшего школьника деятельности, а именно – в форме игры.
Программное обеспечение тренажера «Дельфа-142» позволяет решать разнообразные коррекционные задачи. Особенно емко представлены задачи в области акустической стороны речи:
- Постановка правильного речевого дыхания.
- Формирование умения произвольно менять силу голоса.
- Коррекция назального оттенка голоса.
- Развитие полноценного фонематического восприятия.
- Обучение слитному произнесению слов различной звуковой и слоговой сложности.
В довольно значительном объеме охвачены и задачи по коррекции лексико-грамматической речи:
- Работа над звукобуквенными грамматическими обобщениями.
- Формирование обобщенного значения слова.
- Расширение словарного запаса.
- Формирование навыка правильного согласования слов в предложении.
Компьютерные технологии позволяют сделать реализацию этих направлений весьма операциональной. Это проявляется, в частности, в следующем:
- Наличие отчетливого изображения основных моментов акустической структуры речи на экране монитора в виде информативных для ребенка образов.
- Сохранение визуального отображения речи на экране по окончании ее звучания в течение любого, необходимого для педагога и ученика, времени.
- Надежная обратная связь (интерактивное взаимодействие в режиме реального времени).
- Многократное дублирование необходимого типа упражнения и речевого материала.
- Работа на разных уровнях сложности в зависимости от особенностей речевых возможностей учащегося.
- Возможность учета индивидуальных особенностей детей с различными речевыми дефектами при помощи дополнительных настроек.
За два десятилетия использования тренажера «Дельфа-142» в ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНР накоплен значительный опыт. Этот опыт накапливался постепенно. Мы начали с изучения на логопедическом семинаре теоретических положений, лежащих в основе тренажера, особенностей программ по отдельным направлениям коррекционной работы. В дальнейшем на заседаниях методобъединения учителей-логопедов и педагогического совета постепенно обобщался опыт освоения тренажера, оценивались возможности и эффективность его применения в условиях данного учебного заведения. Отдельные аспекты использования тренажера были также описаны в публикациях педагогов школы-интерната.
Наш опыт показал, что в соответствии с заложенными в него программами тренажер располагает весьма широким потенциалом повышения результативности логопедической работы. Его использование явилось важнейшим подспорьем в оживлении логопедической работы, в повышении ее привлекательности для учащихся, в уменьшении ее трудоемкости для педагогов. В то же время опыт показывает, что эффективность использования тренажера, раскрытие всех заложенных в нем возможностей в значительной мере может сдерживаться степенью оснащенности коррекционных учреждений данным тренажером. Представляется, что настало время, когда следует иметь не один тренажер на школу, а хотя бы один тренажер на каждый класс.
Литература:
1. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Стандарт общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (проект) // Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Часть II. – М., 1999. – С. 282-302.
2. Грибова О.Е. Методика работы с тренажером // Логопедический тренажер «Дельфа-142» для учащихся специальных (коррекционных) школ с тяжелыми нарушениями речи. Практическое руководство. – М., 2000. – С. 32-64.
3. Мазурова Н.В. Психолого-педагогическое обоснование тренажера «Дельфа-142» // Логопедический тренажер «Дельфа-142» для учащихся специальных (коррекционных) школ с тяжелыми нарушениями речи. Практическое руководство. – М., 2000. – С.65-72.