Назначение: помочь учителю-логопеду в организации и проведении систематических и разнообразных по тематике занятий по развитию связной речи и обогащению словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2. Перечитать рассказ «Лиса» в тетрадях без первых двух предложений или с доски.
- Понятен ли смысл дальнейшего без вводных предложений?
- А если убрать и третье предложение? В рассказе нарушится смысловая связь, он станет неполным и поэтому – непонятным.
В рассказе все предложения связаны между собой.
3. Прочитайте предложения с доски.
А капкан цап лису за лапу!
Шла лиса по лесу.
Неудача.
Побежала лиса на запах.
Вдруг она почуяла запах мяса.
Лиса была голодна.
- Можно ли их назвать рассказом?
-Связаны ли эти предложения по смыслу или нет?
- В связном тексте или рассказе все предложения связаны между собой и стоят в определённом порядке. Если этот порядок нарушается, то текст распадается. Чтобы снова составить рассказ из предложений, надо восстановить порядок, связать предложения и озаглавить полученный текст.
- Начинаем восстанавливать текст с поиска заглавия. Здесь дано новое заглавие.
- Докажите, что заглавие подходит.
- А как установить порядок в предложениях? Надо подумать, что произошло сначала, что потом и чем всё кончилось.
Текст восстанавливается устно.
№ 2.
1. Речевая разминка.
Замени повторяющиеся слова.
На столе лежит книга. Петя взял книгу. Петя хочет прочитать эту книгу.
2. Прочитайте предложения.
На тропинке рос красивый боровик.
Я гулял в лесу.
Он пах мхом.
Я наклонился и понюхал его.
Я сорвал гриб и положил в корзинку.
- Связаны ли эти предложения общим содержанием?
- Можно ли из них составить связный текст?
- Можно ли их озаглавить?
- Какое заглавие подойдёт к тексту?
В лесу. Находка. Гриб.
3. - Почему эти предложения нельзя назвать связным текстом – рассказом?
- Что нужно сделать чтобы их связать?
- О ком здесь рассказывается? (о мальчике)
- Чтобы установить порядок предложений, надо представить себе, что делал этот мальчик.
- О каком случае здесь сообщается?
- Где он нашёл гриб?
- Из какого предложения вы об этом узнали?
- Прочитайте хором.
- Что произошло потом? Прочитайте предложение.
- Что сделал мальчик, когда увидел гриб? Прочитайте.
- Что было потом? Прочитайте.
4. Пересказ составленного текста.
5. Запись озаглавленного текста.
№ 3.
1. Речевая разминка.
Замени неправильное слово.
На день рождения мне подаруют игру.
Мы покупили в магазине вкусный торт.
Максим скоро зашнуровает ботинки.
2. Чтение предложений.
Дядя Гриша залил площадку водой.
Потом убрали кирпичи.
Ребята задумали сделать каток.
Со всех дворов на каток сбежались ребята.
Каток.
Они расчистили площадку от снега.
Вышел хороший каток.
- Найдите среди предложений заглавие будущего рассказа.
(Запись заглавия на доске и вычеркнуть из текста).
3. – О ком здесь рассказывается? (о ребятах)
- О каком случае сообщается? (как делали каток)
- Из какого предложения вы об этом узнали?
- Прочитайте хором.
- Представим, что ребята делали сначала. (расчистили от снега)
- Что они сделали потом?
- Слово потом подсказывает порядок предложений.
- Что получилось?
- В рассказе всегда есть 3 части. Сообщается что было сначала (задумали) – это 1 часть. Что произошло потом (делали) – это 2 часть и чем кончилось (хороший каток) – это 3 часть.
4. Пересказ составленного рассказа.
5. Запись заглавия.
- Прочитаем предложения 1 части.
- Прочитаем по слогам. Запишем с красной строки.
-Прочитаем предложения 2 части.
- Каждое предложение запишем с проговариванием по слогам с красной строки.
- Прочитаем предложения 3 части.
- Прочитаем по слогам. Запишем с красной строки.
6. Самопроверка.
№ 4.
1. Речевая разминка.
Замени неправильное слово.
Все расселись на стульев и скамеек.
Ребята любовались красоте леса.
Я смеялся для весёлой шутки.
2. – Внимательно прочитайте предложения сначала про себя, а потом вслух целыми словами.
Он лежал дома и скучал.
Верные друзья.
– Спасибо вам, друзья!
Прыгает шарик, смешит Колю.
Вдруг он увидел шар в окне.
Коля болел.
А на шарике рожица нарисована.
- О ком говорится в этом тексте?
- В каких предложениях говорится о Коле?
- А в каких говорится про шарик?
- Откуда взялся шарик?
-Из какого предложения понятно, что шарик послали ребята? (-Спасибо вам, друзья!)
- Чьи это слова?
- Что нужно сделать, чтобы составить рассказ из этих предложений?
3. –Прежде чем поставить предложения в нужном порядке, надо найти заглавие. (Верные друзья)
- Прочитайте вопросы плана.
План.
1. Что случилось с Колей?
2. Как порадовали его друзья?
- О чём надо сказать в 1 части?
- О чём во 2 части?
- Перечитайте предложения. Выберите те, которые составят 1 часть рассказа.
- Поставьте их в нужном порядке.
- Составить 2 часть рассказа.
- Каким предложением заканчивается рассказ?
- О ком этот рассказ?
- Почему они названы верными друзьями?
4. Чтение хоровое рассказа целиком.
5. Запись заглавия.
Запись рассказа по частям. Три части, каждая с красной строки.