kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буклет для педагогов «Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной  целью  дошкольного коррекционного воспитания -создание комфортных условий для интеграции ребенка с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буклет для педагогов «Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС»»

«Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Главная цель дошкольного коррекционного воспитания является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. И здесь актуальна проблема сочетаемости общеразвивающей и коррекционной программы ДОУ. Анализ последних лет показывает, что увеличивается количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Основную часть из таких детей составляет возрастная категория детей 5-6лет, которые не овладели в нормативные сроки правильным звукопроизношением и составляют основную группу риска по неуспеваемости, хотя они имеют полноценный слух и развитый интеллект.

В работе с детьми в комбинированных группах очень важно взаимодействие логопеда и воспитателя при организации коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ.

Возникающие проблемы, затрудняющие совместную деятельность воспитателя и логопеда:

• совмещать программы «Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет)» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой ДОУ;

• нет единых требований к организации совместной деятельности воспитателя и логопеда в нормативных документах, методической литературе;

• в рамках рабочего времени возникает сложность в распределении запланированной коррекционной работы и требований СаНПиНа;

• отсутствует четкое деление функции между воспитателем и логопедом.

Принципы слаженной работы учителя-логопеда и воспитателя:

1. Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

2. Принцип единства диагностики непосредственного коррекционно-педагогического процесса.

3. Принцип сотрудничества учителя-логопеда, воспитателя и детей.

4. Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

5. Принцип дифференцированного подхода к детям в процессе формирования правильной речи. Добиться поставленных задач можно только четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей, так как положительные результаты достигаются в тесном сотрудничестве.

Преемственность в работе с детьми ОВЗ учителя-логопеда и воспитателей начинается с начала учебного года.

Формы коррекционно-развивающей работы между специалистами в ДОУ:

– беседы,

– консультации,

– семинары

- практикумы,

– открытые просмотры,

– мастер-классы.

Совместная деятельность логопеда и воспитателя делится на основные виды:

1. Совместное планирование занятий воспитателя, которые обеспечат должное закрепление материала в разных видах деятельности детей.

2. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении, также составление плана совместной работы.

3. Подготовка ко всем детским праздникам (предполагается, что логопед выбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

4. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

5. Разработка общих рекомендаций для родителей.

В функции логопеда входит:

– формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи;

– изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;

– совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;

– работа над коррекцией звукопроизношения;

– работа над коррекцией слоговой структуры слова;

– формирование послогового чтения;

– знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий;

– обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений;

– предупреждение нарушений навыков письма и чтения;

– развитие психических функций, напрямую связанных с речью: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение.

К функциям воспитателя относят:

– пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов;

– учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели;

– системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов;

– стабильное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики;

– использование отработанных грамматических конструкций в ситуациях естественного общения у детей;

– закрепление навыков чтения и письма;

– формирование связной речи (такими методами, как заучивание стихотворений, текстов, потешек, знакомство с художественной литературой, работа с пересказами и составлением всех видов рассказывания);

– закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;

– развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Необходимые игры и упражнения:

• дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций, подвижные игры с правилами;

• упражнения для развития артикуляционного аппарата;

• упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук;

• упражнения, направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль над ними;

• работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;

• лексико-грамматические задания и упражнения по развитию связной речи.

Использование ИКТ в работе логопеда и воспитателя:

• проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня, по рекомендации логопеда, пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера;

• использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, совместно проводимые воспитателем и логопедом, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня;

• применение всевозможных логопедических игр и упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиН:

– использование новых моделей компьютера;

– работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы);

– проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 минуты на несколько секунд.

Включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно- пространственных отношений. Положительные результаты в коррекции речи дошкольников достигаются только путем тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателей.

Там самым согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий,оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив.

Работа по данной системе психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает системный и непрерывный характер обучения каждого воспитанника, учитывая его индивидуальные особенности для коррекции, которая приводит к положительной динамике развития.

Список литературы:

1. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для студентов вузов / В. В. Лебединский. –Москва :Академия, 2006. –144

2. Лизунова,Л. Р.Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: программно-методическое пособие. –Пермь : ОТ и ДО, 2010. –114с.

3.Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартдошкольного Образования.–Москва: Центр педагогического образования, 2014. –32





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Останкова Елена Ивановна, Устиненко Алла Васильевна

Дата: 28.03.2019

Номер свидетельства: 505029


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства