kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Диффереинциация гласных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:   Дифференциация гласных  А-Я,  служащих для обозначения твердости и мягкости согласных в слогах, словах, словосочетаниях

Задачи:

Образовательные :

1. закрепить знания о гласных А-Я

2. учить дифференцировать твердые и мягкие согласные перед гласными а,я в слогах, словах.

Коррекционные :

1. формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;

2. развивать фонематическое восприятие; навыки фонематического анализа.

3. развивать мелкую и общую моторику;

4. обогащать и уточнять словарный запас;

5. развивать слуховое и зрительное внимание;

Воспитательные :

  1. воспитывать умение осуществлять самоконтроль;
  2. воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;

3.воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Диффереинциация гласных»

  1. Дифференциация гласных А-Я, служащих для обозначения твердости и мягкости согласных .



Цель: Дифференциация гласных А-Я, служащих для обозначения твердости и мягкости согласных в слогах, словах, словосочетаниях



Задачи:

Образовательные :

1. закрепить знания о гласных А-Я

2. учить дифференцировать твердые и мягкие согласные перед гласными а,я в слогах, словах.

Коррекционные :

1. формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;

2. развивать фонематическое восприятие; навыки фонематического анализа.

3. развивать мелкую и общую моторику;

4. обогащать и уточнять словарный запас;

5. развивать слуховое и зрительное внимание;

Воспитательные :

  1. воспитывать умение осуществлять самоконтроль;

  2. воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;

  3. воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Ход занятия
      1. I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас с вами начнется занятие. Мы узнаем много нового и интересного, но сначала мы сделаем пальчиковую гимнастику: которая поможет нам достойно справиться с поставленными задачами.

Пальчиковая гимнастика:

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!

Молодцы. А теперь, я разрешаю сесть только тому, кто назовет все гласные звуки в своем имени.

II. Основной этап.

1). Введение в новую тему.

- Ребята, я неслучайно попросила назвать вас гласные. Сегодня на занятии мы будем говорить о гласных. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете отгадав имя этого веселого человечка — клоуна , который пришел к вам в гости



-В его имени есть две парные гласные, но они убежали : Т__ п __ .

Прежде всего давайте вспомним, какие гласные называют парными, почему? Назовите пары гласных, которые вы знаете.

Отгадайте какие это гласные и как зовут человечка ?

Правильно это гласные я, а, а имя клоуна Тяпа.



-Ребята вы поняли, о каких гласных сегодня будет идти речь? Правильно героями нашего занятия вместе с клоуном будут гласные а, я. А вы не удивлены? Ведь мы уже знакомы с этой парой гласных. Почему же они будут героями занятия.

Оказывается это волшебные буквы , они умеют творить чудеса. - превращать согласные то в твердые то в мягкие.

Ну а раз речь идет о чудесах Тяпа хочет вас пригласить в место, где живут волшебство и чудеса. Слайд 3

Отгадайте его загадку:

Все глядят на середину.
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали...
И слоны там выступали.
А котята-акробаты,
Через голову - кувырк,
Ну, конечно, это – (Цирк)

Правильно, сегодня мы отправляемся в цирк и конечно, будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами а, я.

-Вы уже сказали , чем похожи парные гласные.

-А чем они отличаются? Ответить нам поможет Клоун Тяпа. Давайте произнесем вслух по слогам его имя Тя-па.

– Как звучит согласный в слоге Тя? (Мягко) Произнесем [ ть] Что делают наши губы?

- Сомкнуты , но напряжение мы не чувствуем.

Что делает язык? Спинка языка поднялась горкой изогнулась.

– Какая гласная буква является показателем мягкости согласного? (Я)

– Как звучит согласный в слоге па (Твердо). Давайте произнесем этот звук изолированно [ т] и понаблюдаем, что делают наши губы, что делает язык

- правильно губы сомкнуты и напряжены.

- язык спокойно лежит во рту.

– Какая гласная буква является показателем твердости согласного? (а)


Сформулируем тему нашего занятия.

После ответов тема появляется на доске: Буквы А-Я после согласных”

3. Основная часть

1. Дифференциация А-Я на уровне слога:

а)А теперь посмотрите на картинку, доскажите словечко.
─ Вот цирковая сцена, называется она -… слайд 5
Дети: Арена.

─ А как по-другому можно назвать цирковую арену? (манеж)

Какой она формы?
─ Цирковая арена имеет круглую форму, чтобы зрителям было удобнее смотреть за выступлениями артистов и животных.

У вас на столах тоже кружки . Они разного цвета. Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг (у уч-ся на партах два круга: зеленый и синий).

б)Тяпа хочет загадать вам еще одну цирковую загадку.

Удивляются вокруг:
Как ему хватает рук?
Всем известный гастролер,
Ловкий, сильный, он -
Дети: Жонглер.

Жонглеры – артисты, которые ловко подбрасывают и ловят несколько предметов, например шары, кольца; булавы.
– Давайте мы тоже побудем жонглерами. Подбрасывать и перекидывать мы будем мяч и заодно потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух.

“Игра с мячом”.

услышав слог (слово) с твердым согласным, нужно назвать слог (слово) с мягким , аналогично к мягкому варианту подобрать твердый (с перекидыванием мяча)

да-дя, ня-на, са-ся , ля-ла, пря-пра, дра-дря, свя-сва; мал-мял, вял-вал, ряд-рад


3)Диктант слогов

-Посмотрите на картинку Кто это? Слайд

-Правильно дрессировщик, он дрессирует животных , а если он укрощает хищных животных , то это укротитель .

- Давайте и мы с вами попробуем быть укротителями. Будем укрощать слоги : Нужно расставить слоги чётко на свои места - записать слоги, содержащие мягкий согласный в первый столбик, а твердый согласный во второй столбик.

са, фа, тя , ла, ля, ял, ад, пря, сма, ква, дря, сва, тля. Подчеркните нужным цветом и твердые и мягкие согласные после гласных а,я.

Проверяем.

– Какая гласная буква является показателем твердости согласного?
– Какая гласная буква является показателем мягкости согласного?


2. Развитие общей и мелкой моторики.

Посмотрите на следующую картинку, доскажите словечко

Ловко ленточкой владеет, 
Делать ласточку умеет.
Вам покажет номер гладко
Цирковая …...(акробатка.)
(акробат под музыку выполняет свои движения (упражнения с лентой: змейка сверху вниз, слева направо, по спирали, ласточка, мостик)

  1. Физкультминутка “

А сейчас давайте встанем и тоже подвигаемся под музыку, будем стараться выполнять упражнения как настоящие акробаты.

Головами покиваем
Щечки быстро растираем

По ним легонько постучим
И немножко помолчим

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем
Пальчиками потрясём
немножко отдохнём (потянулись вверх и опустили руки)

Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Колено локтем достаем раз, два, раз, два (перекрестные шаги)
И работать мы начнём…


3. Дифференциация А-Я на уровне слова

1) Игра «Фокусники»

-Посмотрите на экран слайд

Отгадайте ещё одну загадку от клоуна :
В моих руках любой предмет
Как будто заколдован.
Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова! То там, то здесь, То нет, то есть!
И вот уж шариков не счесть! Смотри, пропали!
Где ж их взять?! И очень даже странно, Что достаю я их опять...Из твоего кармана!

-Как называется эта цирковая профессия? (Фокусник)

-Давайте тоже поработаем фокусниками .

-Посмотрите на картинки: (слайд ) и скажите, как можно обобщить каждую группу предметов (слов)?

мяч, юла, кукла;

дятел, зяблик, рябчик

слива, вишня, рябина



- А теперь спрячем слова , обозначающие эти предметы как настоящие фокусники. Запишите название этих картинок не используя слова . Как такое возможно? Слова нужно Зашифровать буквами А-Я , и цифрой , которая обозначает место буквы в слове.

Сначала сделаем вместе. Посмотрите что это нарисовано на первой картинке? (мяч)

Какую букву напишем в слове ? (Я)

Какой по счету напишем букву? (2)

Зашифруем первую картинку: Я2. Так же будем работать с остальными картинками.

2) Дифференциация А-Я на уровне словосочетания.

-А теперь опять загадка

Я у всех на виду
Смело, без заминки
По канату пройду,
Словно по тропинке! (слайд )

- Правильно канатоходец. Это сложное слово образовано от двух простых слов: канат, ходить . Кто нам расскажет что такое канат ?

Канат- это очень толстая веревка.

Нам с вами тоже сейчас понадобятся веревки, чтобы соединить слова из зеленого столбика со словами синего столбика и составить словосочетания . Но сначала нужно вставь букву А или Я в слова. (Слайд )

Пр.мая одежд_

ст_рый дорог_

т_желая соб_ка

гр_зная пл_ж

п_тнистая гир_


- Запишите получившиеся словосочетания. 
Обозначьте выбор гласной буквы в словах цветом, объяснив свой выбор.

Каким цветом обозначим твердость согласного? (Синим.)

Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Зеленым.)


- Посмотрите на экран. Слайд Это ведущий – конферансье, он вышел на арену что бы объявить, что цирковое представление подходит к концу, но прежде он хочет задать вам два вопроса :

1. каких артистов работающих в цирке вы запомнили?

(Клоунов, акробатов, дрессировщиков, фокусников, жонглеров, канатоходцев.)

2.- Какие «чудеса» умеют «творить» гласные «а», «я». Что происходит с согласным, если он стоит после «а», после «я»?

Молодцы! В цирке обычно говорят До новых встреч!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Диффереинциация гласных

Автор: Ескина Лариса Ивановна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308170


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства