Бинарное занятие на тему:"Путешествие в древний мир"
Бинарное занятие на тему:"Путешествие в древний мир"
Бинарное занятие на тему:"Путешествие в древний мир". Сочетает в себе дидактические упражнения и логопедические игры, позволяющие в доступной детям форме усвоить материал по данной теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Бинарное занятие на тему:"Путешествие в древний мир"»
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Луганской Народной Республики № 7 «Золотая рыбка»
Бинарное занятие на тему:
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНИЙ МИР»
Подготовили: логопед Сухорукова Е.А.
воспитатель Бадуненко Е.А
Алчевск 2018
Программное содержание воспитателя
Дать представление об образе жизни доисторических людей (как одевались, где жили, чем питались), о первобытном искусстве (наскальные рисунки, украшение одежды)
Познакомить при помощи картин со способами передач информации на большие расстояния.
Зрительную и слуховую память, внимание, креативное мышление
Мелкую моторику рук на этапе шнуровки шкур, разведения костра палочками
Словотворчество (придумывание имен)
Воспитывать
Желание знакомиться с историей древнего мира
Любознательность
Умение сотрудничать
Коррекционно – образовательные цели
уточнение и расширение словаря по теме «Древний человек»
обучение составлению сравнительно – описательного рассказа «Слон» и «Мамонт»,
выделение их общих и отличительных черт;
обучение образованию слов - предметов , слов – действий, слов – признаков;
закрепление вопросов, на которые они отвечают, правильному использованию их в разговорной речи;
формирование умения отвечать на вопросы распространенным предложением;
обучение выделению первого звука в слове, звуковому анализу слов;
закрепление фонематической характеристики и правильной артикуляции и произношения звуков «С» и «З»; дифференциация их в изолированном произношении и словах;
обучение выполнению песочной аппликации с использованием разноцветного песка;
Коррекционно – развивающие цели
развитие связной грамматически правильной речи, познавательного интереса к прошлому;
коррекция фонематического слуха в связи со звуками «С», «З», формирование фонематических операций звукового анализа и синтеза;
развитие зрительного внимания, памяти, воображения, креативного мышления;
развитие мелкой моторики рук, общей моторики, координации движений;
развитие умения манипулировать сыпучим материалом;
развитие тактильно – кинетической чувствительности.
Коррекционно – воспитательные цели
воспитание интереса к языковым явлениям, позитивного отношения и положительной мотивации к речевым занятиям;
воспитание аккуратности и организованности , культуры речевого общения;
повышение эмоционального фона и самооценки
Материал: шкуры – одежды, амулеты, палочки для добычи огня, мел, уголь, картинки для д/и «Что ел древний человек?»; предметные картинки с изображением огня, барабана, цветных узелков, древнего человека. Ширма, состоящая из 3- х створок; предметные картины «Мамонт» и «Слон», телевизор, 2 ноутбука, стенд, цветной песок, картинки для песочной аппликации, подносы, влажные салфетки; логоритмика «До чего дошел прогресс», пальчиковая гимнастика «Ручка в зеркало глядит», дидактическое пособие «Машина времени», Дидактическая игра «подбери картинку к слову», компьютерная дидактическая игра «Помести картинку в домик».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Звучит музыка
Дети заходят в зал.
Воспитатель: Посмотрите-ка скорей, Сколько к нам пришло гостей. Поприветствовать их нужно, Скажем, здравствуйте, мы дружно.
ПСИХОГИМНАСТИКА Сегодня мы пришли утром в детский сад, и у каждого из нассвоё настроение. Кто-то загрустил, расставаясь утром с мамой, кто-то просто не выспался, и поэтому сердится. Покажите друг - другу своё настроение. Дети меняют мимику. Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки, посмотрим, друг на друга, и ничего не говоря, просто улыбнёмся. Дети выполняют действие. И вы видим, как улыбка помогла каждому из нас стать немного веселее. И при этом ничего не надо говорить. А ведь когда – то, давным – давно, когда на Земле жили первобытные люди, они не умели говорить. Как люди этому научились? Где жили? Чем питались? Чтобы ответить на эти вопросы нам с вами нужно перенестись в древние времена. Согласны? Дети: Да! Воспитатель: А как мы можем перенестись в прошлое? Дети: На машине времени. Воспитатель: Тогда я вас всех приглашаю на самую настоящую машину времени.
(Дети проходят и становятся на машину времени)
Осуществляется полёт. Воспитатель: С благополучным прибытием. Ребята, обратите внимание, здесь нет ни домов, ни машин, только дикая природа, скалы и камни. Проходите и присаживайтесь на камушки. Звуки дикой природы. Дети сели на камни. Давным - давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьяны, прилетел ли из космоса. Мы не знаем. Но он всё – таки появился. Вот какой он был. Показ иллюстрации. Давайте попробуем его описать, какой же он был?
Предполагаемые ответы Дети: - большой и сильный - крепкий и могучий - наклонённый вперёд (сутулый) - на голове лохматые волосы - руки свешиваются до колен - одет в шкуру животного Воспитатель: А почему он не носил одежду такую как мы с вами? Дети: Воспитатель: А как вы думаете, зачем ему шкура? Дети: Она защищала от ветра и холода. Воспитатель: А хотите примерить одежду пещерного человека? Дети: Да. Воспитатель: Давайте подготовим её. Сейчас каждый берёт шкуру и посмотрим у кого получится самая прочная одежда. Проводится игра «Шнуровка». Дети одевают шкуры–одежды. Воспитатель: В кого мы превратились? Дети: Мы превратились в древних людей. Воспитатель: А как вы думаете, где жили древние люди? Дети: Они жили в пещерах. Воспитатель: А вот и наша с вами пещера. Добро пожаловать. Дети зашли в пещеру, сели в полукруг. Звуки дикой природы. Воспитатель: Древние люди, в те давние времена, жили человеческими общинами. И в каждой общине был вождь. Пока взрослые члены общины занимались охотой, дети учились у опытного вожака. Сегодня я буду вашим вождём – великим Махатуп, а вы моими учениками. Выбирайте себе амулеты. Тот, до кого я дотронусь копьём, должен встать и назвать своё имя перед всем племенем. Воспитатель дотрагивается до плеча каждого ребёнка копьём, дети встают и называют имя. Дети: - Меня зовут «Зоркий глаз» потому что я очень внимательный - Моё имя «Тигриный коготь» потому что я цепкий - А я «Острый клык» у меня самые острые зубы - «Пушистый хвостик», я пушистая и ласковая - «Светлая радуга» я яркая и красивая - «Ночная звезда», я люблю долго спать - «Быстрая стрела» , я могу всех перегнать - «Яркий луч», я солнечный, улыбчивый - «Утренняя роса», я рано просыпаюсь - «Мудрая сова», я всё знаю Воспитатель: Вот всё племя и в сборе. Но должна отметить, здесь темно и холодно, бр-р-р. Я стала замерзать. Что бы такое придумать, чтобы стало теплее и светлее? Дети: Развести огонь. Воспитатель: Отличная идея, вот и дрова приготовлены. Да вот беда, как же добыть огонь? Давайте вспомним наши прошлые занятия. Дети: Постучать камень о камень, пока появится искра. Поставить палочку на мох и покрутить её в ладошках. Подождать пока молния ударит в дерево. Воспитатель: Ну, ждать молнии это очень долго, стучать камень о камень небезопасно, а вот на счёт палочек это подходящая идея. Дети вращают палочки в ладошках. Процесс этот трудный и долгий. Чтобы ускорить его, я предлагаю подуть на костёр. Дети дуют. Появляется «огонь». Дети: АХ - ХА!!! Ну вот, сразу стало тепло и светло. Теперь можно и подкрепиться. А чем же питались древние люди? Поможет нам в этом разобраться игра «Что ел древний человек». Давайте подойдём вот к этой скале. На камне лежат карточки с продуктами питания. Вам необходимо выбрать нужную и прикрепить на скалу. Под стихотворение дети выполняют действия. Игра «ЧТО ЕЛ ДРЕВНИЙ ЧЕЛОВЕК»
Творожные сырочки? Из деревьев почки! Сладкое печенье? Съедобные растения! Щи и бутерброды? Чистую воду! Пирожки с начинкой? Жучки и личинки! Салатики и кашки? Пауки, букашки! Шоколадки, мармелад? Ягодки и семена! Сыр и колбаски? Кости и сырое мяско! А что ели сладкоежки? Корешки, орешки
Воспитатель: Подкрепились, давайте пообщаемся. А как общались между собой древние люди? Дети: Жестами, мимикой, звуками. Воспитатель: Древние люди не умели разговаривать, а издавали отдельные звуки, как животные. Давайте воспроизведем звук, воющего на луну волка? УУУ! Рычание саблезубого тигра? РРР!
Мычание мамонта? МММ! А воспроизведите восторг древнего человека. АХ - ХА!!! Воспитатель: С помощью этих звуков они выражали гнев и радость, страх и отчаяние, звали на помощь, предупреждали друг друга об опасности. А что могли использовать древние люди, чтобы передать сообщения на большие расстояния?
Предполагаемые ответы детей Дети: Разводили костры, чтобы дым был далеко виден (дым высоко – враг близко, тревога); Стучали в большой барабан (2 удара – приветствие, много ударов подряд - беда); Завязывали узелки различных цветов. Воспитатель: А ещё, древние люди писали друг другу рисуночные письма на бересте или на стенах пещер. Если пещера светлых тонов рисовали углём, а если тёмных, то мелом. Давайте и мы, как первобытные люди попробуем рассказать о чём-нибудь рисуночным письмом и украсим свою пещеру. Выбирайте, то чем вы будете работать и приступайте. Под музыку дети рисуют углём или мелом на стенах пещер. Воспитатель: У нас получились замечательные рисунки. А давайте попробуем объяснить, что же мы хотели рассказать друг другу. Дети стоят возле рисунков и объясняют содержание при помощи стихотворения «Жизнь первобытных людей» Стихотворение «ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ»
Когда-то давно. В первобытное время, В пещерах жило Первобытное племя, Под сводом трещал
Первобытный костёр. Пещерные мамы Вели разговор: О детской одежде, О детском питании Но в первую очередь - О воспитании. Кроили большие Звериные шкуры, Варили из травок Супы и микстуры. А после готовки Микстуры и пищи Они занимались Уютом в жилище. Домой приходя С первобытной работы, Пещерные папы Не знали заботы: Их ждали улыбки Тепло и уют И много счастливых Семейных минут.
(Дети рисуют наскальные рисунки. Входит логопед, начинает их фотографировать)
Логопед: -Ребята, вы удивлены моему появлению? Я сегодня в неожиданной роли – фотокорреспондента. И собираю я материалы для необычного музея, какого вы узнаете чуть позже. Хотите быть моими помощниками?
Дети:- Да!
Логопед: - Для этого мы должны вернуться в современный мир. Давайте попрощаемся с древним миром, скинем шкуры и снова пройдем в нашу «машину времени».
Воспитатель: - Ну что ж, ребята. Я прощаюсь с вами и желаю, чтоб и ваша дальнейшее путешествие было таким же интересным и увлекательным. А на память о древнем мире у вас останутся амулеты.
Счастливого пути! «Дети становятся на машину времени, звучит музыка.»
Логопед:- Добро пожаловать в современный мир!
Ребята мы с вами совершили такое головокружительное путешествие, после которого просто необходимо размяться. Согласны?
Ребенок: - Да! «Звучит музыка из кинофильма приключения электроника» «До чего дошел прогресс!»
Дети с логопедом выполняют логоритмику с пропеванием слов: став перед этим в круг.
До чего дошел прогресс! (Шагают на месте)
До невиданных чудес! (пожимают плечами)
Побывали в древнем мире (шаг в сторону, руку прикладываю колбу козырьком)
И ходили в древний лес
Припев : На машине времени (кружатся, совершают круговые движения руками
Сквозь века летим,
Возвращаться в детский сад (повороты в стороны с полу приседом)
Вовсе не хотим! (хлопают в ладоши)
До чего дошел прогресс! (Шагают на месте)
В древней шкуре или без (Руку к плечам, наклоны в стороны)
Мы вернулись в современность (Руки разворот, поворачиваются в лево, в право)
Удивительный прогресс!
Припев: На машине времени (кружатся, совершают круговые движения руками)
Сквозь века летим,
Возвратиться в детский сад (повороты в стороны с полуприседом)
Мы уже хотим! (хлопают в ладоши)
Логопед:- Вижу, Вы немного отдохнули и стали бодрее. Продолжим наше путешествие?
Дети: - Да!
Логопед:- Я хочу пригласить Вас в музей современной речи. Именно для этого музея я собираю материалы. Приглашаю Вас в 1 зал нашего музея – словарный. Здесь вы узнаете, как речь человека стала шире, богаче, красивее.
(Подходят к экрану телевизора)
Логопед: - В начале человек использовал в речи слова – предметы.
На какой вопрос они отвечают?
Дети: - Кто? Что?
Логопед: Правильно! Итак, вспомните, пожалуйста, какие слова – предметы вам встретились в древнем мире?
Логопед:- Молодцы! Затем человек в своей речи стал использовать слова – действия. На какой вопрос отвечают эти слова? Что делал? Что будет делать?
Логопед:- Сейчас мы будем учиться подбирать слова – действия к словам предметам. А поможет нам в этом игра «Подбери картинку к слову»
(На экране картинки лошадь, собака, кошка)
Логопед:- О ком можно сказать! Скачет, ржет, бежит?
Ребенок: - Лошадь скачет, ржет, бежит.
Логопед:- Охраняет, лает, кусает?
Ребенок: - Собака охраняет, лает, кусает?
Логопед: - Верно! Лакает, мурчит, ластится?
Ребенок: - Кошка лакает, мурчит, ластится.
Логопед:- Хорошо! Речь человека стала обогащаться словами – признаками. На какой вопрос они отвечают?
Ребенок: - Какой? Какая? Какие?
Логопед: - Верно! Итак: лошадь какая?
Ребенок: - Быстрая, стремительная, красивая!
Логопед:- А теперь составим предложение, используя слова – предметы, слова – действия, слова – признаки.
Ребенок: - Быстрая, стремительная лошадь скачет по лугу.
Логопед: - Собака какая?
Ребенок: - Преданная, большая, лающая!
Логопед:- Составим предложения с этими словами.
Ребенок:- Большая, преданная собака охраняет дом.
Логопед: - Замечательно! Кошка какая?
Ребенок:- Ласковая, пушистая, мягкая.
Логопед: - Итак, ваше предложение о кошке.
Ребенок:- Ласковая, пушистая кошка мурчит на крылечке!
Логопед:- Ну, что ж, вас можно смело приглашать в следующий зал современной речи – исторический.
(На стенде изображение мамонта и слона)
Логопед:- Посмотрите, кто это?
Ребенок:- Мамонт и слон.
Логопед:- Кто такой мамонт?
Ребенок: - Мамонт – дикий слон, который жил в древности.
Логопед: - Молодцы! Скажите, чем они похожи.
Ребенок:- И мамонт, и слон – крупные животные; у них большая голова и длинный хобот, крупное туловище и 4 толстых ноги.
Логопед:- А теперь назовите 5 отличий у мамонта и слона.
Ребенок: - Мамонт покрыт шерстью, а слон – нет; У мамонта - длинные бивни, а у слона - короткие; У слона – большие уши, у мамонта – средние; У мамонте – длинный хвост, а у слона – короткий; Мамонт жил в древности, а слон живет и сейчас!
Логопед:- А теперь составим сравнительно – описательный рассказ слона и мамонта.
( Два ребенка составляют сравнительно – описательный рассказ)
Логопед:- Ну что же, Вы просто молодцы! С какого звука начинается слово «Слон»
Ребенок:- Со звука «С»
Логопед:- Мы знакомы с этим звуком. Расскажите мне о звуке «С»
Ребенок:- Звук «С» - Согласный, потому, что не поется,
Звук «С» Глухой, потому, что горлышко не звенит
Логопед: - Какой у звука «С» есть брат – близнец.
Ребенок: - Это звук «З»
Логопед:- Почему их называют близнецами?
Ребенок: - Потому, что у них похожа артикуляция.
- Но звук «С» - Глухой, а звук «З» - звонкий
Логопед:- Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо Вы научились их отличать. Поможет нам в этом игра «Помести картинку в домики» . Я приглашаю Вас в следующий зал нашего музея – звуковой.
(Дети разделяются на две команды, садятся з два ноутбука и играют в игру «Помести картинки в домики»)
Логопед:- Вижу, что и с этим заданиям Вы справились! Мне остается пригласить Вас в последний зал нашего музея – Выставочный.
(Подходят к стенду)
Логопед:- Как видите, на нем пока нет экспонатов. Их подготовите Вы. А поможет Вам в этом цветной песок.
(Садятся за столы)
Логопед:- Но прежде, чем начать работу, давайте разомнем наши руки пальчиковой гимнастикой.
(Делают пальчиковую гимнастику «Ручка в зеркало глядит»)
Логопед:- Ребята, перед Вами рисунки, Вам нужно сделать их разноцветными и красивыми с помощью цветного песка.
(Звучит музыка, дети выполняют песочную аппликацию)
Логопед:- Как я вижу Ваши песочные аппликации готовы. Давайте отнесем их в выставочный зал нашего музея.
(Работы детей располагаются на стенде выставочного зала)
Логопед:- Ребята, посмотрите внимательно на Ваши песочные аппликации. Они ничего Вам не напоминают?
Ребенок:- Они напоминают нам наше путешествие во времени.
Логопед:- Давайте вспомним его с самого начала.
Ребенок:- Сначала мы на машине времени переместились в древний мир.
Там мы познакомились с жилищем древнего человека;
Узнали, что он ел, во что одевался;
Пробовали разводить древний огонь и даже делать наскальные рисунки;
Потом мы вернулись в современный мир и попали в музей современной речи;
Мы составляли предложения с помощью слов – предметов, слов– действий и слов – признаков;
Потом сравнивали и описывали слона и мамонта;
Играли в игру «Помести картинку в домик» в компьютерном зале;
Сделали песочные аппликации для выставочного зала.
Логопед:- Ребята, в музеи современной речи очень много залов и их не обойти даже за 10 занятий. А время нашего путешествия подходит к концу. Но я Вам желаю, чтоб это путешествие стало одним из первых шагов в мир чистой, красивой, грамотной, современной речи. А на память о нем я, как фотокорреспондент, хочу вручить Вам эти Фотографии.
Наше путешествие окончено, давайте попрощаемся с гостями и вернемся в группу .
(Звучит музыка, дети прощаются с гостями и выходят из зала)