Рецензия на методическую разработку: "Использование методики Буквограмма в коррекции устной и письменной речи младших школьников с ОНР"
Рецензия на методическую разработку: "Использование методики Буквограмма в коррекции устной и письменной речи младших школьников с ОНР"
"БУКВОГРАММА" – это методика по коррекции и развитию письменной и устной речи у детей от 5 до 14 лет, опирающаяся на разработки психологов, логопедов, дефектологов и нейропсихологов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рецензия на методическую разработку: "Использование методики Буквограмма в коррекции устной и письменной речи младших школьников с ОНР"»
МБОУ «СШ № 1» города Смоленска
Использование методики «Буквограмма»
в коррекции устной и письменной речи
младших школьников с ОНР
учитель-логопед
первой квалификационной категории
Ващенкова Светлана Николаевна
«БУКВОГРАММА» – это методика по коррекции и развитию письменной и устной речи у детей от 5 до 14 лет, опирающаяся на разработки психологов, логопедов, дефектологов и нейропсихологов.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА МЕТОДИКИ «БУКВОГРАММА» - не просто научить ребёнка грамотно читать и писать буквы, слоги, слова, а понимать, усваивать и правильно воспроизводить информацию.
АВТОР МЕТОДИКИ «БУКВОГРАММА» – КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ, НЕЙРОПСИХОЛОГ, ДИРЕКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА «ДОМ» (Г. МОСКВА) ШИШКОВА СВЕТЛАНА ЮЛИАНОВНА
МЕТОДИКА «БУКВОГРАММА»НАПРАВЛЕНА НА:
формирование письменной и устной речи обучающихся;
коррекцию безграмотности;
развитие фонематического слуха;
ориентацию в пространстве;
профилактику дисграфии;
повышение работоспособности;
улучшение мозгового кровообращения;
развитие двигательной, пространственной сферы;
становление адекватной схемы тела и образа физического «Я»;
развитие мелкой моторики;
улучшение саморегуляции и произвольного контроля;
улучшение функционирования мозговых структур;
выстраивание пространственных представлений.
;
ДЛЯ КАКОЙ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ ПОДХОДИТ МЕТОДИКА «БУКВОГРАММА»
если ваш ребёнок левша;
если он – переученный правша;
если ваш ребёнок посещал занятия с логопедом до школы;
если в семье говорят на двух или более языках;
если ваш ребёнок слишком рано пошёл в школу4
если у вашего ребёнка есть проблемы с памятью, вниманием;
если у ребёнка синдром дефицита внимания и/или гиперактивность;
если ребёнок с ММД или ЗПР.
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ
I этап – ребёнок выполняет операции, связанные с освоением фонемной структуры слова.
II этап – ребёнок выполняет анализ фонематической структуры и операции, связанные со словоизменением и словообразованием.
III этап – закрепление сложившихся у ребёнка к данному моменту операций и осуществляется переход к освоению синтагматических моделей письменной речи.
IV этап – ребёнок осваивает различные типы словосочетаний и обучается синтаксическим моделям связной речи.
С чего начинается работа по методике «Буквограмма»
1. Подготовительный этап – проработка схем частей тела ребёнка. Только освоив внешнее пространство, переходим к освоению пространства на листе.
2. Ребёнок смотрит, как учитель делает упражнения на себе (показываем ладонями: верх-низ лица – это ширина строки, правую и левую границы лица - это границы буквы, ширина буквы, - указательным пальцем от верхней правой точки на лбу пишем буквы).
3. Ребёнок пробует самостоятельно выполнять упражнение на себе ( без зеркала - перед зеркалом – без зеркала).
4. Ребёнок делает упражнение на схеме своего тела из второго этапа.
5. Ребёнок рисует пальцем букву перед собой на расстоянии согнутой в локте руки. Буква рисуется размером с лицо.
6. Ребёнок рисует пальцем букву перед собой на расстоянии согнутой в локте руки. Буква рисуется размером 10, 5, 2, 1 см.
7. Ребёнок пишет ручкой на листе бумаги форматом А4 (буква пишется на всю высоту листа, затем лист складывается и высота букв уменьшается.
8. Написание небольших слов.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Принцип деятельности
Принцип дробления
Принцип нагрузки
Принцип целостности
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ
Ребёнку исполнилось
4-5 лет
Выполняйте 1-2 упражнения в день
Ребёнку исполнилось
6-7 лет
Выполняйте 3
упражнения в день
Выполняются задания
Ребёнку исполнилось
10 лет и старше
по максимуму
Последовательность
дыхательные упражнения
глазодвигательные упражнения
упражнения на координацию
упражнения с буквами
чтение вслух
(в течение 10-15 минут читайте новую для ребёнка книгу; затем ещё 10-15 минут читайте уже знакомую ему сказку)
НА ЧТО НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
главное заниматься ежедневно, без пропусков, в течение нескольких минут;
проводить занятия в форме игры;
старайтесь не утомлять ребёнка;
вера в способности творит чудеса;
обращайте ежедневно внимание на успехи ребёнка;
старайтесь не замечать его ошибок;
одно и то же упражнение можно выполнять в течение нескольких дней;
громко выражайте свою радость при каждом, даже маленьком, успехе малыша;
рассказывайте об успехах ребёнка в его присутствии (но во всём нужна мера);
выбирайте упражнения, которые больше всего понравились ребёнку, постепенно меняя их.
Преимущества методики «Буквограмма»
наличие занятий для разностороннего развития ребёнка, в том числе улучшение моторики, слуха, логического и абстрактного мышления, ориентировки ребёнка в пространстве и многих других аспектов;
возможность заниматься с детьми самого разного возраста с 4 до 15 лет;
индивидуальный подход и комплексное воздействие на каждого ребёнка;
необходимость небольшого пространства и малого количества расходных материалов для занятий;
интерес для самого ребёнка;
быстрые результаты, которые вы увидите уже через несколько недель после начала занятий.
ЗАРАНЕЕ ГОТОВЬТЕ РЕБЁНКА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЧТОБЫ ШКОЛА СТАЛА ДЛЯ НЕГО РАДОСТНЫМ, ЗАПОМИНАЮЩИМСЯ СОБЫТИЕМ В ЖИЗНИ, ЗАЛОЖИВШИМ ОСНОВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ. МЕТОДИКА «БУКВОГРАММА» ПОМОГАЕТ ДЕТЯМУСПЕВАТЬ И БЫТЬ УСПЕШНЫМИ.