Диагностика и коррекционно-развивающая работа в ходе внедрения ФГОС с умственно отсталыми обучающимися
Диагностика и коррекционно-развивающая работа в ходе внедрения ФГОС с умственно отсталыми обучающимися
Деятельность логопедической службы в коррекционной школе направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала обучающимися, повышение их речевой грамотности и активности. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Для детей, имеющих различные речевые нарушения, главным видом деятельности является коммуникация. И целью общения с ребёнком в новых условиях ФГОС являлся не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Диагностика и коррекционно-развивающая работа в ходе внедрения ФГОС с умственно отсталыми обучающимися»
Диагностика и коррекционно-развивающая работа в ходе внедрения ФГОС с умственно отсталыми обучающимися.
Деятельность логопедической службы в коррекционной школе направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала обучающимися, повышение их речевой грамотности и активности. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Для детей, имеющих различные речевые нарушения, главным видом деятельности является коммуникация. И целью общения с ребёнком в новых условиях ФГОС являлся не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется с целью оказания помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку и чтению).
Основными задачами учителя-логопеда является:
Автоматизация звуков в спонтанной речи
Игра, выступление на сцене, предметная деятельность – как факторы речевой сноровки
Развитие сенсорной сферы
Логопедическое сопровождение осуществляется на основе обследования обучающихся, которое проводится с 1 сентября по 15 сентября и с 15 мая до 25 мая. Коррекционную работу можно разделить на три этапа:
I) Диагностический - выявление детей с нарушениями общего и речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития.
Содержание и формы работы:
- Диагностика общего и речевого развития обучающихся
- Исследование результатов обученности логопеда
- Изучение состояния навыков письменной речи детей-логопатов
Ожидаемые результаты:
- Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми логопатами
- Составление рекомендаций для родителей и учителей.
Этапы обследования
Ориентировочный.
Диагностический.
Аналитический.
Прогностический.
Информирование родителей.
Ориентировочный этап
Задачи:
Сбор анамнестических данных;
Выяснение запроса родителей;
Выявление предварительных данных о индивидуально-типологических особенностях ребенка.
Виды деятельности:
Изучение медицинской и педагогической документации;
Изучение работ ребенка;
Беседа с родителями.
Выявляемые данные: проблемы в обучении, поведении, проблемы в адаптации и взаимоотношений.
Аналитический этап
Задачи:
Интерпретация полученных данных;
заполнение речевой карты;
формулировка заключения.
Прогностический этап
Задачи:
Определить прогноз дальнейшего развития ребенка;
выяснить основные направления коррекционной работы с ним;
решить вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.
II) Коррекционно-развивающий - коррекция общего и речевого развития обучающихся-логопатов.
Содержание и формы работы:
- Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий по коррекции общего недоразвитие речи, фонетико-фонематических нарушений, нарушений чтения и письма и т.д.
Ожидаемые результаты:
- Реализация коррекционно-развивающей программы по преодолению речевых нарушений.
Составляя коррекционные программы учеников-логопатов, учитываются: возрастные, типологические, индивидуальные особенности.
Специфика логопедической работы с учащимися с умственной отсталостью.
- Работа над речевой системой в целом.
- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).
-Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).
- Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость).
- Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение).
- Конкретность и доступность заданий.
- Умеренный темп работы.
- Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность).
Эффективность коррекционно-речевого процесса в школе зависит от успешной взаимосвязи в работе логопеда, учителя, педагога-психолога и медицинских работников.
Содержание логопедической, коррекционно - развивающей работы с обучающимися:
- формирование базовых учебных действий:
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся воспитанников.
Вся работа проводится комплексно, в четыре этапа, охватывает все стороны речи и взаимосвязана с программой изучения русского языка. В конце каждого этапа проводятся проверочные работы.
Для коррекции каждого речевого дефекта пишется свой план логопедической работы.
В целом коррекционно-педагогический процесс учителя-логопеда строится в соответствии со схемой.
Коррекционно-педагогический процесс
Работа по плану
Содержание коррекционной работы
С педагогами
Прослеживание итоговой динамики
Отчет о проделанной работе
С детьми
С родителями
Согласование планирования
Составление перспективного плана
Планирование взаимодействия
III) Профилактический - обеспечение комплексного подхода к коррекции недостатков общего и речевого развития обучающихся.
Содержание и формы работы:
- Направление детей на обследование и лечение к медицинским специалистам (неврологу, психиатру, сурдологу и т.д.) по результатам диагностики.
Ожидаемые результаты:
- Контроль выполнения назначений медиков, беседы с родителями о позитивных результатах комплексного подхода к коррекции речевого недоразвития у детей с умственной отсталостью.
Нас трое: ты, я и болезнь Если ты объединишься с болезнью, То я ничего не смогу сделать для тебя. Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь. Гиппократ.