Видеопрезентация опыта работы:на тему: «Диагностика развития речи детей раннего возраста как условие их эффективного развития»
Видеопрезентация опыта работы:на тему: «Диагностика развития речи детей раннего возраста как условие их эффективного развития»
В современной педагогике разработано и внедрено большое количество методик и пособий для развития речи дошкольника. Эти программы составлены с учетом возрастных и психологических особенностей детей, но рассчитаны они на среднего ребёнка (в то время как количество детей с различными речевыми нарушениями увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности, но не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Видеопрезентация опыта работы:на тему: «Диагностика развития речи детей раннего возраста как условие их эффективного развития»»
Управление образования Администрации города Новочеркасска методический кабинет Августовская конференция работников дошкольного образования секция педагогов-психологов и учителей-логопедов Опыт работы: «Диагностика развития речи детей раннего возраста как условие их эффективного развития»
Подготовила : Онищенко Н.В.
учитель-логопед
МБДОУ д/с № 1
2012 год
Авторы психолингвистических исследований детской речи
Выготский Л.С
Филичева Т.Б.
Запорожец А.В.
Лисина М.И .
Шахнарович А.М
Актуальность:
-наличие в ДОУ групп раннего возраста;-участие в работе областной экспериментальной площадки;
Задачи:
максимально раннее выявление детей с задержкой речевого развития;
сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения и началом логоп. воздействия;
целенаправленное вовлечение родителей в процесс развития речи детей ;
помощь воспитателям в осознанном построении эффективной работы по развитию речи своих воспитанников.
Этапы работы :
Диагностический:
Цель: определение степени
речевого нарушения
Коррекционный:
Цель: осуществление индивидуально-
ориентированной помощи детям с нарушением речи
Информационно
–прогностический:
Цель: подведение итогов,
анализ состояния
детской речи,
Условия для проведения диагностики с детьми раннего возраста
Учёт возрастных и психофизических особенностей детей раннего возраста, специально организованное взаимодействие учителя-логопеда и ребёнка ;
Проведение обследования в форме игры с целью предупреждения заторможенной, вялой речи;
Использование игровой ситуации, выполнение диагностических заданий и в разных позициях (сидя, стоя, подача карточек разным способом и т.д.);
Учёт доступности предлагаемого материала. Запрещено использование слов трудных в фонетическом отношении, длинных по своему составу, которые могут привести к ошибочному результату;
Правильная подача словесной инструкции, при затруднении в выполнении задания, инструкция повторяется, или даётся другими словами, если опять не получается – предлагается образец выполнения.
Диагностический этап:
Преимуществом психолого-педагогической диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста Стребелевой Е.А. является то, что вместе с методическим пособием представлено приложение - «Наглядный материал для обследования детей». Кроме того пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий, а так же представлена оценочная шкала баллов.
Обследуются:
Уровень понимания
обращённой речи
Состояние слоговой структуры слов
Уровень сформированности фонематического слуха
Уровень развития активной
речи
Умение дифференцировать
слова, близкие по звучанию
Уровень развития связной
речи
Состояние фразовой речи
и грамматического строя
Уровень развития предметного и глагольного словаря
Состояние артикуляционного
аппарата и звукопроизношения
Организационные особенности проведения
диагностики с детьми раннего возраста:
Сидя на ковре
Заинтересовывающий момент
Стоя
Подача карточек разным способом, преимущество-динамическим пособиям.
Сидя за столом
Спецификой проведения диагностики является индивидуальная форма работы с использованием игровой мотивации
Заполнение диагностических карт
Разработка рекомендаций
для воспитателей по работе
над речью детей ран. возр.
Заполнение
индивидуальных
речевых карт
Продукт деятельности
Отбор консультативного
материала по работе со всеми участниками кор. процесса
Определение содержательного аспекта и формы организации взаимодействия с родителями
Разработка коррекционных
маршрутов
для детей
Коррекционный этап
Взаимодействие с семьёй
Ознакомление родителей с результатами диагностики;
Использование присутствия родителей на занятиях с детьми;
Определение объёма помощи детям;
Ознакомление родителей с достижениями детей;
Индивидуально-просветительская деятельность и рекомендации
Работа семинара «Наш малыш, учимся говорить вместе»
Взаимодействие с семьёй
Семинар для родителей «Наш малыш, учимся говорить вместе»
Наиболее востребованными являются практико-ориентированные формы с семьёй
Эффективность развития речи
детей раннего возраста
Знание возрастных особенностей и возможностей дошкольников
Учет уровня речевого развития каждого ребенка
Сбалансированный охват всех сторон детской речи
Тесная связь с логопедическими технологиями
Условия эффективности
Взаимодействие детского сада и семьи
Осознанное отношение педагогов и родителей к речи детей;
Информационно-прогностический этап
На начало 2011-2012 учебного года дети младшей логопедической группы показали следующие результаты:
Высокий уровень речевого развития – 0%
Средний уровень речевого развития -10%
Низкий уровень речевого развития – 90%
На конец 2011-2012 учебного года дети младшей логопедической группы показали следующие результаты: