kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буклет для родителей "Как поставить звук ребенку самостоятельно"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маленькие дети часто произносят многие звуки неправильно. Если дефекты произношения не исчезают к 4–5 годам – значит, ребенок нуждается в специальных упражнениях. В тех случаях, когда звукопроизношение нарушено не из-за снижения слуха, заниматься с малышом могут и родители.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буклет для родителей "Как поставить звук ребенку самостоятельно"»

Маленькие дети часто произносят многие звуки неправильно. Если дефекты произношения не исчезают к 4–5 годам – значит, ребенок нуждается в специальных упражнениях. В тех случаях, когда звукопроизношение нарушено не из-за снижения слуха, заниматься с малышом могут и родители. Проверить, нормально ли ребенок слышит, очень легко. Надо сказать шепотом несколько предложений на расстоянии 6–7 метров от него, и если малыш сможет их повторить, значит, слух в порядке.

Важно определить также, правильно ли ребенок воспринимает на слух близкие по звучанию звуки («р»–«л», «щ»–«с», («л»–«ль»). Предложите ему найти разницу в значении слов (мишка – миска, крыша – крыса, рак – лак, лук – люк, коза – коса и другие), попросите показать, как жужжит жук (ж-ж-ж), пищит комар (з-з-з), и сказать, в каких словах живет жук, а в каких комар: ежжик, ззубы, ззонтик, жжелуди. Можно, проводя эти тесты, поиграть с ребенком – пусть он поднимет руку или хлопнет в ладоши, услышав звук «ш», «ч», «р» в предложенных словах: шейка, шубка, очки, врач, рад, ряд, роза, береза, руки. Ребенок может сам придумать слова с заданным звуком.

Правильному произношению иногда мешает и дефектный прикус. При нормальном прикусе верхние зубы слегка закрывают нижние. Для исправления прикуса необходимо обратиться к ортодонту. Родители легко могут определить, достаточно ли подвижен язык ребенка, может ли он совершать большой объем движений (вверх–вниз, вперед–назад, быстро щелкать), хорошо ли развита подъязычная связка, или, как ее еще называют, уздечка. Если уздечка очень короткая и ребенок не может поднять язык к небу, советуем обратиться к отоларингологу или к логопеду. Подъязычная связка играет большую роль при произнесении звука «р», а также «щ», «ш», «ж», «л». Спешить с ее подрезанием не следует, так как она эластична и, если ребенок будет выполнять специальные упражнения, может растянуться.

Вот несколько таких упражнений:

-Широкий язык удерживать в форме «чашечки» у верхней губы.

-Перемещать кончик языка в левый и правый угол губ.

-Губы вытянуть в трубочку и растянуть в улыбку.

-При открытом рте кончиком языка гладить небо в направлении вперед–назад.

-Медленно щелкать языком, растягивая уздечку.

Пусть ребенок каждое упражнение повторяет по 8–10 раз 1–2 раза в день.

Иногда ребенок неправильно произносит звуки из-за частичного отсутствия зубов. Но не надо ждать, когда зубной ряд восстановится. Если необходимо, начинайте заниматься сразу.

Придерживайтесь определенной последовательности. Сначала добивайтесь правильного произнесения звуков, скажем, «с» и «р» или «ш» и «р», «с» и «л», то есть далеких по образованию и звучанию. Занятия проводите перед зеркалом, чтобы контролировать артикуляцию.

















МБДОУ № 1 «Русалочка»

п.Гигант



Буклет для родителей

Как поставить звук ребенку самостоятельно





Учитель-логопед:Останкова Е.И.







Постановка звуков «ш», «ж», «ч», «щ»

Первый способ произнесения звука «ш»: поднять передний край языка в виде чашечки к передней части твердого неба, образовав щель, и дуть на кончик языка. Второй способ: произносить «с», одновременно поднимая язык за верхние зубы черенком чайной ложки или медицинским шпателем, который продается в аптеке. Щеки ребенка слегка сожмите пальцами и попросите его губы вытянуть вперед в виде рупора.

Звук «ж» произносят без участия голоса: вместо «ш» можно произносить звук «з».

Если попросить ребенка повторить несколько раз «ть», отодвигая в это время кончик языка от верхних зубов в глубь рта, то получится звук «ч». Губы должны быть слегка выдвинуты вперед. Звук закрепляют начиная с обратных слогов (ач, оч, ич).

Звук «щ» формируется, если предложить ребенку длительно проговаривать мягкое «ш» (шьшьшь) или, произнося «щ», продвигать язык вперед, к верхним зубам.





Постановка звуков «л», «ль»

Твердые звуки «л» и «р» наиболее трудные: ребенок начинает правильно произносить эти звуки иногда к 6 годам и даже позже. Но упражнения надо начинать в 4–5 лет.

Нередко звук «л» ребенок произносит искаженно (лампа – уампа, йампа, лямпа, вавмпа, рампа, ыампа). Правильное положение органов речи следующее: губы и зубы разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух проходит через свободные боковые проходы.

Наиболее простые упражнения для тренировки произнесения звука «л»:

-Широко открыть рот, длительно произносить «а» и постепенно закрывать рот. При прикусывании языка будет слышен звук «л».

-Широкий кончик языка прикусить зубами, «погудеть» и, не меняя положения языка, произносить «а» или «ы». При ускорении темпа получится ла-ла-ла, лы-лы-лы.

-Из положения между зубами постепенно перевести язык за верхние зубы.

-Произносить «ы» и поднимать язык к верхним зубам.

-При губном произнесении звука «л» затормозить движение губ вперед, придержав их пальцами в маске улыбки.


Постановка звуков «р», «рь»

Вариантов дефектного произнесения звука «р» много (боковое, горловое, картавое, губное). При правильном положении органов речи губы и зубы открыты, язык в форме чашечки поднят к альвеолам (бугорки за верхними зубами, при соприкосновении с ними язык вибрирует под напором сильной струи выдыхаемого воздуха).

Наиболее доступные для самостоятельной работы способы постановки звука «р» следующие:

-Легко нажимать на кончик языка черенком чайной ложки или шпателем и длительно произносить «ж-ж-ж».

-На выходе быстро произносить звук «т-т-т» и заканчивать толчком-выходом – «тррр».

-Первым и указательным пальцами прижать к небу боковые края языка, оставив свободной середину языка. Пусть ребенок сделает глубокий вдох и выдувает воздух с включением голоса. Повторяя упражнение, надо увеличивать напор воздуха, в результате чего слышится «тррр».

-Мягкий звук «рь» произносится с некоторым продвижением языка вперед и вверх и прижиманием боковых краев языка к боковым зубам.

-Занимайтесь ежедневно не менее 2 раз по 15–20 минут.

Помните, что, разговаривая с ребенком, нельзя копировать его дефектное произношение. Будьте внимательны к себе: ребенок подражает взрослым и может перенять небрежность, торопливость, нечеткость вашей речи.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Буклет для родителей "Как поставить звук ребенку самостоятельно"

Автор: Останкова Елена Ивановна

Дата: 26.03.2020

Номер свидетельства: 544453


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства