Просмотр содержимого документа
«Авторская система работы с ОНР I, II уровня у детей с алалией»
Учитель-логопед Липатова Л.В.,
ГКУ «Карпинский детский
дом-интернат», ГО Карпинск
Авторская система работы с общим недоразвитием речи I, II уровня у детей с алалией
Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Недоразвитие речи при алалии носит системный характер. Отмечаются нарушения всех ее компонентов: звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы, слоговая структура слова, лексика, грамматика, связная речь.
Многолетний опыт логопедов показал, что традиционно принятая система коррекционной логопедической работы с данной категорией детей является недостаточно конкретной и эффективной. Речь пойдет об авторской системе работы с общим недоразвитием речи I, II уровня у детей с алалией.
Цель данной программы: организованное психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с алалией, подбор адекватных методов и приемов по развитию речи детей с алалией.
Задачи:
- проведение диагностики уровня речевого развития детей с алалией;
- оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с алалией и психолого-педагогической поддержки их семьям;
- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка.
Программа предназначена для диагностики уровня речевого развития и коррекционной работы с детьми с алалией в возрасте от 3 до 7 лет.
Основной базой рабочей программы является методическое пособие по развитию речи детей с алалией Н. Созоновой, Е. Куциной «Читать раньше, чем говорить» (Екатеринбург, 2011г.).
Авторский подход к проблеме коррекционной логопедической работы с данной категорией детей состоит в следующем.
1. Обучение грамоте. Следуя правилу «читать раньше, чем говорить», мы даем ребенку опору для более уверенного произношения. Причем в отличии от глобального чтения, обучая детей грамоте аналитико-синтетическим путем, мы учим их слушать и различать звуки в произнесенном и прочитанном слове. Дети учатся называть звуки по порядку, составлять слова из слогов, предложения из слов. Ребенок соотносит печатное слово с предметной картинкой; называет звуки по порядку в слогах и словах; из нескольких печатных слов находит одно, соответствующее предложенной картинке. Он упражняется в подборе слов на заданный звук и слог.
Таким образом, ребенок параллельно учится читать, говорить, запоминать, дифференцировать звуки, буквы, слова. Осмысленно читая слова и предложения, работая с простым деформированным печатным текстом, ребенок быстрее обогащает свою речевую практику.
2. Возраст. Коррекционная работа с ребенком, имеющим тяжелое нарушение речи, должна начинаться в 3 года. Это обусловлено, во-первых, тем, что работа с данным нарушением речи будет занимать не один - два месяца, а несколько лет.
3. Многообразие наглядного (иллюстративного) материала. Это положение обусловлено тем, что коррекционная работа начинается в раннем возрасте и требует от ребенка огромных усилий. А повышение мотивации к занятиям у маленьких детей возможно лишь путем активного использования наглядного материала.
Поэтому задача педагога – сделать занятия наиболее интересными и продуктивными, оборудовав их красочными, функциональными и доступными для восприятия материалом.
4. Многократное повторение. Для запоминания одного слова ребенку с алалией необходимо его многократное повторение (более 120 раз). Это связано с тем, у ребенка быстро теряется с трудом, найденный артикуляционный уклад.
Работа по развитию речи ведется по следующим направлениям:
- Формирование активного словаря, доступного для понимания и воспроизведения.
- Формирование и накопление пассивного словарного запаса.
- Обучение грамоте.
- Формирование простой фразы.
- Развитие грамматического строя речи.
- Формирование звукопроизношения.
- Развитие связной речи.
Материал в пособии дается с постепенным усложнением. Его можно использовать в изложенной последовательности, а можно выполнять задания выборочно, в зависимости от структуры дефекта, уровня речевого развития, а также индивидуальных особенностей ребенка. Последовательность материала также может варьироваться в зависимости от возможностей малыша. В пособии даются лишь варианты практического материала. Объем, уровень сложности, частота повторений определяются педагогом в каждом конкретном случае.
Нельзя забывать о том, что параллельно с работой над экспрессивной и импрессивной речью ведется работа по развитию неречевых процессов. Это упражнения на развитие памяти, внимания, логического мышления. Материал подбирается с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
План работы составляется и индивидуально на каждого ребенка.
Используя авторскую систему работы можно добиться положительной динамики уровня речевого развития у детей с алалией.