kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры

по формированию лексико-грамматических категорий

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает в работе учителей – дефектологов по формированию понятий о лексико – грамматических средствах языка, а также навыков словообразования у детей с ОВЗ. Дидактическая игра занимает важное место на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП. В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности.

ОСЕНЬ

1. «Что бывает осенью?»

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход: на столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Учащийся выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью учителя – дефектолога называет их.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий»

Дидактические игры

по формированию лексико-грамматических категорий


Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает в работе учителей – дефектологов по формированию понятий о лексико – грамматических средствах языка, а также навыков словообразования у детей с ОВЗ. Дидактическая игра занимает важное место на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП. В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности.

ОСЕНЬ

1. «Что бывает осенью?»

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход: на столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Учащийся выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью учителя – дефектолога называет их.

Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д.

2. «Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход: учитель – дефектолог называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Учащийся называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь – дожди, капля – капли, лист – листья, гриб – грибы, зонт – зонты, плащ — плащи, птица - птицы.

ОВОЩИ

1. «Чудесный мешочек"

Цель: закрепить названия овощей, их цвета.
Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.
Ход. Перед игрой проходит знакомство с овощами и их свойствами. Учащийся по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если затрудняется – помощь со стороны учителя.

2. «Загадки Знайки»

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушка «Знайка», мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход: учитель – дефектолог объясняет учащемуся, что Знайка хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Знайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Знайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.

3. «Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход: учитель – дефектолог показывает картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

ФРУКТЫ

1. Что в корзинке?

Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.

Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.

Ход: учитель – дефектолог по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

3. Соберем фрукты в саду

Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном порядке.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи.

Ход: учитель – дефектолог объясняет учащемуся, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу кабинета лежат различные муляжи. По просьбе учащийся «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сначала возьми одну грушу, потом много яблок...» и т. д.

4. «Магазин «Фрукты»

Цель: научить выражать просьбу одним - двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи, корзинка или сумка.

Ход: учитель – дефектолог играет роль продавца, Он помогает оформить просьбу или комментирует действия безречевого учащегося, называя предмет, его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? Вот какое красивое яблоко ты купила! На, Настя, яблоко, положи его в корзинку!»

ОДЕЖДА

1. «Кто во что одет?»

Цель: сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением мальчика и девочки.

Ход: учитель – дефектолог сравнивает одежду детей: «У Насти – платье и у Саши рубашка и брюки. У Настиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки - длинные» и т.д. Занятие активизируется вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье?» Если учащийся затрудняется, учитель – дефектолог сам отвечает на вопросы.

2. «Чего не хватает?»

Цель: развитие у неслышащих учащихся целостного восприятия предмета.

Оборудование: картинки с изображением брюк без одной брючины, платья без рукава, рубашки без пуговиц.

Ход: см. игру из темы «Игрушки»

ДОМ

1. «Мой дом»

Цель: познакомить с частями дома.

Ход: рассматривается дом, знакомятся с его частями: окно, стена, крыша, дверь, труба (если есть), определяют высокий дом или низкий. Затем учитель – дефектолог просит учащегося отгадать, о чем он говорит: «Через эту часть дома люди заходят в дом и выходят. Что это? (дверь). Это нужно дому для того, чтобы защищать своих жильцов от дождя и снега (крыша)» и т. д.

2. «Назови ласково» с перекидыванием мяча или с картинками:

дом – домик, окно – окошечко, дверь – дверка.

3. «Разноцветная улица»

Цель: закрепить и расширить словарь по теме, научить располагать дома ровно в ряд.

Оборудование: картонные дома разных цветов и размеров.

Ход: построить улицу, располагая дома на столе в один ряд (слева направо). Задаются вопросы: «Что ты положил? Какого цвета этот дом? Что есть у дома?»

5. «Строитель»

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: строительный материал (различные кубики).

Ход: по образцу построить городок из домиков. Домик состоит из двух частей (куб и треугольная крыша). Учитель – дефектолог сопровождает все действия речью: «Сейчас мы с тобой построим дом. Поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу». Активизируют речь учащегося, задавая ему вопросы: «Что поставим сначала? Какого цвета кубик?». Обязательно обращаем внимание на то, что много домов - это улица.

ЧЕЛОВЕК

1. "Доктор, больница"

Цель: уточнить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушечные атрибуты медика.

Ход: учитель – дефектолог предлагает учащемуся поиграть в больного и доктора. Учитель – дефектолог жалуется, что у него болит голова (рука, нога, ухо и т. д.). «Доктор» должен осмотреть больного, и "полечить" его. Затем нужно поменяться ролями.

2. «Один - много»

ухо - уши рука - руки нога - ноги и т. д.

3. «Назови ласково»

нос – носик, глаз – глазик, рука – ручка, голова - головка и т. д.

4. "Два и две"

Цель: познакомить с числительными два и две, научить употреблять их в речи.

Оборудование: зеркало.

Ход: учитель – дефектолог объясняет учащемуся перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные при подборе слов ошибки.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

1.«Давай познакомимся»

Цель: уточнить и расширить словарь ребенка по теме.
Оборудование: игрушка, изображающая домашнего животного в мешке и на картинке (кошка, собака, корова, лошадь).

Ход: учитель – дефектолог показывает учащемуся мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает игрушку, например собаку, и беседует о ней. Активизируется речь учащегося вопросами: «Кто это? Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается? Как называется детеныш собаки? Как она кричит? Что умеет делать? Где живет?» Если ребенок затрудняется при ответе на вопросы, ему требуется помощь. Учитель – дефектолог должен объяснить, что собака - это домашнее животное, гак как она живет рядом с человеком и человек заботится о ней. Аналогично проводится беседа о кошке, корове и лошади.

2. "Кто как кричит?"

Цель: научить узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: мяч.

Ход: учитель – дефектолог воспроизводит звуки, характерные для какого-либо домашнего животного, и бросает мяч учащемуся. Тот называет это животное и возвращает мяч: «Мяу - мяу» (кошка). «Гав - гав» (собака), "Му - му" (корова). «Иго - го» (лошадь).

3. «Помоги маме найти своих детенышей»

Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход: учитель – дефектолог раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Показывает учащемуся картинку например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если затрудняется, учитель – дефектолог помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей

ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

1. «Что бывает зимой?»

Проводиться аналогично игре «Что бывает осенью?» из раздела «Осень».

Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.

2. «Выпал беленький снежок»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.

Оборудование: настоящий снег и сосульки.

Ход: учитель – дефектолог приносит снег и сосульки разной величины. Вместе их рассматривают. Активизируется речь вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Учащийся отвечает па вопросы: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?». Читается стихотворение, выполняются все движения, соответствующие тексту:

Выпал беленький снежок –

Собрались мы все в кружок,

Мы потопаем, мы потопаем,

Будем весело плясать,

Будем руки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем

Чтоб нам было веселее,

Будем прыгать мы скорее.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем

3. «Что лишнее?»

Цель: расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».

Ход: учитель – дефектолог предлагает выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если учащийся затрудняется, учитель – дефектолог помогает ему. По ходу игры задаются вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько новых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи. Активизируется речь вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» и т. д.

4. «Назови ласково» (с существительными данной темы):

снег – снежок, лед — ледок, сосулька – сосулечка, санки – саночки, горка – горочка, лопата – лопатка.

ЛЕТО

1. «Что бывает летом?»

Проводится аналогично игре «Что бывает осенью?».

2. «Спасибо, лето!»

Цель: расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: разноцветная коробочка с дарами лета (ягоды, грибы, орехи, овощи, фрукты, созревшие к моменту игры).

Ход. Игру лучше всего проводить на улице (идеальное место – парк, загородная зона). Выйдя на улицу, учащийся замечает красивую коробочку (на столе, на ступеньках, скамейке и т. п), открыв которую, обнаруживает в нем дары лета. Доставая по одному плоды, орехи и ягоды, рассматривает их, описывает цвет, форму, пробует на вкус (если это возможно). Активизируется речь вопросами, идет подбор слов.

3. «Один - много» (с существительными по теме): дождь – дожди, гроза – грозы, радуга – радуги, молния – молнии, река — реки, мяч – мячи, ягода – ягоды, гриб – грибы, фрукт – фрукты.

4. «Назови ласково» (с существительными по теме): солнце – солнышко, ягода – ягодка, гриб – грибок, мяч – мячик, ведро — ведерко, дождь – дождик.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий

Автор: Ермакова Марина Михайловна

Дата: 18.11.2015

Номер свидетельства: 254746


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства