Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум. Взаимосвязь логопеда с родителями в работе по повышению результативности в процессе коррекции речи детей. »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кара-Чыраанской СОШ
Семинар-практикум
Взаимосвязь логопеда с родителями в работе по повышению результативности в процессе коррекции речи детей.
Выполнила : учитель- логопед
Ондар Д.Д.
Ф. И. О . – Ондар Долбан Доржуевна
Год рождения – 1972
Национальность – тувинка
Образование – высшее, Красноярский государственный университет
Основные направления в практическом взаимодействии логопеда с родителями.
Задачи.
Принципы.
Методы работы.
Ожидаемые результаты.
Развивающее пространство в помощь родителям.
Эффективные формы работы с родителями.
Диагностика уровня отношений между логопедом и родителями.
Результативность.
Введение
Проблема выстраивания отношений педагогов и родителей – актуальна и сегодня.
В основе современного взгляда на взаимодействие с семьей заложен приоритет семейного воспитания. ( Закон об образовании Р. Ф.)
Новизна этих отношений выражается в мотивации, сотрудничестве, взаимодействии.
Необходимо обновить и
систематизировать эффективные подходы, формы, принципы с учетом изменившейся ситуации.
Экскурс к истокам современной концепции.
Закон РФ «Об образовании» ставит основную задачу в воспитании и обучении детей с нарушениями речи через взаимодействие с родителями.
Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик – новаторы идеи разнообразия форм и методов работы с родителями учителя-логопеда.
Актуальность проблемы
1.Колличество детей с тяжелыми нарушениями речи увеличивается с каждым годом.
2. Родители детей делятся на две группы: гиперопекающие и гипеопекающие.
3. Различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей .
Основные противоречия.
1.Необъективная оценка родителей психоречевого развития детей.
Корректная оценка родителей психоречевого развития детей.
Осознанная реакция родителей на поставленный их ребенку диагноз.
Предельно серьезное отношение родителей к выполнению домашнего задания.
2. Неадекватная реакция родителей на поставленный их ребенку диагноз.
3. Несерьезное отношение родителей к выполнению домашнего задания.
Основные направления в практическом взаимодействии логопеда с родителями.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Исходя из этого, я ставлю перед собой конкретную цель .
Цель : добиться тесного взаимодействия учителя-логопеда с родителями для достижения успеха в коррекционной работе с детьми посредством многообразных форм совместной работы.
9. Добиваться регулярного выполнения домашних заданий
1. Изучить особенности педагогических навыков родителей.
9. Добиваться регулярного выполнения домашних заданий
2. Убедить родителей в своевременном обращении за помощью к специалистам .
8. Настроить родителей на постоянный контроль над правильной речью ребенка.
Задачи
3.Убедить родителей в своевременном обращении за помощью к специалистам.
7. Использовать творческие способности родителей в создании наглядного и раздаточного материала.
6. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении развивающей и коррекционной работы.
4.Убедить родителей в своевременном обращении за помощью к специалистам.
Добиваться регулярного выполнения домашних заданий
принцип приобщения родителей к коррекционно-педагогическому процессу через обследование, диагностику их детей.
принцип личностно - ориентированной педагогики – на «уровне глаз» родителей, используя приём «глаза в глаза»;
принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;
принцип приобщения родителей к коррекционно-педагогическому процессу через обследование, диагностику их детей.
Принципы
принцип ведущей деятельности. в работе с родителями необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов.
принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу.
Методы работы. .
Индивидуально-практические занятия
Анкетирование
Индивидуальные беседы
Консультации.
Совместное изготовление игр и пособий.
индивсидуальные беседы
индивсидуальные беседы
индивсидуальные беседы
разрешение проблемы различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей;
преодоление возникающих трудностей во взаимодействии родителей со своим ребенком
Прогнозируемые результаты
работы.
понимание родителями необходимости работы по исправлению речевых дефектов у детей;
осознанное участие родителей в
коррекционном процессе для достижения эффективности совместной работы
убежденность родителей в необходимости создания единого речевого пространства развития ребенка.
овладение родителями необходимыми логопедическими знаниями, умениями и навыками
Развивающее пространство в помощь родителям:
*Картотека пальчиковой гимнастики (упражнения для пальчиков)
*Картотека дыхательной гимнастики (упражнения для развития речевого выдоха).
*Картотека динамических пауз (движения, сочетающиеся со словами).
* Картотека зрительной гимнастики (упражнения для глаз).
Картотеки по разным направлениям работы.
Эффективные формы работы с родителями.
Игротека с наборами игр.
Групповые родительские собрания:
*беседы-презентации.
*мастер – классы.
Консультации и семинары.
Буклеты.
Коллективная работа
Фронтальные открытые занятия, развлечения.
Выставки пособий.
Видеотека.
Выставка пособий.
Игры, лото по автоматизации и дифференциации звуков.
Пособия, упражнения, игры по развитию грамматического строя речи.
Пособия, игры по развитию слоговой структуры слова.
Пособия, игры на употребления предлогов.
Буклеты.
В этой папке содержатся памятки родителям, рекомендации, игры.
Анкетирование.
Беседа .
Ежедневные консультации.
Индивидуальная работа .
По выполнению домашних заданий.
Индивидуальные практикумы по направлениям .
Тетрадь « Рекомендации, пожелания от родителей логопеду».
Тетрадь « Пожелания, рекомендации логопеду от родителей».
Тетради по выполнению домашних заданий.
Индивидуальные практикумы по направлениям.
Речевой уголок
Экран звукопроизношения.
Наглядная агитация
Папки – передвижки.
Прайс – листы.
Папки – передвижки.
Прайс – листы.
Конец года
97% - родителей могут дать объективную оценку психо-речевому развитию ребенка, занимаются регулярно со своим ребенком и активно содействуют исправлению его речевого дефекта.
85% - принимают сознательно рекомендации специалистов и соглашаются с поставленными ими диагнозами.
80% - достигают необходимого уровня педагогической грамотности.
90% - оказывают своим детям регулярную помощь в выполнении домашних заданий.
Результативность.
Сравнительный анализ результатов начала и конца учебного года в течение трех лет позволил сделать вывод, что позитивная речевая динамика наблюдалась у тех детей, родители которых принимали активное участие в коррекционно-логопедической работе под руководством логопеда.