Специфика логопедической работы с детьми с задержкой психического развития.
Специфика логопедической работы с детьми с задержкой психического развития.
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Специфика логопедической работы с детьми с задержкой психического развития.»
Специфика логопедической работы с детьми с задержкой психического развития.
Учитель – дефектолог Тарасевич О.Н.
Е. В. Мальцева выделяет 3 группы.
Первая группа— дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики.
Вторая группа— дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2—3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа.
Третья группа— дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность с недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.
В задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входят:
Организация логопедической работы предусматривает соблюдение следующих необходимых условий:
Взаимосвязь осуществления коррекции речи дошкольников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления).
Соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;
Проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической);
Максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического).
Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования мыслительных операций, повышение интереса к занятиям.
Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в каждое занятие необходимо включать игровые упражнения, что значительно повысит эмоциональную и умственную активность детей.
Осуществление коррекционной работы условно разделено на два периода:
Подготовительный
Основной
В подготовительный период дети овладевают интонационным выделением звуков, являющихся основным средством осуществления звукового анализа слов;
Без внимание уделяется артикуляции выделенных звуков для создания четких речедвитательных образов и для дифференциации звуков (гласных - согласных, твердых - мягких, звонких глухих);
Проводится работа над зрительными образами букв, включая анализ пространственного расположения их элементов, сравнение букв, сходных по количеству элементов с разным их расположением, с лишними и недостающими элементами;
Вводится моделирование звукового состава слова, определяется наиболее целесообразная последовательность действий ребенка, осуществляющего звуковой анализ
Очень важный элемент успешности обучения - это благоприятный эмоциональный фон, на котором протекает этот процесс.
Для эффективной коррекционно-логопедической работы в структуру индивидуального и подгруппового занятия, которое подразумевает учёт речевых возможностей ребёнка и этапа логопедического воздействия, обязательно включаю динамические паузы – физминутки.
Для уточнения, расширения словарного запаса, развития понимания речи, организации доступного детям диалога, я провожу игры по различным лексическим темам.
Работу по выработке правильного, четкого произношения звуков и по совершенствованию фонематического восприятия веду параллельно.
Неотъемлемой частью коррекционной работы на различных этапах логопедического воздействия является работа с родителями.