Просмотр содержимого документа
«Брошюра "Постановка свистящих звуков у детей - дизартриков"»
Подготовительные упражнения:
1. Для развития силы и направленности воздушной струи:
а) Из положения «Трубочка» подуть на ватку.
б) Из положения «Забор» упражнение «Кто дальше загонит мяч?» — плавно, длительно, непрерывно дуть вперед. Затем это же упражнение из положения «Трубочка».
2. Упражнения для губ:
а) «Забор» — губы в улыбке, видны зубы. Удержать в таком положении на счет 3-4, напрягая губы.
б) «Трубочка» — губы вперед, на счет 3—4 (произносить звук [у]).
в) из положения «Забор» (губы растянуты) перейти в положение «Трубочка» (губы вперед) произносить звуки [и-у] (5—10 раз выполнить переключения).
3. Упражнения для языка:
а) «Сделай язык широким»: «Лопата» — положить язык на нижнюю губу.
б) «Наказать непослушный язычок» (скажи: «па-па-па, пя-пя-пя») — губами шлепать по языку из положения «Лопата».
в) «Покусаем язычок»: — от кончика языка до середины покусываем выдвигаемый вперед язык.
г) «Почистим зубы» — выполнять движения языком сверху вниз по зубам.
д) Из положения «Лопата» — дуть по языку в бутылочку, бутылочку держать, приложив к подбородку, у нижней губы.
Правильная артикуляция звука [с]
Губы слегка растянуты. Зубы сближена на расстоянии 1 мм. Язык кончиком упирается в нижние резцы. Нёбная занавеска: поднята и прижата к задней стенке глотки, преграждая воздуху выход через нос (при выдохе).
Голосовые связки: разомкнуты.
Выдох: несколько усилен.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА
I. По подражанию: выполнить «Забор» — «Окно». Снова вернуться в положение «Забор». Дуть в пузырек, чтобы он «пел» или выполнить упражнение «Холодный ветер».
II. От опорного звука:
а) Выполнить «Забор» — «Окно»— «Забор». Длительно произнести звук [и], затем упражнение «Холодный ветер»: «и-и-и-иссссс».
б) То же со звука [ф]: «ф-ф-ф-ф-сссс».
III. Смешанный способ:
а) Выполнить упражнения «Забор» —«Лопата» — «Забор», т. е. прикусить широкий язык зубами, произнести «т-т-т» и дуть в пузырек. При удлинении выдоха звук [т] переходит в звук [с].
б) Выполнить упражнение «Забор», произнести «и-и-и»; затем упражнение «Холодный ветер» — «с-с-с», придерживать кончик языка зондом (иииииииссссссс).
Гласные:
[э, а, и, ы, о, у]
Согласные:
[м'-м]
Сонорные
[н'-н]
[j]
[л'-л]
[р'-р]
Смычно-взрывные
[п'-п]
[6'-6]
[т'-т]
[д'-д]
[к'-к]
[г'-к]
Щелевые
[ф'-ф]
[в'-в]
Переднеязычные
[с'-с]
[з'-з]
[ш-ж]
[х'-х]
[щ]
[ч]
[ц]
Рекомендуема последовательность коррекции звуков при дизартрии по
Г.В. Чиркиной
Артикуляция звука [з]
Артикуляция звука «3» та же, что и при [с], только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Выдох происходит с меньшим напряжением, чем при произнесении «С». Нарушения такие же, как и у звука [с]. Подготовительные упражнения те же, что и для звука [с].
ПОСТАНОВКА ЗВУКА:
I. По подражанию:
а) Различение на слух звуков [с—з] в словах, близких по звуковому составу, в слогах, среди фонем .
б) Тактильно-вибрационные ощущения от работы голосовых связок. Одну руку (тыльной стороной) ребенок прикладывает к шее логопеда, другая рука касается шеи ребенка, «ссс» — голос спит, «ззз» — голос проснулся. Звенит «Комар».
II. От опорного звука:
Выполнить упражнения «Забор» — «Комар». По подражанию произнести «ииииии-ззззззз».
Примечание: при постановке звук [з] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Комар».
Последовательность постановки звуков определяется индивидуальным подходом, в зависимости от подготовленности артикуляционных укладов.
Г.В. Чиркина предлагает два этапа в постановке звуков и их дифференциации:
I этап. Отрабатываются звуки: [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л], автоматизируются. На этом этапе планируют дифференциацию: [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].
II этап. Отрабатывают: [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р]. Дифференцируют: [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т'].
Уточняют гласные звуки, желательно в такой последовательности:
[э, а, и, ы, о, у]. Добиваются четкой артикуляции.
Согласные звуки начинают отрабатывать с мягких сонорных звуков, а затем закрепляют их твердые пары:
[м'-м, н'-н,j, л'-л, р'-р]. После сонорных звуков уточняют или заново формируют смычно-взрывные звуки:
[п'-п, б'-б, т'-т, д'-д, к'-к, г'-г].
Затем уточняют щелевые звуки: [ф'-ф, в'-в].
Переднеязычные звуки значительно чаще искажаются при дизартрии. Рекомендуется следующий порядок:
[с'-с, з'-з, ш-ж, х'-х, щ, ч, ц].
Артикуляция звука [ц]
В первый момент кончик языка упирается в нижние резцы, как при произнесении [с], спинка языка круто выгнута и передней частью смыкается с верхними резцами у их шеек. — Получается звук [т]. Во второй момент кончик языка остается в том же положении, а передняя часть его спинки после разрыва смычки отскакивает и принимает положение, свойственное [с]» ([т—с]), образуя узкий желобок посередине языка. Губы слегка растянуты, зубы сближены, но не сомкнуты, мягкое нёбо подтянуто, воздушная струя сильная, холодная, голосовые связки разомкнуты (голос не звучит).
ПОСТАНОВКА ЗВУКА:
I. По подражанию:
Тактильное ощущение: поднести руку ребенка тыльной стороной ко рту логопеда, чтобы при быстром произнесении звука [ц] он ощутил удар воздушной струи.
II. От опорного звука:
Из положения «Лопата» прикусить переднюю часть языка в слоге: «ат» и подуть, получится «ат-с = ац».
III. Смешанный способ:
Произносить звук [т] — прикусывая зубами переднюю часть языка, а затем произносим [с]. Сначала эти звуки произносятся отдельно, а потом слитно.
Примечание: при постановке звук [ц] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Кузнечик».