Просмотр содержимого документа
«РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ��»
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Выполнила:
студентка группы ЗФ-406-3-3
Галяткина Татьяна Васильевна
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры СПП и ПМ
Бурова Надежда Ильинична
Основные понятия исследования
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Разговорная речь - особая функциональная разновидность литературного языка.
Развитие разговорной речи предполагает овладение ребёнком богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а так же практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом.
ОНР различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны ( фонетики ) и смысловой стороны ( лексики , грамматики )при нормальном слухе и интеллекте
Сюжетно-ролевая игра помогает выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как разговорная речь.
Изучением связной речи детей занимались:
Т.Б. Филичева
Г.В. Чиркина
Е.М. Мастюкова
В.П. Глухов
Т.А. Ткаченко и др .
Объект исследования:
процесс развития разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования:
средства развития разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
Проанализировать научно – методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить особенности разговорной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Составить комплекс сюжетно – ролевых игр по развитию разговорной речи с ОНР III уровня и методические пояснения к нему; экспериментально проверить их эффективность.
База исследования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2
г. Челябинска
В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста сОНР III уровня
Для исследования использовались методики
Ушаковой, Струниной, Глухова
Параметры и критерии исследования
Исследование было направлено на выявление уровня развития разговорной речи у детей.
Мы проанализировалиумение отвечать на вопросы; задавать вопросы самостоятельно;правильно согласовывать члены предложения;вести диалог, беседу,последовательно излагать свои мысли с опорой на наглядный материал; воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст
8
Результаты исследования уровня развития разговорной речи детей на констатирующем этапе исследования
р
Качественный анализ уровня развития разговорной речи детей старшего дошкольного возраста показал, что:
Дети испытывали затруднение при выполнении практически всех диагностических заданий даже с помощью взрослого.
При выполнении первого задания дети не проявляли активности, пассивно следовали за инициативными детьми, были не внимательны, интерес к заданиям отсутствовал.
Изучены и проанализированы:
требования программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под редакцией Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В .
Разработали:
комплекс сюжетно – ролевых игр по развитию разговорной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и методические пояснения к нему
Иллюстративный материал
грн
Сравнительные показатели исследования уровня развития разговорной речи детей старшего дошкольного возраста до и после проведения экспериментальной работы
Результаты исследования
Применение отобранного нами комплекса сюжетно-ролевых игр положительно отразилось на развитии разговорной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, таким образом, составленный нами комплекс является эффективным.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены.
Мы сделали вывод: развитие разговорной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня осуществляется успешнее при использовании учителем-логопедом выделенного нами комплекса сюжетно-ролевых игр, а также практических рекомендаций по их проведению.