kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буклет для родителей "Речевые игры «Обучение детей звуко-слоговому анализу".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове.

Просмотр содержимого документа
«Буклет для родителей "Речевые игры «Обучение детей звуко-слоговому анализу".»

Речевые игры

«Обучение детей звуко-слоговому анализу».

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Игры для овладения звуковым анализом


  1. Этап посвящается изучению гласных и согласных звуков


"Утки и окуни".
Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и  У. 
Ход игры: дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно . Взрослый произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а "утки" - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. 
Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.


" Дружные звуки " 
Цель: научить узнавать звуки, произносимые с утрированной интонацией. 
Ход игры: 
Взрослый создаёт игровую ситуацию следующим рассказом: Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве. Когда стали создаваться слова, пришлось им разойтись по своим домам- словам. И вместо одного звука А появилось много таких же звуков А. Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе. Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые.

Примерный речевой материал: ААА-ня - ААА-лла, УУУ-ля - ИИ-ра, Оля – осы и т.д. 

«Спой начало»

Цель. Учить выделять первый ударный гласный звук в слове.

Ход.

Взрослый называет слова, протягивая первый гласный звук. Ууулица, ооослик, аааист и т.д. (слова подбираются так, чтобы первый гласный звук был ударным), ребенок называет звук, котороый стоит в начале слова.

Аналогично можно поиграть, протягивая последний звук в словах.


«Назови конец»

Цель. Учить ребенка выделять последний согласный звук в слове.

Ход. Взрослый называет слова с утрированным произнесением последнего согласного звука в слове: коттт, маккк, соккк и др., ребенок выделяет и называет последний звук.


Аналогично, проводится работа по выделению и называнию ребенком первого согласного звука в слове (лллак, нннос, мммак и др.).


«Что поем?» По аналогии выделение гласного звука в середине односложных слов: кооот, пооол, сооон и др.


«Три слова»
Цель.  Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.
Ход. Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове, например: утка, уши, узел.
Ребенок. Звук [У].
Взрослый. Где ты услышал звук [У] в слове: в начале, в середине или в конце слова?
Ребенок. В начале слова.
Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

«Картинки»
Цель. Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.
Ход. Взрослый. Посмотри на картинки, назови их (например: ослик, окунь, окна и т.д.). С какого звука начинается название каждой картинки?
Ребенок. Звук [О].
Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук [А] (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки [А], [О], [У], [И].

«Путешествия по группе (детской площадке и т.д.)»
Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.
Ход. Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук [С], [М] и т.д.

Рекомендации. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания; похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную вами ошибку: в названии предмета «диван» нет звука [С]. Затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком, даете оценку. 

«Поймай словечко в ладошки»
Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков (игра для развития звукового синтеза).
1-й вариант.
Ход. Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М,А,К. Какое слово ты услышал? Ребенок. Слово мак.
Рекомендации. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы :ЭМ – вместо [М]. Ребенок воспринимает на слух два звука –[Э]  и  [М], что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух.
2-й вариант.
Ход. Взрослый называет звуки слова  в нарушенной последовательности:  Д, М, О. Ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.
Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.

«Найди слово, которое спряталось в названиях картинок» (игра для развития звукового синтеза)
Цель. Учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них слово.
Ход. Взрослый. Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово? Давай попробуем. Надо запомнить правила. Правило первое: рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название каждой картинки.
Правило второе: запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.
Правило третье: назови слово, которое спряталось в названиях картинок.
1-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни первый звук.
Образец: Картинки: шапка, автобус, рак.
Звуки: [ш],[а],[р]. Слово: шар.
2-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни последний звук.
Образец: Картинки: комар, трава, сок.
Звуки: [р],[а],[к]. Слово: рак.
3-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни третий звук и составь слово из последовательно названных звуков.
Образец: Картинки: куст, крот, кукла.
Звуки: [с],[о],[к]. Слово: сок.
Рекомендации. Не торопитесь проводить сложные для ребенка игры. Убедитесь, что ребенок легко выделяет звук на фоне слова, определяет место звука и , что очень важно, запоминает звуки. Только в этом случае можно использовать более сложные игры. 

«Цепочка слов»
Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.
Ход. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.
2-ый вариант. Правила те же, но без картинок.
Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК.
Ребенок. Коза и т.д.
Например: рак – коза – ананас – сова – автобус - самолет.
Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т.п.).

«Волшебники»
Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.
Ход.
Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком [С] (по аналогии с другими звуками)

«Звук потерялся»

Цель. Учить ребенка выделять пропущенный звук.

Ход. Взрослый показывает картинку и называет ее название, намеренно пропуская звук при стечении согласных: «зот» - зонт, «тиг» - тигр, «бат» - брат. Ребенок добавляет пропущенный звук, если усложнять задание, то можно попросить ребенка выделить звуки – соседей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Буклет для родителей "Речевые игры «Обучение детей звуко-слоговому анализу".

Автор: Останкова Елена Ивановна

Дата: 08.12.2019

Номер свидетельства: 530941

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства