Просмотр содержимого документа
«Буклет для родителей "Речевые игры «Обучение детей звуко-слоговому анализу".»
Речевые игры
«Обучение детей звуко-слоговому анализу».
Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.
Игры для овладения звуковым анализом
Этап посвящается изучению гласных и согласных звуков
"Утки и окуни". Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У. Ход игры: дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно . Взрослый произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а "утки" - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.
" Дружные звуки " Цель: научить узнавать звуки, произносимые с утрированной интонацией. Ход игры: Взрослый создаёт игровую ситуацию следующим рассказом: Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве. Когда стали создаваться слова, пришлось им разойтись по своим домам- словам. И вместо одного звука А появилось много таких же звуков А. Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе. Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые.
Примерный речевой материал: ААА-ня - ААА-лла, УУУ-ля - ИИ-ра, Оля – осы и т.д.
«Спой начало»
Цель. Учить выделять первый ударный гласный звук в слове.
Ход.
Взрослый называет слова, протягивая первый гласный звук. Ууулица, ооослик, аааист и т.д. (слова подбираются так, чтобы первый гласный звук был ударным), ребенок называет звук, котороый стоит в начале слова.
Аналогично можно поиграть, протягивая последний звук в словах.
«Назови конец»
Цель.Учить ребенка выделять последний согласный звук в слове.
Ход.Взрослый называет слова с утрированным произнесением последнего согласного звука в слове: коттт, маккк, соккк и др., ребенок выделяет и называет последний звук.
Аналогично, проводится работа по выделению и называнию ребенком первого согласного звука в слове (лллак, нннос, мммак и др.).
«Что поем?» По аналогии выделение гласного звука в середине односложных слов: кооот, пооол, сооон и др.
«Три слова» Цель.Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова. Ход. Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове, например: утка, уши, узел. Ребенок. Звук [У]. Взрослый. Где ты услышал звук [У]в слове: в начале, в середине или в конце слова? Ребенок. В начале слова. Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.
«Картинки» Цель.Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки. Ход. Взрослый. Посмотри на картинки, назови их (например: ослик, окунь, окна и т.д.). С какого звука начинается название каждой картинки? Ребенок. Звук [О]. Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук [А] (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки [А], [О], [У], [И].
«Путешествия по группе (детской площадке и т.д.)» Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук. Ход. Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук [С], [М] и т.д.
Рекомендации. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания; похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную вами ошибку: в названии предмета «диван» нет звука [С]. Затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком, даете оценку.
«Поймай словечко в ладошки» Цель.Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков (игра для развития звукового синтеза). 1-й вариант. Ход. Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М,А,К. Какое слово ты услышал? Ребенок. Слово мак. Рекомендации. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы :ЭМ – вместо [М]. Ребенок воспринимает на слух два звука –[Э] и [М], что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух. 2-й вариант. Ход. Взрослый называет звуки слова в нарушенной последовательности: Д, М, О. Ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом. Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.
«Найди слово, которое спряталось в названиях картинок»(игра для развития звукового синтеза) Цель.Учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них слово. Ход. Взрослый. Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово? Давай попробуем. Надо запомнить правила. Правило первое: рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название каждой картинки. Правило второе: запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе. Правило третье: назови слово, которое спряталось в названиях картинок. 1-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни первый звук. Образец: Картинки: шапка, автобус, рак. Звуки: [ш],[а],[р]. Слово: шар. 2-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни последний звук. Образец: Картинки: комар, трава, сок. Звуки: [р],[а],[к]. Слово: рак. 3-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни третий звук и составь слово из последовательно названных звуков. Образец: Картинки: куст, крот, кукла. Звуки: [с],[о],[к]. Слово: сок. Рекомендации. Не торопитесь проводить сложные для ребенка игры. Убедитесь, что ребенок легко выделяет звук на фоне слова, определяет место звука и , что очень важно, запоминает звуки. Только в этом случае можно использовать более сложные игры.
«Цепочка слов» Цель.Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их. Ход. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками. 2-ый вариант. Правила те же, но без картинок. Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК. Ребенок. Коза и т.д. Например: рак – коза – ананас – сова – автобус - самолет. Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т.п.).
«Волшебники» Цель.Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами. Ход. Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком [С] (по аналогии с другими звуками)
«Звук потерялся»
Цель.Учить ребенка выделять пропущенный звук.
Ход.Взрослый показывает картинку и называет ее название, намеренно пропуская звук при стечении согласных: «зот» - зонт, «тиг» - тигр, «бат» - брат. Ребенок добавляет пропущенный звук, если усложнять задание, то можно попросить ребенка выделить звуки – соседей.