воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;
воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас с вами начнется занятие. Мы узнаем много нового и интересного, но сначала мы сделаем пальчиковую гимнастику: которая поможет нам достойно справиться с поставленными задачами.
Пальчиковая гимнастика:
На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять!
Молодцы. А теперь, я разрешаю сесть только тому, кто назовет все гласные звуки в своем имени.
II. Основной этап.
1). Введение в новую тему.
- Ребята, я неслучайно попросила назвать вас гласные. Сегодня на занятии мы будем говорить о гласных. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете отгадав имя этого веселого человечка — клоуна , который пришел к вам в гости
-В его имени есть две парные гласные, но они убежали : Т__ п __ .
Прежде всего давайте вспомним, какие гласные называют парными, почему? Назовите пары гласных, которые вы знаете.
Отгадайте какие это гласные и как зовут человечка ?
Правильно это гласные я, а, а имя клоуна Тяпа.
-Ребята вы поняли, о каких гласных сегодня будет идти речь? Правильно героями нашего занятия вместе с клоуном будут гласные а, я. А вы не удивлены? Ведь мы уже знакомы с этой парой гласных. Почему же они будут героями занятия.
Оказывается это волшебные буквы , они умеют творить чудеса. - превращать согласные то в твердые то в мягкие.
Ну а раз речь идет о чудесах Тяпа хочет вас пригласить в место, где живут волшебство и чудеса. Слайд 3
Отгадайте его загадку:
Все глядят на середину. В середине – волшебство: Там чудак зайчишку вынул Из кармана своего. Там под купол танцовщица Улетела, как синица. Там собачки танцевали... И слоны там выступали. А котята-акробаты, Через голову - кувырк, Ну, конечно, это – (Цирк)
– Правильно, сегодня мы отправляемся в цирк и конечно,будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами а, я.
-Вы уже сказали , чем похожи парные гласные.
-А чем они отличаются? Ответить нам поможет Клоун Тяпа. Давайте произнесем вслух по слогам его имя Тя-па.
– Как звучит согласный в слоге Тя? (Мягко) Произнесем [ ть] Что делают наши губы?
- Сомкнуты , но напряжение мы не чувствуем.
Что делает язык? Спинка языка поднялась горкой изогнулась.
– Какая гласная буква является показателем мягкости согласного? (Я)
– Как звучит согласный в слоге па (Твердо). Давайте произнесем этот звук изолированно [ т] и понаблюдаем, что делают наши губы, что делает язык
- правильно губы сомкнуты и напряжены.
- язык спокойно лежит во рту.
– Какая гласная буква является показателем твердости согласного? (а)
Сформулируем тему нашего занятия.
После ответов тема появляется на доске:“Буквы А-Я после согласных”
3. Основная часть
1. Дифференциация А-Я на уровне слога:
а)А теперь посмотрите на картинку, доскажите словечко. ─ Вот цирковая сцена, называется она -… слайд 5 Дети: Арена.
─ А как по-другому можно назвать цирковую арену? (манеж)
Какой она формы? ─ Цирковая арена имеет круглую форму, чтобы зрителям было удобнее смотреть за выступлениями артистов и животных.
У вас на столах тоже кружки . Они разного цвета. Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг (у уч-ся на партах два круга: зеленый и синий).
б)Тяпа хочет загадать вам еще одну цирковую загадку.
Удивляются вокруг: Как ему хватает рук? Всем известный гастролер, Ловкий, сильный, он - Дети: Жонглер.
Жонглеры – артисты, которые ловко подбрасывают и ловят несколько предметов, например шары, кольца; булавы. – Давайте мы тоже побудем жонглерами. Подбрасывать и перекидывать мы будем мяч и заодно потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух.
“Игра с мячом”.
услышав слог (слово) с твердым согласным, нужно назвать слог (слово) с мягким , аналогично к мягкому варианту подобрать твердый (с перекидыванием мяча)
-Правильно дрессировщик, он дрессирует животных , а если он укрощает хищных животных , то это укротитель .
- Давайте и мы с вами попробуем быть укротителями. Будем укрощать слоги : Нужно расставить слоги чётко на свои места - записать слоги, содержащие мягкий согласный в первый столбик, а твердый согласный во второй столбик.
са, фа, тя , ла, ля, ял, ад, пря, сма, ква, дря, сва, тля. Подчеркните нужным цветом и твердые и мягкие согласные после гласных а,я.
Проверяем.
– Какая гласная буква является показателем твердости согласного? – Какая гласная буква является показателем мягкости согласного?
2. Развитие общей и мелкой моторики.
Посмотрите на следующую картинку, доскажите словечко
Ловко ленточкой владеет, Делать ласточку умеет. Вам покажет номер гладко Цирковая …...(акробатка.) (акробат под музыку выполняет свои движения (упражнения с лентой: змейка сверху вниз, слева направо, по спирали, ласточка, мостик)
Физкультминутка “
А сейчас давайте встанем и тоже подвигаемся под музыку, будем стараться выполнять упражнения как настоящие акробаты.
Головами покиваем Щечки быстро растираем
По ним легонько постучим И немножко помолчим
Плечиками мы покрутим И про ручки не забудем Пальчиками потрясём немножко отдохнём (потянулись вверх и опустили руки)
Мы ногами поболтаем И чуть-чуть поприседаем Колено локтем достаем раз, два, раз, два (перекрестные шаги) И работать мы начнём…
3. Дифференциация А-Я на уровне слова
1) Игра «Фокусники»
-Посмотрите на экран слайд
Отгадайте ещё одну загадку от клоуна : В моих руках любой предмет Как будто заколдован. Вот шарик есть, а вот уж нет! Вот появился снова! То там, то здесь, То нет, то есть! И вот уж шариков не счесть! Смотри, пропали! Где ж их взять?! И очень даже странно, Что достаю я их опять...Из твоего кармана!
-Как называется эта цирковая профессия? (Фокусник)
-Давайте тоже поработаем фокусниками .
-Посмотрите на картинки: (слайд ) и скажите, как можно обобщить каждую группу предметов (слов)?
мяч, юла, кукла;
дятел, зяблик, рябчик
слива, вишня, рябина
- А теперь спрячем слова , обозначающие эти предметы как настоящие фокусники. Запишите название этих картинок не используя слова . Как такое возможно? Слова нужно Зашифровать буквами А-Я , и цифрой , которая обозначает место буквы в слове.
Сначала сделаем вместе. Посмотрите что это нарисовано на первой картинке? (мяч)
Какую букву напишем в слове ? (Я)
Какой по счету напишем букву? (2)
Зашифруем первую картинку: Я2. Так же будем работать с остальными картинками.
2) Дифференциация А-Я на уровне словосочетания.
-А теперь опять загадка
Я у всех на виду Смело, без заминки По канату пройду, Словно по тропинке! (слайд )
- Правильно канатоходец. Это сложное слово образовано от двух простых слов: канат, ходить . Кто нам расскажет что такое канат ?
Канат- это очень толстая веревка.
Нам с вами тоже сейчас понадобятся веревки, чтобы соединить слова из зеленого столбика со словами синего столбика и составить словосочетания . Но сначала нужно вставь букву А или Я в слова. (Слайд )
Пр.мая одежд_
ст_рый дорог_
т_желая соб_ка
гр_зная пл_ж
п_тнистая гир_
- Запишите получившиеся словосочетания. Обозначьте выбор гласной буквы в словах цветом, объяснив свой выбор.
- Посмотрите на экран. Слайд Это ведущий – конферансье, он вышел на арену что бы объявить, что цирковое представление подходит к концу, но прежде он хочет задать вам два вопроса :
1. каких артистов работающих в цирке вы запомнили?