Содержание рабочей программы по логопедии в начальных классах для детей с ОВЗ.
Содержание рабочей программы по логопедии в начальных классах для детей с ОВЗ.
Резкое увеличение количества детей с дефектами речи, отсутствие коррекционно-речевых программ, вызвало необходимость создания специальной логопедической программы для обучающихся 1-4 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Содержание рабочей программы по логопедии в начальных классах для детей с ОВЗ.»
КОУ «Шербакульская адаптивная школа - интернат»
Содержание рабочей программы по логопедии в начальных классах с обучающимися с ОВЗ.
Андрющенко Алена Ивановна учитель-логопед
Нарушения речи в коррекционной школе для обучающихся с ОВЗ встречаются чаще, чем в массовой школе, характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с различными отклонениями в состоянии психофизического здоровья, которые нуждаются в коррекционно-развивающем образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям (в частности, ЗПР).
Резкое увеличение количества детей с дефектами речи, отсутствие коррекционно-речевых программ, вызвало необходимость создания специальной логопедической программы для обучающихся 1-4 классов. Данная программа направлена на обеспечение коррекции речевых недостатков младших школьников и оказание помощи детям с различными нарушениями устной и письменной речи.
• Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.;
• Федерального закона от 29.12.2010 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ № 422 от 28.08.2022 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
• АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
• О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2000 №27/901-6;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации обучения и воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
• Учебный план КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат» на 2022-2023 учебный год для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
• Рабочая программа воспитания КОУ «Шербакульская адаптивная школа - интернат».
Целью программы является коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей .
Основными задачами реализации программы логокоррекционной работы являются:
- Уточнение представлений о звуковом составе слова; совершенствование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
- Закрепление навыков дифференциации парных согласных и фонем, имеющих акустико - артикуляционное сходство.
- Активизация словарного запаса путём уточнения значений имеющихся в запасе у детей слов.
- Обогащение словарного запаса путём введения слов-терминов, за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- Обучение нахождению слов, обозначающие предмет (имя существительное), действие предмета (глагол), признак предмета (имя прилагательное).
- Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.
- Формирование психологической базы речи:
(зрительного, слухового, пространственного, осязательного восприятия, мышления; памяти; устойчивости внимания; накопление представлений об окружающем мире; воображения; развитие общей и мелкой моторики.)
- Формирование регулирующей учебной деятельности: (планирование предстоящей деятельности; контроль за ходом своей деятельности; применение полученных знаний в новых ситуациях; анализ и оценка продуктивной собственной деятельности.)
- Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
- Формирование личностных качеств: (организованности; воспитанности; взаимоуважения друг к другу; адекватного представления о себе и своих возможностях.
При разработке рабочей программы были использованы следующие ресурсы:
• Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
• Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004
• Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. В, В. Воронковой). М., «Просвещение», 2009 г.
• Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М.,2003.
• Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.
• Обзора программ и методик по коррекции письменной и устной речи:
• Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.. 1991.
• Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983
• Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 .
Рабочая программа рассчитана на общее по календарному графику количество учебных часов в год:
1 класс – 97 часов (3 часа в неделю)
2 класс – 101 часа (3 часа в неделю)
3 класс – 101 часа (3 часа в неделю)
4 класс – 101 часа (3 часа в неделю)
В структуру занятия входит:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Форма контроля: проверочные и самостоятельные работы, диктанты, диагностика.
Наша школа в 2022 году стала участником мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ.