kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Специфика логопедической работы с детьми с задержкой психического развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Специфика логопедической работы с детьми с задержкой психического развития.»

Специфика логопедической работы с детьми с задержкой психического развития . Учитель – дефектолог Тарасевич О.Н.

Специфика логопедической работы с детьми с задержкой психического развития .

Учитель – дефектолог Тарасевич О.Н.

Е. В. Мальцева выделяет 3 группы. Первая группа — дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики.  Вторая группа — дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2—3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа.  Третья группа — дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность с недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.

Е. В. Мальцева выделяет 3 группы.

Первая группа — дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики.

Вторая группа — дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2—3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа.

Третья группа — дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность с недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.

В задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входят:   Развитие  и совершенствование общей моторики; Развитие  и совершенствование артикуляционной моторики; Развитие и совершенствование ручной моторики; Развитие слухового восприятия, внимания;   Формирование произносительных умений и навыков Дифференциация звуков Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры;  Совершенствование лексических и  грамматических средств языка;  Развитие навыков связной речи; Обогащение коммуникативного опыта

В задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входят:

Развитие и совершенствование общей моторики;

Развитие и совершенствование артикуляционной моторики;

Развитие и совершенствование ручной моторики;

Развитие слухового восприятия, внимания;  

Формирование произносительных умений и навыков

Дифференциация звуков

Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры; 

Совершенствование лексических и 

грамматических средств языка; 

Развитие навыков связной речи;

Обогащение коммуникативного опыта

Организация логопедической работы предусматривает соблюдение следующих необходимых условий:

Организация логопедической работы предусматривает соблюдение следующих необходимых условий:

  • Взаимосвязь осуществления коррекции речи дошкольников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления).
  • Соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;
  • Проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической);
  • Максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического).
Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования мыслительных опе­раций, повышение интереса к занятиям. Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольно­го возраста является игровая деятельность, в каждое занятие необходимо включать игровые упражнения, что значительно повы­сит эмоциональную и умственную активность детей.
  • Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования мыслительных опе­раций, повышение интереса к занятиям.
  • Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольно­го возраста является игровая деятельность, в каждое занятие необходимо включать игровые упражнения, что значительно повы­сит эмоциональную и умственную активность детей.
Осуществление коррекционной работы условно разделено на два периода :    Подготовительный  Основной

Осуществление коррекционной работы условно разделено на два периода :

 Подготовительный

Основной

В подготовительный период дети овладевают интонационным выделением звуков, являющихся основным средством осуществления звукового анализа слов; Без внимание уделяется артикуляции выделенных звуков для создания четких речедвитательных образов и для дифференциа­ции звуков (гласных - согласных, твердых - мягких, звонких глухих); Проводится работа над зрительными образами букв, включая анализ пространственного расположения их элементов, сравне­ние букв, сходных по количеству элементов с разным их расположением, с лишними и недостающими элементами; Вводится моделирование звукового состава слова, определяется наиболее целесообразная последовательность действий ребенка, осуществляющего звуковой анализ
  • В подготовительный период дети овладевают интонационным выделением звуков, являющихся основным средством осуществления звукового анализа слов;
  • Без внимание уделяется артикуляции выделенных звуков для создания четких речедвитательных образов и для дифференциа­ции звуков (гласных - согласных, твердых - мягких, звонких глухих);
  • Проводится работа над зрительными образами букв, включая анализ пространственного расположения их элементов, сравне­ние букв, сходных по количеству элементов с разным их расположением, с лишними и недостающими элементами;
  • Вводится моделирование звукового состава слова, определяется наиболее целесообразная последовательность действий ребенка, осуществляющего звуковой анализ
Очень важный элемент успешности обучения  - это благоприятный эмоциональный фон, на котором протекает этот  процесс.

Очень важный элемент успешности обучения - это благоприятный эмоциональный фон, на котором протекает этот процесс.

Для эффективной коррекционно-логопедической работы в структуру индивидуального и подгруппового занятия, которое подразумевает учёт речевых возможностей ребёнка и этапа логопедического воздействия, обязательно включаю динамические паузы –  физминутки.

Для эффективной коррекционно-логопедической работы в структуру индивидуального и подгруппового занятия, которое подразумевает учёт речевых возможностей ребёнка и этапа логопедического воздействия, обязательно включаю динамические паузы – физминутки.

Стержневым моментом на этом этапе обучения являются специально организованная игра с определённой задачей

Стержневым моментом на этом этапе обучения являются специально организованная игра с определённой задачей

  • Для уточнения, расширения словарного запаса, развития понимания речи, организации доступного детям диалога, я провожу игры по различным лексическим темам.
  • Работу по выработке правильного, четкого произношения звуков и по совершенствованию фонематического восприятия веду параллельно.
Неотъемлемой частью  коррекционной работы на различных этапах логопедического воздействия является работа с  родителями.

Неотъемлемой частью коррекционной работы на различных этапах логопедического воздействия является работа с родителями.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Специфика логопедической работы с детьми с задержкой психического развития.

Автор: Тарасевич Олеся Николаевна

Дата: 01.02.2017

Номер свидетельства: 386664


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства