kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференциальная диагностика речевых нарушений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад № 22 «Сказка»    Дифференциальная диагностика  речевых нарушений у детей  дошкольного возраста    Сахапова О.С. учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 22 «Сказка»

Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста Сахапова О.С. учитель-логопед

Задачи дифференциальной диагностики речевых нарушений

Задачи дифференциальной диагностики речевых нарушений

  • Отграничение друг от друга сходных состояний аномального развития различного генеза;
  • Выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения;
  • Изучение атипичного протекания дизонтогенеза;
  • Определение роли различных дефектов при сложных, комплексных отклонениях;
  • Выявление связи между дизонтогенетическими (признаками нарушенного развития) и энцефалопатическими (повреждение мозговых структур) расстройствами.
Дифференциальная диагностика дизартрии и дислалии Дислалия (диск – нарушение, калия - речь) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.  Дислалия бывает:  Механическая Функциональная Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора).  Чаще всего это дети со следующими диагнозами:

Дифференциальная диагностика дизартрии и дислалии

Дислалия (диск – нарушение, калия - речь) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. 

Дислалия бывает:

  • Механическая
  • Функциональная

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора). 

Чаще всего это дети со следующими диагнозами:

  • стертая псевдобульбарная дизартрия
  • премоторная корковая дизартрия
  • мозжечковая дизартрия
  • подкорковая дизартрия средней или легкой степени
Дифференциальная диагностика дизартрии и дислалии. Дислалия Дизартрия 1.У соматически ослабленных детей. 1.Связано с поражением центральной нервной системы. 2.Неврологическая симптоматика отсутствует. 2.Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пореза губ; сглаженность носогубных складок. 3. Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика. 4. Наряду со звукопроизношение м страдает просодика; поставленные звуки автоматизируются с трудом. 3.Двигательная сфера без патологии. 5. Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый. 6. Речевое дыхание не сформировано.  4. Страдает только звукопроизношение 5. Голос звонкий, громкий, богато модулированный. 6. Речевое дыхание в норме. 

Дифференциальная диагностика дизартрии и дислалии.

Дислалия

Дизартрия

1.У соматически ослабленных детей.

1.Связано с поражением центральной нервной системы.

2.Неврологическая симптоматика отсутствует.

2.Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пореза губ; сглаженность носогубных складок.

3. Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.

4. Наряду со звукопроизношение м страдает просодика; поставленные звуки автоматизируются с трудом.

3.Двигательная сфера без патологии.

5. Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.

6. Речевое дыхание не сформировано. 

4. Страдает только звукопроизношение

5. Голос звонкий, громкий, богато модулированный.

6. Речевое дыхание в норме. 

Алалия – это отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).  В зависимости от локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две формы алалии:

Алалия – это отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи). 

В зависимости от локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две формы алалии:

  • Моторную;
  • Сенсорную.

Дифференциальная диагностика моторной алалии и дизартрии

Моторная алалия

Дизартрия

Моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен

Нарушение артикуляционного компонента

Нарушена вся языковая система

Нарушена одна подсистема - фонетическая

  • Расстройство произношения звуков является следствием нарушения производства фонетических операций
  • Многие звуки, поврежденные нарушениями
  • Преобладают разнотипные нарушения звукопроизношения
  • Доминирует замены небольшого количества звуков
  • Может быть одновременно и правильное, и искаженное произношение звука

6. Замены артикуляторно сложных и артикуляторно простых звуков

  • Расстройство произношения вызваны прежде всего нарушениями фонетических операций
  • Только единичные звуки имеют одновременно правильное произношения
  • При стертой дизартрии однотипные нарушения
  • Доминируют искажение большого количества звуков
  • Для всех искаженных звуков характерно постоянное искажение

7. Произношение звука в составе слогов относительно сохранно, в составе слова – нарушено.

6. Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков

7. Нарушено произношение звука как в словах, так и в слогах.

Дифференциальная диагностика моторной алалии и ЗРР   Моторная алалия Задержка речевого развития Задержка темпа овладения речи Задержка темпа речевого развития, его скачкообразность Спонтанное усвоение языка самостоятельно ребенок не может овладеть Спонтанное усвоение языка возможность самостоятельного усвоения  Затруднено понимает обращенную речь Хорошо понимает обращенную речь Экспрессивная речь: Экспрессивная речь: -нарушена программа высказывания; -стойкие грубы нарушения структуры слова; -есть программа речевого высказывания; - с накоплением словаря усиливается аграмматизм; -отсутствуют грубые нарушения структуры слова и фразы; Особенности динамики в коррекционной работе – не может без коррекционного воздействия преодолеть дефект - отсутствие аграмматизмов; Особенности динамики в коррекционной работе – речевую недостаточность преодолевают спонтанно;

Дифференциальная диагностика моторной алалии и ЗРР

Моторная алалия

Задержка речевого развития

Задержка темпа овладения речи

Задержка темпа речевого развития, его скачкообразность

Спонтанное усвоение языка самостоятельно ребенок не может овладеть

Спонтанное усвоение языка возможность самостоятельного усвоения 

Затруднено понимает обращенную речь

Хорошо понимает обращенную речь

Экспрессивная речь:

Экспрессивная речь:

-нарушена программа высказывания;

-стойкие грубы нарушения структуры слова;

-есть программа речевого высказывания;

- с накоплением словаря усиливается аграмматизм;

-отсутствуют грубые нарушения структуры слова и фразы;

Особенности динамики в коррекционной работе – не может без коррекционного воздействия преодолеть дефект

- отсутствие аграмматизмов;

Особенности динамики в коррекционной работе – речевую недостаточность преодолевают спонтанно;

Дифференциальная диагностика моторной алалии и УО

Алалия

Умственная отсталость

Раньше начинают понимать речь окружающих

Несмотря на расширение лексики и овладение фразой, понимание их речи никогда не достигает нормы

Активно используют имеющиеся словесные средства общения

Используют примитивные жесты, которые не могут заменять речевое общение, сопровождать его

Пассивный словарь пополняется очень быстро и значительно шире активного

Характерна вариативность слов, отсутствуют штампы в речи

Нет резкого расхождения между активным и пассивным словарем

Противоположные явления

Постепенно начинают пользоваться фразой, но речь всегда содержательна

Во фразе нет смысла, хотя аграмматизм может и не быть

Хорошо ориентируются в невербальных заданиях

Из-за недостатков мышления и познавательной деятельности плохо ориентируются в предъявляемом им незнакомом задании

Произношение звуков автоматизируется быстрее, лучше

Произношение звуков автоматизируется долго, артикуляционные уклады звуков могут распадаться

В играх, в учебной деятельности действуют целенаправленно, хорошо используют помощь, контролируют себя

В играх, в учебной деятельности действуют нецеленаправленно, не используют помощь, не контролируют себя

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Автор: Сахапова Ольга Сергеевна

Дата: 08.09.2018

Номер свидетельства: 477297


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства