Артикуляционная гимнастика в системе коррекционного обучения детей с ОНР (консультация для родителей)
Артикуляционная гимнастика в системе коррекционного обучения детей с ОНР (консультация для родителей)
Цель данной консультации - познакомить Вас, родителей, с комплексом дыхательной и артикуляционной гимнастики для того, чтобы Вы могли проверить правильность выполнения упражнений ребенком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика в системе коррекционного обучения детей с ОНР (консультация для родителей)»
Артикуляционная гимнастика в системе
коррекционного обучения детей с ОНР
(консультация для родителей).
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Какова типичная картина звучащей речи детей?
У одних детей наблюдается неуверенная неэнергичная, вялая артикуляция звуков речи, т. е «каша во рту». У других – торопливое, ведущее к глотанию, скрадыванию отдельных звуков и особенно конечных слогов и даже «скороговорчатое» захлебывающееся произношение, как в пословице: «За твоим языком не поспеть босиком». Оба эти явления характерны для детей с ОНР.
Причины этих нарушений, затруднений находятся в артикуляционной моторике. Дефекты артикуляцинной моторики у детей с нарушениями речи проявляются (выражаются) по-разному: у кого-то в ограничении подвижности языка, губ, челюсти, у других – в нарушении переключения с одного артикуляционного уклада на другой, у третьих – в нарушении тонуса мышц. Эти нарушения сказываются на фонетической (звуковой) стороне и приводят к недоразвитию фонематических процессов, в результате чего дети испытывают серьезные затруднения в усвоении общеобразовательной программы по родному языку.
Чтобы дети научились произносить сложные звуки, их губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.
Именно поэтому первым и важнейшим этапом в системе всей коррекционной работы является выработка определенного положения органов артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти, неба, зубов), их подвижности, координированности и переключеаемости движений. А это достигается путем проведения специальной артикуляционной гимнастики.
Цель данной консультации - познакомить Вас, родителей, с комплексом дыхательной и артикуляционной гимнастики для того, чтобы Вы могли проверить правильность выполнения упражнений ребенком.
Целью артикуляционной гимнастики – является выработка полноценных движений и определенных положений губ, языка, челюсти, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации к проведению упражнений:
Проводить гимнастику необходимо ежедневно 2 раза в день (утром и вечером) по 5 - 7 мин. для того, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
2. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, ребенок должен видеть свое лицо и лицо взрослого, так как ребенку необходим зрительный контроль.
После того ребенок освоится, зеркало можно убрать. Полезно ребенку, задавать наводящие вопросы. Например: Что делает язык? Где он находится (вверху или внизу)?
Сначала дети должны выполнять упражнения медленно, а затем в быстром темпе и стараться удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:
Показ упражнения взрослым.
Выполнение упражнения детьми перед зеркалом.
Проверка правильности выполнения, указание на ошибки.
Родители следят за качеством выполняемых движений: точностью и
правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения,
устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое,
симметричностью, наличием лишних движений.
Выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).
В начале выполняются упражнения для губ, затем для языка.
Упражнения для языка используются двух видов: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержания артикуляционной позы в течение 6 – 10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости. Частью артикуляционной гимнастики являются и упражнения на дыхание, которые необходимы для выработки правильной воздушной струи.
В начале работы может наблюдаться напряженность движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.
Выводы:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты.
2. Четкое произношение является основой при обучении чтению и письму на начальном этапе.
3.Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем и детям и взрослым – научится говорить правильно, четко, красиво.
Литература:
Косинова Е.М. Уроки логопеда - ООО «Издательство «Эксмо», 2003.