Система коррекционной работы с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Система коррекционной работы с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Фонетико-фонематическое нарушение речи - характеристика нарушения. Аспекты логопедической работы со школьниками с ФФНР. Примерное перспективное планирование работы с учащимися, имеющими ФФНР.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система коррекционной работы с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.»
Система коррекционной работы с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Характеристика нарушения.
Аспекты логопедической работы со школьниками с ФФНР.
Примерное перспективное планирование работы с учащимися, имеющими ФФНР.
Фонетико – фонематическое нарушение у детей.
Профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). К этой категории относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и фонематический слух.
Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми нарушениями вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).
Функции фонематической системы.
Функции фонематической системы определила и раскрыла В.К. Орфинская в 1960 году.
Смыслоразличительная функция (изменение одной фонемы или одного смыслоразличительного признака приводит к изменению смысла).
Слухопроизносительная дифференциация фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно).
Фонематический анализ, т.е. разложение слова на составляющие его фонемы.
Проявления фонетико-фонематического нарушения речи:
Недифференцированное произношение пар или групп звуков, когда один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух, трех других звуков.
Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющими меньшую произносительную трудность для ребенка.
Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других- заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.
Проявления фонетико-фонематического нарушения речи:
Состояние звукопроизношения детей с ФФНР характеризуется следующими особенностями:
замена сложных по артикуляции звуков более простыми;
2) нестойкое употребление звуков в речи;
3) искаженное произношение одного или нескольких звуков;
4) недифференцированное произнесение пар или групп звуков.
- в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
- в неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
- в затруднениях при анализе звукового состава речи.
Звуковой анализ и синтез.
Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежать многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. Анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Фонематическое восприятие по определению Д.Б. Эльконина.
Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:
1) определение порядка слогов и звуков в слове;
2) установление различной роли звука;
3) выделение качественных основных характеристик звука».
Предпосылки для обучения грамоте
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте первоклассников являются:
- сформированное фонематическое восприятие,
- правильное произношение всех звуков родного языка,
1. Замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам.
2. Пропуски гласных.
3. Пропуски согласных в их стечении.
4. Слияние слов на письме.
5. Раздельное написание частей одного слова.
6. Пропуски, наращения или перестановки слогов.
7. Орфографические ошибки.
Система преодоления фонематического недоразвития
Предусматривает два взаимосвязанных направления работы:
коррекцию произношения, т.е. постановку и уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы заменяются на письме, различение их на слух;
последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.
Основные задачи логопеда в работе с учащимися с ФФНР
Основными задачами логопеда, независимо от того, с учащимися каких классов он проводит специальные занятия, являются: 1. длительная работа, максимально направленная на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточненные и исправленные); 2. отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются и звучат недостаточно отчетливо, смазано; 3. постановка отсутствующих, искаженно произносимых звуков и введение их в речь; 4. формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустическо-артикуляционных) признаков звуков; прослушать и поднять руку или букву, когда он услышит нужный звук. Чтобы ему было легче сориентироваться, учитель на первых порах голосом выделяет этот звук; 5. закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребенку, и постепенное подведение к устойчивому, автоматизированному навыку, т.е. обучение ребенка более сокращенным и обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой анализ, формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и слабых позициях, различать варианты их звучания.
Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.
1. Состав группы.
2. Характеристика группы:
- Характеристика звуковой стороны речи (звукопроизношение, фонематические процессы, следствия несформированности).
- Лексический запас.
- Грамматический строй.
- Психологические особенности.
Следствия.
Тематическое планирование.
Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.
Характеристика звуковой стороны речи:
Звукопроизношение:
дефектное произношение следующих групп звуков:
Свистящие: призубный сигматизм либо не автоматизированы.
Шипящие: не автоматизированы.
Сонорные: Р, Р’- велярные либо не автоматизированы,
Л- отсутствие либо не автоматизирован.
Фонематические процессы:
- недостаточная сформированность навыков дифференциации оппозиционных звуков следующих групп:
Другие группы звуков: ч-щ ,ч-т’, ш-щ, ц-с, р-л, р’-л’.
- низкий уровень развития навыков звуко-слогового анализа
и синтеза
- трудности в подборе слов с заданным звуком
- трудности в определении места заданного звука в слове.
Следствия:
- недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слов;
- трудности овладения фонематическим принципом письма (а затем и орфографическим);
- трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других);
- недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой.
Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.
Лексический запас без грубых нарушений; у детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов, смешение слов по смыслу.
Грамматический строй может быть в пределах нормы , встречаются аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.
Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.
Психологические особенности:
- неустойчивое внимание, его слабая концентрация;
- недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
- недостаточное развитие способности к переключению с одного вида деятельности
на другой;
- недостаточное развитие словесно-логического мышления;
- недостаточная способность к запоминанию словесного материала;
- низкий уровень развития слуховой и зрительной памяти;
- преобладание наглядно-образного мышления;
- недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений;
- недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.
Следствия:
- недостаточная сформированность предпосылок к овладению полноценными навыками
учебной деятельности;
- трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, умение
работать в определённом темпе);
- трудности в определении путей и средств достижения учебной цели;
- слабый предваряющий, текущий и результирующий контроль своей деятельности.
Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.
Тематическое планирование занятий с учащимися первых классов, имеющих ФФНР:
1. Основные темы занятий по преодолению отклонений речевого развития учащихся.
2. Содержание работы по преодолению отклонений речевого развития учащихся (цели и задачи логопедической работы.
3. Грамматические термины, используемые на логопедических занятиях (даются пропедевтически).
4. Содержание коррекционно-воспитательной работы.
Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.
Основные темы занятий по преодолению отклонений речевого развития учащихся.
Речь. Уточнение и закрепление понятия.
Речь. Предложение.
Предложение. Слово.
Звуки речи. Способ образования.
Строение речевого аппарата. Понятие «преграда». Дифференциация понятий «звук-буква».
Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.
Обозначение мягкости согласных при помощи Ь.
15. Звонкие и глухие согласные.
16.Звуки П-П’. Буква П-п .
17. Звуки Б-Б’. Буква Б-б .
18.Дифференциация П-Б, П’-Б’.
19. Звуки Ф-Ф’. Буква Ф-ф .
20. Звуки В-В’. Буква В-в .
21. Дифференциация Ф-В, Ф’-В’.
22. Звуки Т-Т’. Буква Т-т .
23. Звуки Д-Д’. Буква Д-д .
24. Дифференциация Т-Д, Т’-Д’.
25. Звуки С-С’. Буква С-с.
26. Звуки З-З’. Буква З-з .
27. Дифференциация С-З, С’-З’.
28. Звук и буква Ш-ш .
29. Звук и буква Ж-ж .
30. Дифференциация Ш-Ж.
31. Дифференциация К-Г, К’-Г’.
32. Дифференциация С-Ш.
33. Дифференциация З-Ж.
Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.
Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.
34. Звук и буква Ц-ц .
35. Звук и буква Ч-ч .
36. Звук и буква Щ-щ .
37. Дифференциация Ц-С.
38. Дифференциация Щ-С’.
39. Дифференциация Ч-Т’
40. Дифференциация Ч-Ц..
41. Дифференциация Ч-Щ.
42. Дифференциация Щ-Ш.
43. Звуки Р-Р’. Буква Р-р .
44. Звуки Л-Л’. Буква Л-л .
45. Дифференциация Р-Л, Р’-Л’.
46.Разделительный мягкий знак.
Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.
Содержание работы по преодолению
отклонений речевого развития
учащихся (цели и задачи
логопедической работы).
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
Коррекция дефектов произношения.
Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.
Грамматические термины, используемые на логопедических занятиях (даются пропедевтически).
«Звуки и буквы».
«Гласные и согласные».
«Деление слов по слогам».
«Ударение».
«Глухие и звонкие согласные».
«Оглушение звонких согласных в середине и
в конце слова».
7. «Твердые и мягкие согласные».
8. «Смягчение согласных гласными я,ё,ю,е,и ».
«Буква ь – как способ смягчения согласных».
«Разделительный ь ».
11. «Правописание жи,ши, ча, ща, чу, щу ».
12. «Твердый знак».
Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.
Содержание коррекционно-воспитательной работы.
1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивость внимания;
- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
- способности к запоминанию;
- слухового внимания и памяти;
- зрительного внимания и памяти;
- способности к переключению;
- абстрактного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.
2. Формирование и развитие регулятивных
«универсальных» учебных действий:
- планирование учебной деятельности, принятие учебной задачи, активное осмысление материала;
- выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели;
- контроль за ходом своей деятельности через сравнивание с заданным эталоном и использования специальных приемов самоконтроля;
- волевая саморегуляция: работа в определенном темпе, преодоление препятствий;
- умение изменять и дополнять план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.
3. Развитие и совершенствование познавательных «универсальных учебных действий»:
смысловое чтение как осмысление целей чтения,
извлечение необходимой информации из текстов,
определение основной и второстепенной информации;
умение осознанно и адекватно строить речевое
высказывание устной речи;
действия со знаково-символическими средствами
(замещение, кодирование, декодирование);
установление причинно-следственных связей.
Примерный образец оформления перспективного планирования работы с учащимися первого класса, имеющих ФФНР.
4.Развитие и совершенствование коммуникативных «универсальных учебных действий»:
планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и сверстниками;
умение внимательно слушать и слышать логопеда, принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
целенаправленное и последовательное выполнение учебных действий;
адекватное реагирование на контроль логопеда и оценки сверстников;
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: отвечать на вопросы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
обращение к учителю-логопеду или товарищу за разъяснением с соблюдением речевого этикета при обращении;
формулирование краткого отчета о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
составление устных связных высказываний с элементами творчества .
Важность логопедической помощи при ФФНР
Учащиеся с недоразвитием фонетико – фонематической стороны речи составляют примерно 20-30% от общего числа детей с несформированностью языковых средств. Среди этих учащихся число реально неуспевающих по родному языку колеблется от 50 до 100%.
Регулярное и планомерное коррекционное воздействие помогает ликвидировать нарушение и заметно улучшить качество и в общеобразовательных дисциплинах.
Фото, использованные в работе, взяты из сети Интернет.
Селиверстов В.И., Гаубих Ю.Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики. Хрестоматия по логопедии. – 2-я ч., М., 1997.
Спирова Л.Ф., «Характеристика нарушений письма и чтения. Основы теории и практики логопедии».-М., 1968.
Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.