kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Брошюра "Постановка свистящих звуков у детей - дизартриков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная брошюра является своеобразной шпаргалкой для логопеда

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Брошюра "Постановка свистящих звуков у детей - дизартриков"»

Подготовительные упражнения:

1. Для развития силы и направленности воздуш­ной струи:

а) Из положения «Трубочка» подуть на ватку.

б) Из положения «Забор» упражнение «Кто даль­ше загонит мяч?» — плавно, длительно, непрерывно дуть вперед. Затем это же упражнение из положения «Трубочка».

2. Упражнения для губ:

а) «Забор» — губы в улыбке, видны зубы. Удер­жать в таком положении на счет 3-4, напрягая губы.

б) «Трубочка» — губы вперед, на счет 3—4 (произ­носить звук [у]).

в) из положения «Забор» (губы растянуты) перей­ти в положение «Трубочка» (губы вперед) произно­сить звуки [и-у] (5—10 раз выполнить переключения).

3. Упражнения для языка:

а) «Сделай язык широким»: «Лопата» — положить язык на нижнюю губу.

б) «Наказать непослушный язычок» (скажи: «па-па-па, пя-пя-пя») — губами шлепать по языку из положения «Лопата».

в) «Покусаем язычок»: — от кончика языка до середины покусываем выдвигаемый вперед язык.

г) «Почистим зубы» — вы­полнять движения языком сверху вниз по зубам.

д) Из положения «Лопата» — дуть по языку в бу­тылочку, бутылочку держать, приложив к подбород­ку, у нижней губы.

Правильная артикуляция звука [с]

Губы слегка растянуты. Зубы сближена на расстоянии 1 мм. Язык кончиком упирается в нижние резцы. Нёбная занавеска: поднята и прижата к задней стенке глотки, преграждая воздуху выход через нос (при выдохе).

Голосовые связки: разомкнуты.

Выдох: несколько усилен.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА

I. По подражанию: выполнить «Забор» — «Окно». Снова вернуться в положение «Забор». Дуть в пузырек, чтобы он «пел» или выполнить упражнение «Холодный ветер».

IIОт опорного звука:

а) Выполнить «Забор» — «Окно»— «За­бор». Длительно произнести звук [и], затем упражне­ние «Холодный ветер»: «и-и-и-иссссс».

б) То же со звука [ф]: «ф-ф-ф-ф-сссс».

III. Смешанный способ:

а) Выполнить упражнения «Забор» —«Лопата» — «Забор», т. е. прикусить широкий язык зубами, произнести «т-т-т» и дуть в пузырек. При уд­линении выдоха звук [т] переходит в звук [с].

б) Выполнить упражнение «Забор», произнести «и-и-и»; затем упражнение «Холодный ветер» — «с-с-с», придерживать кончик языка зондом (иииииииссссссс).



Гласные:

[э, а, и, ы, о, у]

Согласные:

[м'-м]

Сонорные

[н'-н]

[j]

[л'-л]

[р'-р]

Смычно-взрывные

[п'-п]

[6'-6]

[т'-т]

[д'-д]

[к'-к]

[г'-к]

Щелевые

[ф'-ф]

[в'-в]

Переднеязычные

[с'-с]

[з'-з]

[ш-ж]

[х'-х]

[щ]

[ч]

[ц]



Рекомендуема последовательность коррекции звуков при дизартрии по

Г.В. Чиркиной





























































Артикуляция звука [з]

Артикуляция звука «3» та же, что и при [с], толь­ко спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Выдох происходит с меньшим напряжением, чем при произнесении «С». Нарушения такие же, как и у звука [с]. Подготови­тельные упражнения те же, что и для звука [с].

ПОСТАНОВКА ЗВУКА:

I. По подражанию:

а) Различение на слух звуков [с—з] в словах, близ­ких по звуковому составу, в слогах, среди фонем .

б) Тактильно-вибрационные ощущения от работы голосовых связок. Одну руку (тыльной стороной) ре­бенок прикладывает к шее логопеда, другая рука ка­сается шеи ребенка, «ссс» — голос спит, «ззз» — го­лос проснулся. Звенит «Комар».

II. От опорного звука:

Выполнить упражнения «Забор» — «Комар». По подражанию произнести «ииииии-ззззззз».

Примечание: при постановке звук [з] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Комар».













Последовательность постановки звуков определя­ется индивидуальным подходом, в зависимости от подготовленности артикуляционных укладов.

Г.В. Чиркина предлагает два этапа в постановке звуков и их дифференциации:

I этап. Отрабатываются звуки: [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л], автоматизируются. На этом этапе пла­нируют дифференциацию: [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].

II этап. Отрабатывают: [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р]. Дифференцируют: [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т'].

Уточняют гласные звуки, желательно в такой по­следовательности:

[э, а, и, ы, о, у]. Добиваются чет­кой артикуляции.

Согласные звуки начинают отраба­тывать с мягких сонорных звуков, а затем закрепля­ют их твердые пары:

[м'-м, н'-н,j, л'-л, р'-р]. После сонорных звуков уточняют или заново формируют смычно-взрывные звуки:

[п'-п, б'-б, т'-т, д'-д, к'-к, г'-г].

Затем уточняют щелевые звуки: [ф'-ф, в'-в].

Переднеязычные звуки значительно чаще искажают­ся при дизартрии. Рекомендуется следующий поря­док:

[с'-с, з'-з, ш-ж, х'-х, щ, ч, ц].







Артикуляция звука [ц]

В первый момент кончик языка упирается в ниж­ние резцы, как при произнесении [с], спинка языка круто выгнута и передней частью смыкается с верх­ними резцами у их шеек. — Получается звук [т]. Во второй момент кончик языка остается в том же по­ложении, а передняя часть его спинки после разрыва смычки отскакивает и принимает положение, свой­ственное [с]» ([т—с]), образуя узкий желобок посере­дине языка. Губы слегка растянуты, зубы сближены, но не сомкнуты, мягкое нёбо подтянуто, воздушная струя сильная, холодная, голосовые связки разомкну­ты (голос не звучит).

ПОСТАНОВКА ЗВУКА:

I. По подражанию:

Тактильное ощущение: поднести руку ребенка тыльной стороной ко рту логопеда, чтобы при быст­ром произнесении звука [ц] он ощутил удар воздуш­ной струи.

II. От опорного звука:

Из положения «Лопата» прикусить переднюю часть языка в слоге: «ат» и подуть, получится «ат-с = ац».

III. Смешанный способ:

Произносить звук [т] — прику­сывая зубами переднюю часть языка, а затем произ­носим [с]. Сначала эти звуки произносятся отдельно, а потом слитно.

Примечание: при постановке звук [ц] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Кузнечик».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Брошюра "Постановка свистящих звуков у детей - дизартриков"

Автор: Шаромова Марина Алексеевна

Дата: 11.12.2019

Номер свидетельства: 531433


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства