Просмотр содержимого документа
«Дефектологическое сопровождение детей с ОВЗ»
Дефектологическое сопровождение учащихся в общеобразовательной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
«…ребенок, развитие которого осложнено дефектом,
не есть просто менее развитой, чем его нормальные сверстники,
ребенок, но иначе развитой»
Л. С. Выготский
Проблема помощи детям с трудностями в обучении является одной из наиболее важных и актуальных на сегодняшний день.
К содержанию деятельности специалиста предъявляются обновленные требования, которые включают:
1) постановку целей и определение задач профессиональной деятельности с учетом требований Стандарта.
2) реализацию в работе с учащимися системно-деятельностного подхода. Авторы Концепции Стандарта рассматривают деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий);
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
-гарантированность достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
3) использование новых образовательных технологий;
4) необходимость разработки Рабочей программы по коррекционному курсу (для группы детей с однородной структурой нарушения, зачисленных на занятия).
Основная деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на создание специальных условий для детей, которые испытывают трудности в овладении общеобразовательной программой, обусловленными психофизическими особенностями и различными нарушениями сенсорной, двигательной, познавательной сферах.
К категории детей с ОВЗ в настоящее время относят детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ. Деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС обучающихся c ОВЗ, направлена на детей данной категории.
Процесс обучения, развития и воспитания, учащихся с ОВЗ строится в тесной взаимосвязи дефектолога с учителем класса. Специалист оказывает помощь в разработке адаптированных рабочих программ разных категорий детей (в нашей школе это в основном дети с ЗПР), подборе специальных методов и приемов при планировании и проведении уроков, оказывает помощь в организации сотрудничества родителей и педагога.
Работа учителя-дефектолога в условиях психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, в условиях инклюзивного образования строится по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, аналитическая деятельность и профилактика, консультативно-просветительское и организационно-методическое.
Для выявления трудностей, которые ребенок испытывает при изучении программного материала (формирования универсальных учебных действий, когнитивной сферы и т. д.) дефектолог проводит диагностическое обследование интеллектуального развития.
Для более детального изучения особенностей развития ребенка с ОВЗ я провожу динамическое наблюдение, по средствам посещения уроков. По результатам наблюдения составляются рекомендации для педагога класса по обучению детей с ЗПР и для родителей, имеющих ребенка с ОВЗ по вопросам развития и воспитания. Данный вид работы так же способствует предупреждению отставания в обучении и у других детей класса. Таким образом выявив детей, которые испытывают трудности в усвоении программного материала, но не имеют статус ОВЗ, даю рекомендации педагогу и родителям по устранению причин их возникновения.
Кандидат педагогических наук Вильшанская А.Д., выделяет следующие особенности дефектологического обследования:
1.Условия междисциплинарной работы;
2.Условия системности обследования;
3.Условия соблюдения принципов коррекционной педагогики и специальной психологии;
4.Условия реализации дифференцированного стандарта;
5.Условия кретериальной оценки состояния ребенка.
Учитель-дефектолог проводит коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия для детей с ОВЗ. Занятия проводятся во внеурочное время по мере выявления пробелов в развитии и обучении. Работа дефектолога направлена на общее развитие ребенка, а не тренировку отдельных мыслительных процессов. Дефектолог в своем арсенале средств, методов и приемов должен иметь и нетрадиционные. Я в своей работе часто использую приемы, основанные на предметно-практической деятельности детей. Например, применение техники оригами, считаю ее наиболее продуктивной в развитии мелкой моторики рук, пространственных представлений, глазомера, мышления, воображения и т.д. Дефектологические занятия носят предметную и коррекционно-развивающую направленность.
Неотъемлемой частью в работе дефектолога в рамках реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ является консультированию педагогов и родителей. Инициатором консультации может быть как специалист, так и сам консультируемый. Зачастую родители сами обращаются за помощью ко мне по вопросам особенностей воспитания и обучения ребенка с ОВЗ. Я провожу консультации по мере возникновения школьных проблем у ребенка как для педагогов, так и для родителей. Ведется просветительская работа в педагогическом коллективе по вопросам планирования, проведения и организации обучения и воспитания детей с ЗПР в рамках реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ.
Таким образом дефектологическое сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе является неотъемляемой частью в организации специальных условий для обучающихся данной категории. Для полноценного развития всесторонне развитой личности необходимо тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Учитель-дефектолог является координатором работы по созданию необходимых условий для обучающихся с ОВЗ.