kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Артикуляционная гимнастика. Звуко-слоговой анализ. Что нужно знать, чтобы правильно выполнять?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование правильного произношения предполагает выработку артикуляторных умений. Метод артикуляционной гимнастики активно используется в преодолении нарушений звукопроизношения.

Артикуляция – автоматизированный навык, который вырабатывается в процессе многократных повторений, проводимых воспитателем и логопедом, а так же путем ежедневных тренировок с родителями.

 Для качественного  проведения артикуляционной гимнастики необходимо выполнять следующие требования:

- упражнения проводятся в проветриваемом помещении;

- упражнения выполняются при удобном положении тела, расправленной грудной клетке;

- движения выполняются в спокойном темпе, легко, плавно;

- обращается внимание на точность (правильность) выполнения, симметричность, полноту объема движений, отсутствие синкинезий;

- приветствуется использование наглядных материалов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика. Звуко-слоговой анализ. Что нужно знать, чтобы правильно выполнять?»

МАУ «ЦППМ и СП»


Учитель-логопед

Козионова Л.В.

Консультация для родителей


Артикуляционная гимнастика.
Звуко-слоговой анализ.
Что нужно знать, чтобы правильно выполнять?


Формирование правильного произношения предполагает выработку артикуляторных умений. Метод артикуляционной гимнастики активно используется в преодолении нарушений звукопроизношения.

Артикуляция – автоматизированный навык, который вырабатывается в процессе многократных повторений, проводимых воспитателем и логопедом, а так же путем ежедневных тренировок с родителями.

Для качественного проведения артикуляционной гимнастики необходимо выполнять следующие требования:

- упражнения проводятся в проветриваемом помещении;

- упражнения выполняются при удобном положении тела, расправленной грудной клетке;

- движения выполняются в спокойном темпе, легко, плавно;

- обращается внимание на точность (правильность) выполнения, симметричность, полноту объема движений, отсутствие синкинезий;

- приветствуется использование наглядных материалов.

Существует определенная последовательность выполнения упражнений:

  1. Упражнения для губ

– статические (удержание определенной позы – «Улыбка»)

– динамические (выполнение движения – «Улыбка – Заборчик»)

  1. Упражнения для языка

– статические («Лопатка», «Иголка», «Горка»)

– динамические («Часики», «Качели», «Дятел»)

Воспитателю целесообразно проводить артикуляционную гимнастику вслед за утренней зарядкой. Фронтальная форма преобладает в работе воспитателя, т.к. он вырабатывает базовые движения и положения органов артикуляции. Воспитатель проводит гимнастику в щадящем режиме. Статические упражнения под счет до 5, динамические – под счет на 6-8.

В младшем возрасте упражнения выполняются с максимальной помощью педагога. В средней группе помощь педагога минимальна, в старшей группе упражнения выполняются самостоятельно.


ЗВУКО - СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ. ЧТО ЭТО? КАК ЕГО ВЫПОЛНЯТЬ?


Большинство взрослых предполагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Педагогам известно - знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников и младших школьников при обучении грамоте. Причиной этого может быть:

- педагогическая запущенность,

- отсутствие желания и привычки заниматься,

- сниженное внимание,

- трудности в поведении ребенка.

Но, как показывает практика, основной причиной является

- нарушение фонематического восприятия, несформированность навыков звукового анализа.


Под звуковым анализом понимают определение порядка звуков в слове, определение характеристики каждого звука в слове. Звуковой анализ и синтез основывается на фонематическом восприятии.


Фонематический слух и восприятие – это способность воспринимать и различать фонемы (звуки речи) и определять звуковой состав слова. Нарушенное фонематическое восприятие тормозит, усложняет формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза. Наша задача – оказать детям максимальную помощь в освоении данных операций.


Система логопедической работы по формированию фонематического слуха и восприятия состоит из 6 этапов.

1. Узнавание неречевых звуков.

Звуки окружающего мира: послушай, что ты слышишь на улице, в детском саду, что звучало? (музыкальные инструменты), действия с предметами (ножницы режут бумагу, тикают часы, размешивают ложкой чай и т.д.)


2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

А – поет певица, А – мама качает малыша, А – показываем горло врачу;

«Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» - угадать кто спросил Михайло Иванович, Настасья Петровна или Мишутка.

«Далеко – близко» гудит поезд.


3. Различение слов близких по звуковому составу.

ДОМ – КОМ – СОМ – ЛОМ, ПОЧКА – БОЧКА – ДОЧКА – КОЧКА,

КАСКА – КАШКА, КРЫСА – КРЫША, РАК – ЛАК (особо важно для детей, неправильно произносящих звуки)


4. Дифференциация слогов.

Проговаривание цепочек слогов: СА – СА – ША, СА – ША – СА и т.д.


5. Дифференциация фонем.

По глухости-звонкости: П – Б, С – З, В – Ф;

По мягкости-твердости: М – Мь, Р – Рь, Д – Дь;

Оппозиционные звуки: С – Ш, З – Ж, Ш – Щ, Л – Р.

Игры: «Сложи узор», «Посади цветы», «Подари подарки», «Раздели игрушки», «Назови слова со звуком» и т.д.


6. Развитие навыков элементарного звукового анализа


Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы, не перескакивать через этапы, хорошо ориентироваться в звуках и буквах.

  • Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и слышим.

  • ГЛАСНЫЕ звуки не встречают преграды со стороны органов речи.

  • В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю

  • гласных звуков всего 6 : А, О, У, И, Ы, Э.

  • Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают 2 звука:

  • - в начале слова (яма /йама/)

  • - после гласных звуков (маяк /майак/)

  • - после Ъ и Ь (вьюнок /вйунок/)

  • я = й+а, ю = й+у, е =й+э , ё = й+о

  • Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

  • СОГЛАСНЫЕ звуки произносятся с преградой.

  • Согласные звуки делятся на Твердые и Мягкие, образуют пары: по мягкости – твердости, по глухости – звонкости.

  • например, [Б]– [Б`], [Т] – [Т`], [Л] – [Л`], П]– [П`], [Р] – [Р`], [З] – [З`], и др.

  • Всегда твёрдые согласные – [Ш], [Ж], [Ц].

  • Всегда мягкие согласные – [Ч], [Щ], [Й].

  • Согласный и гласный звуки образуют слог: АМ, СА, ОК, НЫ.



Общие правила работы по формированию навыков слогового анализа:

Детям дается понятие СЛОГ – это часть слова.

Для определения количества слогов подставляем тыльную сторону ладони под подбородок, растягивая гласные проговариваем слово – сколько раз открылся рот, столько слогов в слове. Когда навык будет отработан, слоги можно отхлопать, протопать, нарисовать палочки, выложить камешки и т.д.

Слоги бывают открытые (прямые) ПА, МА, КО, ЛЕ

и закрытые (обратные) АП, ОК, ИЛ, ЕТ.

Слоги со стечением согласных: СЛА, КЛУ, ПЛЫ.


Для слогового анализа слова подбираются в определенном порядке:


Два открытых слога: КАША, ЛАПА, ШУБА.

Три открытых слога: МАШИНА, КУРИЦА, МОЛОКО, ПИРАМИДА, ЧЕРЕПАХА.

Слова с закрытыми слогами и со стечением согласных:

ДОМ, ЗАЛ, ТОРТ, ПИРОГ, КОМОК, МОЛОТОК, ВЕЛОСИПЕД, ПОЛКА, БУЛКА, СТОЛ, ПРОБКА, УЧЕБНИК, УЧИТЕЛЬНИЦА.




Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:

  1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа:

- выделение звука из слова,

- определение первого звука,

- последнего звука,

- установление места звука (начало, середина, конец слова),

- полный звуковой анализ;

2. Соблюдение последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа.

 

Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на два больших периода:

  1. Формирование навыков элементарного анализа.

  2. Обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу. 



Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:

  • сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;

  • далее ребенок должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;

  • затем умственное действие переходит в речевой план — ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;

  • действие по представлению, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.


Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных количеству звуков в слове.


  • ребёнок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы (квадратики по количеству звуков в слове).

  • затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет фишки, а далее вычерчивает схему по количеству фишек.


Когда ребенок будет легко справляться с выкладыванием фишек, можно предложить ему заменить фишки гласными буквами и класть их на нужное место в слове. Согласные обозначаются по-прежнему фишками. И лишь после этого ребенку предлагается провести звуковой анализ слова без опоры, только на основе громкого проговаривания.


В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания. Самым сложным заданием считается просьба подобрать слово, состоящее из определенного количества звуков.


Какие слова можно предлагать детям для анализа их звукового состава?

Далеко не все слова можно сразу давать для данного вида работы. Существует четкая последовательность предъявления звуков на первом этапе и порядок предъявления слов на втором. Абсолютно сильной позицией для гласных является позиция начала слова под ударением, поэтому каждую форму анализа следует начинать с ударных гласных. Хорошо слышатся в слове сонорные согласные Л, Р, М, Н, поэтому данные звуки тоже применяются на начальных этапах. При выделении последнего звука можно брать глухие согласные, так как конец слова для таких звуков — позиция сильная, и они звучат отчетливо.

Трудны для выделения в начале слова взрывные звуки К, Г, их трудно произнести с интонированием, они сливаются с последующим гласным звуком, поэтому их не стоит давать для выделения первого звука, по крайней мере, в начале обучения.


Учитывая все вышеизложенное, мы сможем помочь детям избежать проблем с овладением чтением и письмом и успешно обучаться в школе.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Козионова Лариса Викторовна

Дата: 25.03.2018

Номер свидетельства: 463453


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства