kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система коррекционной работы с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонетико-фонематическое нарушение речи - характеристика нарушения. Аспекты логопедической работы со школьниками с ФФНР. Примерное перспективное планирование работы с учащимися, имеющими ФФНР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система коррекционной работы с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.»

Система коррекционной работы с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Система коррекционной работы с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

  • Характеристика нарушения.
  • Аспекты логопедической работы со школьниками с ФФНР.
  • Примерное перспективное планирование работы с учащимися, имеющими ФФНР.
Фонетико – фонематическое нарушение у детей . Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и фонематический слух.  Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми нарушениями вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков). 

Фонетико – фонематическое нарушение у детей .

  • Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и фонематический слух.

Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми нарушениями вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков). 

Функции фонематической системы. Функции фонематической системы определила и раскрыла В.К. Орфинская в 1960 году.

Функции фонематической системы.

Функции фонематической системы определила и раскрыла В.К. Орфинская в 1960 году.

  • Смыслоразличительная функция (изменение одной фонемы или одного смыслоразличительного признака приводит к изменению смысла).
  • Слухопроизносительная дифференциация фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно).
  • Фонематический анализ, т.е. разложение слова на составляющие его фонемы.
Проявления фонетико-фонематического нарушения речи:

Проявления фонетико-фонематического нарушения речи:

  • Недифференцированное произношение пар или групп звуков, когда один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух, трех других звуков. 
  • Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющими меньшую произносительную трудность для ребенка. 
  • Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других- заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.
Проявления фонетико-фонематического нарушения речи:   Состояние звукопроизношения детей с ФФНР характеризуется следующими особенностями:  замена сложных по артикуляции звуков более простыми; 2) нестойкое употребление звуков в речи; 3) искаженное произношение одного или нескольких звуков; 4) недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Несформированность фонематического восприятия выражается: - в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; - в неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза; - в затруднениях при анализе звукового состава речи.

Проявления фонетико-фонематического нарушения речи:

  • Состояние звукопроизношения детей с ФФНР характеризуется следующими особенностями:
  • замена сложных по артикуляции звуков более простыми;

2) нестойкое употребление звуков в речи;

3) искаженное произношение одного или нескольких звуков;

4) недифференцированное произнесение пар или групп звуков.

  • Несформированность фонематического восприятия выражается:

- в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

- в неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

- в затруднениях при анализе звукового состава речи.

Звуковой анализ и синтез. Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежать многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. Анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Звуковой анализ и синтез.

Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежать многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. Анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическое восприятие по определению Д.Б. Эльконина. Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом  понимается:  1) определение порядка слогов и звуков в слове;  2) установление различной роли звука;  3) выделение качественных основных характеристик звука».

Фонематическое восприятие по определению Д.Б. Эльконина.

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:

1) определение порядка слогов и звуков в слове;

2) установление различной роли звука;

3) выделение качественных основных характеристик звука».

Предпосылки для обучения грамоте  Необходимыми предпосылками для обучения грамоте первоклассников являются:   - сформированное фонематическое восприятие,  -  правильное произношение всех звуков родного языка,  - наличие элементарных навыков звукового анализа.  

Предпосылки для обучения грамоте

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте первоклассников являются: 

- сформированное фонематическое восприятие,

-  правильное произношение всех звуков родного языка,

- наличие элементарных навыков звукового анализа.

 

Типичные ошибки при чтении  у детей с ФФНР 1. Трудности слияния звуков в слоги и слова. 2. Взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих); 3. Побуквенное чтение; 4. Искажение слоговой структуры слова; 5. Слишком медленный темп чтения; 6. Нарушения понимания прочитанного.

Типичные ошибки при чтении у детей с ФФНР

1. Трудности слияния звуков в слоги и слова.

2. Взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих);

3. Побуквенное чтение;

4. Искажение слоговой структуры слова;

5. Слишком медленный темп чтения;

6. Нарушения понимания прочитанного.

Типичные недостатки письма  у детей с ФФНР 1. Замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам. 2. Пропуски гласных. 3. Пропуски согласных в их стечении. 4. Слияние слов на письме. 5. Раздельное написание частей одного слова. 6. Пропуски, наращения или перестановки слогов. 7. Орфографические ошибки.

Типичные недостатки письма у детей с ФФНР

1. Замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам.

2. Пропуски гласных.

3. Пропуски согласных в их стечении.

4. Слияние слов на письме.

5. Раздельное написание частей одного слова.

6. Пропуски, наращения или перестановки слогов.

7. Орфографические ошибки.

Система преодоления фонематического недоразвития  Предусматривает два взаимосвязанных направления работы:

Система преодоления фонематического недоразвития

Предусматривает два взаимосвязанных направления работы:

  • коррекцию произношения, т.е. постановку и уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы заменяются на письме, различение их на слух;
  • последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.

Основные задачи логопеда в работе с учащимися с ФФНР

Основными задачами логопеда, независимо от того, с учащимися каких классов он проводит специальные занятия, являются: 1. длительная работа, максимально направленная на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточненные и исправленные); 2. отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются и звучат недостаточно отчетливо, смазано; 3. постановка отсутствующих, искаженно произносимых звуков и введение их в речь; 4. формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустическо-артикуляционных) признаков звуков; прослушать и поднять руку или букву, когда он услышит нужный звук. Чтобы ему было легче сориентироваться, учитель на первых порах голосом выделяет этот звук; 5. закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребенку, и постепенное подведение к устойчивому, автоматизированному навыку, т.е. обучение ребенка более сокращенным и обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой анализ, формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и слабых позициях, различать варианты их звучания.

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР. 1. Состав группы. 2. Характеристика группы: - Характеристика звуковой стороны речи (звукопроизношение, фонематические процессы, следствия несформированности). - Лексический запас. - Грамматический строй. - Психологические особенности.

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.

1. Состав группы.

2. Характеристика группы:

- Характеристика звуковой стороны речи (звукопроизношение, фонематические процессы, следствия несформированности).

- Лексический запас.

- Грамматический строй.

- Психологические особенности.

  • Следствия.
  • Тематическое планирование.
Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР. Характеристика звуковой стороны речи: Звукопроизношение:  дефектное произношение следующих групп звуков:  Свистящие: призубный сигматизм либо не автоматизированы.  Шипящие: не автоматизированы.  Сонорные: Р, Р’- велярные либо не автоматизированы,  Л- отсутствие либо не автоматизирован.    

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.

Характеристика звуковой стороны речи:

  • Звукопроизношение:

дефектное произношение следующих групп звуков:

Свистящие: призубный сигматизм либо не автоматизированы.

Шипящие: не автоматизированы.

Сонорные: Р, Р’- велярные либо не автоматизированы,

Л- отсутствие либо не автоматизирован.

 

 

Фонематические процессы:
  • Фонематические процессы:

- недостаточная сформированность навыков дифференциации оппозиционных звуков следующих групп:

Звонкие – глухие согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Свистящие – шипящие: с-ш ,з-ж, щ-с’, ч-ц.

Твёрдые – мягкие согласные.

Другие группы звуков: ч-щ ,ч-т’, ш-щ, ц-с, р-л, р’-л’.

- низкий уровень развития навыков звуко-слогового анализа

и синтеза

- трудности в подборе слов с заданным звуком

- трудности в определении места заданного звука в слове.

 

 

Следствия:
  • Следствия:

- недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слов;

- трудности овладения фонематическим принципом письма (а затем и орфографическим);

- трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других);

- недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой.

 

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.   Лексический запас без грубых нарушений; у детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу.  Грамматический строй может быть в пределах нормы , встречаются аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.

 

Лексический запас без грубых нарушений; у детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу.

Грамматический строй может быть в пределах нормы , встречаются аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР. Психологические особенности: - неустойчивое внимание, его слабая концентрация; - недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям; - недостаточное развитие способности к переключению с одного вида деятельности  на другой; - недостаточное развитие словесно-логического мышления; - недостаточная способность к запоминанию словесного материала; - низкий уровень развития слуховой и зрительной памяти; - преобладание наглядно-образного мышления; - недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений; - недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.

Психологические особенности:

- неустойчивое внимание, его слабая концентрация;

- недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;

- недостаточное развитие способности к переключению с одного вида деятельности

на другой;

- недостаточное развитие словесно-логического мышления;

- недостаточная способность к запоминанию словесного материала;

- низкий уровень развития слуховой и зрительной памяти;

- преобладание наглядно-образного мышления;

- недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений;

- недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР. Следствия: - недостаточная сформированность предпосылок к овладению полноценными навыками  учебной деятельности; - трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, умение  работать в определённом темпе); - трудности в определении путей и средств достижения учебной цели; - слабый предваряющий, текущий и результирующий контроль своей деятельности.

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.

Следствия:

- недостаточная сформированность предпосылок к овладению полноценными навыками

учебной деятельности;

- трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, умение

работать в определённом темпе);

- трудности в определении путей и средств достижения учебной цели;

- слабый предваряющий, текущий и результирующий контроль своей деятельности.

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР. Тематическое планирование занятий с учащимися первых классов, имеющих ФФНР: 1. Основные темы занятий по преодолению отклонений речевого развития учащихся. 2. Содержание работы по преодолению отклонений речевого развития учащихся (цели и задачи логопедической работы. 3. Грамматические термины, используемые на логопедических занятиях (даются пропедевтически). 4. Содержание коррекционно-воспитательной работы.

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.

Тематическое планирование занятий с учащимися первых классов, имеющих ФФНР:

1. Основные темы занятий по преодолению отклонений речевого развития учащихся.

2. Содержание работы по преодолению отклонений речевого развития учащихся (цели и задачи логопедической работы.

3. Грамматические термины, используемые на логопедических занятиях (даются пропедевтически).

4. Содержание коррекционно-воспитательной работы.

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР. Основные темы занятий по преодолению отклонений речевого развития учащихся. Речь. Уточнение и закрепление понятия. Речь. Предложение. Предложение. Слово. Звуки речи. Способ образования. Строение речевого аппарата. Понятие «преграда». Дифференциация понятий «звук-буква». Гласные звуки и буквы А, О, У, Ы,И,Э Уточнение артикуляции. Сочетания «ча-ща», «чу-щу», «ши-жи». Гласные 2 ряда Я, Ю, Е, Ё. Образование. Выделение из слов. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е. Деление слов на слоги. 1-2-3-х-сложные слова с простым открытым слогом. Перенос слов по слогам. Согласные звуки. Дифференциация гласных- согласных. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда. Обозначение мягкости согласных при помощи Ь.  

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.

  • Основные темы занятий по преодолению отклонений речевого развития учащихся.
  • Речь. Уточнение и закрепление понятия.
  • Речь. Предложение.
  • Предложение. Слово.
  • Звуки речи. Способ образования.
  • Строение речевого аппарата. Понятие «преграда». Дифференциация понятий «звук-буква».
  • Гласные звуки и буквы А, О, У, Ы,И,Э
  • Уточнение артикуляции. Сочетания «ча-ща», «чу-щу», «ши-жи».
  • Гласные 2 ряда Я, Ю, Е, Ё. Образование. Выделение из слов.
  • Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
  • Дифференциация А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е.
  • Деление слов на слоги. 1-2-3-х-сложные слова с простым открытым слогом. Перенос слов по слогам.
  • Согласные звуки. Дифференциация гласных- согласных.
  • Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.
  • Обозначение мягкости согласных при помощи Ь.

 

15. Звонкие и глухие согласные. 16.Звуки П-П’. Буква П-п . 17. Звуки Б-Б’. Буква Б-б . 18.Дифференциация П-Б, П’-Б’. 19. Звуки Ф-Ф’. Буква Ф-ф . 20. Звуки В-В’. Буква В-в . 21. Дифференциация Ф-В, Ф’-В’. 22. Звуки Т-Т’. Буква Т-т . 23. Звуки Д-Д’. Буква Д-д . 24. Дифференциация Т-Д, Т’-Д’. 25. Звуки С-С’. Буква С-с. 26. Звуки З-З’. Буква З-з . 27. Дифференциация С-З, С’-З’. 28. Звук и буква Ш-ш . 29. Звук и буква Ж-ж . 30. Дифференциация Ш-Ж. 31. Дифференциация К-Г, К’-Г’. 32. Дифференциация С-Ш. 33. Дифференциация З-Ж. Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.

15. Звонкие и глухие согласные.

16.Звуки П-П’. Буква П-п .

17. Звуки Б-Б’. Буква Б-б .

18.Дифференциация П-Б, П’-Б’.

19. Звуки Ф-Ф’. Буква Ф-ф .

20. Звуки В-В’. Буква В-в .

21. Дифференциация Ф-В, Ф’-В’.

22. Звуки Т-Т’. Буква Т-т .

23. Звуки Д-Д’. Буква Д-д .

24. Дифференциация Т-Д, Т’-Д’.

25. Звуки С-С’. Буква С-с.

26. Звуки З-З’. Буква З-з .

27. Дифференциация С-З, С’-З’.

28. Звук и буква Ш-ш .

29. Звук и буква Ж-ж .

30. Дифференциация Ш-Ж.

31. Дифференциация К-Г, К’-Г’.

32. Дифференциация С-Ш.

33. Дифференциация З-Ж.

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР. 34. Звук и буква Ц-ц . 35. Звук и буква Ч-ч . 36. Звук и буква Щ-щ . 37. Дифференциация Ц-С. 38. Дифференциация Щ-С’. 39. Дифференциация Ч-Т’ 40. Дифференциация Ч-Ц.. 41. Дифференциация Ч-Щ. 42. Дифференциация Щ-Ш. 43. Звуки Р-Р’. Буква Р-р . 44. Звуки Л-Л’. Буква Л-л . 45. Дифференциация Р-Л, Р’-Л’. 46.Разделительный мягкий знак.

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.

34. Звук и буква Ц-ц .

35. Звук и буква Ч-ч .

36. Звук и буква Щ-щ .

37. Дифференциация Ц-С.

38. Дифференциация Щ-С’.

39. Дифференциация Ч-Т’

40. Дифференциация Ч-Ц..

41. Дифференциация Ч-Щ.

42. Дифференциация Щ-Ш.

43. Звуки Р-Р’. Буква Р-р .

44. Звуки Л-Л’. Буква Л-л .

45. Дифференциация Р-Л, Р’-Л’.

46.Разделительный мягкий знак.

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.   Содержание работы по преодолению отклонений речевого развития учащихся (цели и задачи логопедической работы).

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.

Содержание работы по преодолению

отклонений речевого развития

учащихся (цели и задачи

логопедической работы).

  • Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
  • Коррекция дефектов произношения.
Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР. Грамматические термины, используемые на логопедических занятиях (даются пропедевтически). «Звуки и буквы». «Гласные и согласные». «Деление слов по слогам». «Ударение». «Глухие и звонкие согласные». «Оглушение звонких согласных в середине и в конце слова». 7. «Твердые и мягкие согласные». 8. «Смягчение согласных гласными я,ё,ю,е,и ». «Буква ь – как способ смягчения согласных».  «Разделительный ь ». 11. «Правописание жи,  ши, ча, ща, чу, щу ». 12. «Твердый знак».

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.

  • Грамматические термины, используемые на логопедических занятиях (даются пропедевтически).
  • «Звуки и буквы».
  • «Гласные и согласные».
  • «Деление слов по слогам».
  • «Ударение».
  • «Глухие и звонкие согласные».
  • «Оглушение звонких согласных в середине и

в конце слова».

7. «Твердые и мягкие согласные».

8. «Смягчение согласных гласными я,ё,ю,е,и ».

  • «Буква ь – как способ смягчения согласных».
  • «Разделительный ь ».

11. «Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу ».

12. «Твердый знак».

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР. Содержание коррекционно-воспитательной работы. 1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: - устойчивость внимания; - наблюдательности (особенно к языковым явлениям); - способности к запоминанию; - слухового внимания и памяти; - зрительного внимания и памяти; - способности к переключению; - абстрактного, наглядно-образного и словесно-логического мышления; - навыков и приемов самоконтроля; - познавательной активности; - произвольности общения и поведения.

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.

  • Содержание коррекционно-воспитательной работы.

1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивость внимания;

- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

- способности к запоминанию;

- слухового внимания и памяти;

- зрительного внимания и памяти;

- способности к переключению;

- абстрактного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- навыков и приемов самоконтроля;

- познавательной активности;

- произвольности общения и поведения.

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.  2. Формирование и развитие регулятивных «универсальных» учебных действий: - планирование учебной деятельности, принятие учебной задачи, активное осмысление материала; - выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели; - контроль за ходом своей деятельности через сравнивание с заданным эталоном и использования специальных приемов самоконтроля; - волевая саморегуляция: работа в определенном темпе, преодоление препятствий; - умение изменять и дополнять план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном; - анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.

2. Формирование и развитие регулятивных

«универсальных» учебных действий:

- планирование учебной деятельности, принятие учебной задачи, активное осмысление материала;

- выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели;

- контроль за ходом своей деятельности через сравнивание с заданным эталоном и использования специальных приемов самоконтроля;

- волевая саморегуляция: работа в определенном темпе, преодоление препятствий;

- умение изменять и дополнять план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном;

- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР. 3. Развитие и совершенствование познавательных «универсальных учебных действий»: смысловое чтение как осмысление целей чтения,  извлечение необходимой информации из текстов,  определение основной и второстепенной информации; умение осознанно и адекватно строить речевое высказывание устной речи; действия со знаково-символическими средствами  (замещение, кодирование, декодирование);

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.

3. Развитие и совершенствование познавательных «универсальных учебных действий»:

  • смысловое чтение как осмысление целей чтения,

извлечение необходимой информации из текстов,

определение основной и второстепенной информации;

  • умение осознанно и адекватно строить речевое

высказывание устной речи;

  • действия со знаково-символическими средствами

(замещение, кодирование, декодирование);

  • установление причинно-следственных связей.
Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР. 4 . Развитие и совершенствование коммуникативных «универсальных учебных действий»:

Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.

4 . Развитие и совершенствование коммуникативных «универсальных учебных действий»:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и сверстниками;
  • умение внимательно слушать и слышать логопеда, принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  • целенаправленное и последовательное выполнение учебных действий;
  • адекватное реагирование на контроль логопеда и оценки сверстников;
  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: отвечать на вопросы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
  • обращение к учителю-логопеду или товарищу за разъяснением с соблюдением речевого этикета при обращении;
  • формулирование краткого отчета о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
  • составление устных связных высказываний с элементами творчества .
Важность логопедической помощи при ФФНР  Учащиеся с недоразвитием фонетико – фонематической стороны речи составляют примерно 20-30% от общего числа детей с несформированностью языковых средств. Среди этих учащихся число реально неуспевающих по родному языку колеблется от 50 до 100%.  Регулярное и планомерное коррекционное воздействие помогает ликвидировать нарушение и заметно улучшить качество и в общеобразовательных дисциплинах. Фото, использованные в работе, взяты из сети Интернет.

Важность логопедической помощи при ФФНР

Учащиеся с недоразвитием фонетико – фонематической стороны речи составляют примерно 20-30% от общего числа детей с несформированностью языковых средств. Среди этих учащихся число реально неуспевающих по родному языку колеблется от 50 до 100%.

Регулярное и планомерное коррекционное воздействие помогает ликвидировать нарушение и заметно улучшить качество и в общеобразовательных дисциплинах.

Фото, использованные в работе, взяты из сети Интернет.

Список использованной литературы:

Список использованной литературы:

  • Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия 2 часть. – М., 1995.
  • Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.
  • Корнев А.Н., «Нарушение чтения и письма у детей».- Спб., Речь,2003г.
  • Лалаева Р.И., «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников».- Спб., «Союз», 2001г.
  • Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа в коррекционных классах - М.: Владос, 2004.
  • Левина Р.Е., «Нарушения устной и письменной речи как причина неуспеваемости учащихся». «Советская педагогика» -1974г. №1
  • Лурия А.Р., «Очерки психофизиологии письма».-М., изд. АПН РСФСР, 1950г.
  • Селиверстов В.И., Гаубих Ю.Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики. Хрестоматия по логопедии. – 2-я ч., М., 1997.
  • Спирова Л.Ф., «Характеристика нарушений письма и чтения. Основы теории и практики логопедии».-М., 1968.
  • Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Майорова Елена Валерьевна

Дата: 28.11.2016

Номер свидетельства: 363605


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства