kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская система работы с ОНР I, II уровня у детей с алалией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используя авторскую систему работы можно добиться положительной динамики уровня речевого развития у детей с алалией

Просмотр содержимого документа
«Авторская система работы с ОНР I, II уровня у детей с алалией»

Учитель-логопед Липатова Л.В.,

ГКУ «Карпинский детский

дом-интернат», ГО Карпинск



Авторская система работы с общим недоразвитием речи I, II уровня у детей с алалией

Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Недоразвитие речи при алалии носит системный характер. Отмечаются нарушения всех ее компонентов: звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы, слоговая структура слова, лексика, грамматика, связная речь.

Многолетний опыт логопедов показал, что традиционно принятая система коррекционной логопедической работы с данной категорией детей является недостаточно конкретной и эффективной. Речь пойдет об авторской системе работы с общим недоразвитием речи I, II уровня у детей с алалией.

Цель данной программы: организованное психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с алалией, подбор адекватных методов и приемов по развитию речи детей с алалией.

Задачи:

- проведение диагностики уровня речевого развития детей с алалией;

- оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с алалией и психолого-педагогической поддержки их семьям;

- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка.

Программа предназначена для диагностики уровня речевого развития и коррекционной работы с детьми с алалией в возрасте от 3 до 7 лет.

Основной базой рабочей программы является методическое пособие по развитию речи детей с алалией Н. Созоновой, Е. Куциной «Читать раньше, чем говорить» (Екатеринбург, 2011г.).

Авторский подход к проблеме коррекционной логопедической работы с данной категорией детей состоит в следующем.

1. Обучение грамоте. Следуя правилу «читать раньше, чем говорить», мы даем ребенку опору для более уверенного произношения. Причем в отличии от глобального чтения, обучая детей грамоте аналитико-синтетическим путем, мы учим их слушать и различать звуки в произнесенном и прочитанном слове. Дети учатся называть звуки по порядку, составлять слова из слогов, предложения из слов. Ребенок соотносит печатное слово с предметной картинкой; называет звуки по порядку в слогах и словах; из нескольких печатных слов находит одно, соответствующее предложенной картинке. Он упражняется в подборе слов на заданный звук и слог.

Таким образом, ребенок параллельно учится читать, говорить, запоминать, дифференцировать звуки, буквы, слова. Осмысленно читая слова и предложения, работая с простым деформированным печатным текстом, ребенок быстрее обогащает свою речевую практику.

2. Возраст. Коррекционная работа с ребенком, имеющим тяжелое нарушение речи, должна начинаться в 3 года. Это обусловлено, во-первых, тем, что работа с данным нарушением речи будет занимать не один - два месяца, а несколько лет.

3. Многообразие наглядного (иллюстративного) материала. Это положение обусловлено тем, что коррекционная работа начинается в раннем возрасте и требует от ребенка огромных усилий. А повышение мотивации к занятиям у маленьких детей возможно лишь путем активного использования наглядного материала.

Поэтому задача педагога – сделать занятия наиболее интересными и продуктивными, оборудовав их красочными, функциональными и доступными для восприятия материалом.

4. Многократное повторение. Для запоминания одного слова ребенку с алалией необходимо его многократное повторение (более 120 раз). Это связано с тем, у ребенка быстро теряется с трудом, найденный артикуляционный уклад.

Работа по развитию речи ведется по следующим направлениям:

- Формирование активного словаря, доступного для понимания и воспроизведения.

- Формирование и накопление пассивного словарного запаса.

- Обучение грамоте.

- Формирование простой фразы.

- Развитие грамматического строя речи.

- Формирование звукопроизношения.

- Развитие связной речи.

Материал в пособии дается с постепенным усложнением. Его можно использовать в изложенной последовательности, а можно выполнять задания выборочно, в зависимости от структуры дефекта, уровня речевого развития, а также индивидуальных особенностей ребенка. Последовательность материала также может варьироваться в зависимости от возможностей малыша. В пособии даются лишь варианты практического материала. Объем, уровень сложности, частота повторений определяются педагогом в каждом конкретном случае.

Нельзя забывать о том, что параллельно с работой над экспрессивной и импрессивной речью ведется работа по развитию неречевых процессов. Это упражнения на развитие памяти, внимания, логического мышления. Материал подбирается с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

План работы составляется и индивидуально на каждого ребенка.

Используя авторскую систему работы можно добиться положительной динамики уровня речевого развития у детей с алалией.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Авторская система работы с ОНР I, II уровня у детей с алалией

Автор: Липатова Лариса Валерьевна

Дата: 23.10.2019

Номер свидетельства: 523925

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства