Профилактика и коррекция письменной речи на уроках логопедии с обучающимися с ОВЗ
Профилактика и коррекция письменной речи на уроках логопедии с обучающимися с ОВЗ
Презентация представляет задания, направленные на коррекцию дисграфии у младших школьников. Матнриал применяется как на уроках логопедии, так и во внеурочной деятельности для общего развития обучающихся.ж
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика и коррекция письменной речи на уроках логопедии с обучающимися с ОВЗ»
Профилактика дисграфии
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций.
Дисграфия— это неспособность к правильной письменной речи, которая не связана с нарушениями интеллекта.
1.Ошибки на уровне буквы и слога :
Проявляются в виде пропуска, перестановки местами, вставки лишних букв или слогов, смешения букв (например, ребенок путает буквы б-д, п-т, и-ш, и-у, о-а и т.д.);
2. Ошибки на уровне слова:
Сливается несколько слов или, наоборот, одно слово пишется по частям; неосознавание и ошибочное использование морфем («пожарник поливает пожар», «лосиха присторожилась»); ошибки в операции словообразования (рука-«рукища», нога-«ногища», «медведий хвост», «ветерный день»);
3. Ошибки на уровне предложения:
Не обозначаются границы предложений в виде заглавных букв и точек; нарушена грамматическая связь между словами, неправильно выбираются окончания слов, пропускаются или заменяются предлоги. Примеры ошибок: «большая белая пятно», «по дорожках сада», «играю из девочкой Леной».
Основные направления коррекции нарушения письма.
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Развитие языкового анализа и синтеза.
3. Обогащение словаря, развитие грамматического строя и связной речи.
4. Развитие зрительных и зрительно пространственных функций.
5. Развитие серийной организации движений и произвольной регуляции.
Игры и упражнения для профилактики дисграфии
1. «Найди букву»
Через 2-2.5 месяца таких упражнений улучшается качество письма.
2. «Короткие диктанты карандашом»
Ошибки не исправляйте в тексте, а только пометьте на полях.
Затем давайте тетрадь на исправление ребёнку.
3. «Упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артиляцией и списывание текста».
5. Упражнения по формированию фонематического восприятия.
Ребусы
«Делу время, потехе – час».
Найди правильную букву
Расставить буквы по порядку
Зашифрованное слово
«Спрятанные слова»
«Найди все слова в цепочке»
Какие слова здесь спрятались? Запиши их в клетках. Придумай предложения с каждым из слов.
«Составь слова»
к, о, с (сок) е, р, о, м (море)
у, д, б (дуб) ш, а, к, а (каша)
м, р, и (мир) а, к, у, р (рука)
т, о, р (рот) б, о, н, е (небо)
ы, с, р (сыр) а, с, о, к (коса)
д, м, ы (дым) д, а, в, о (вода)
Ориентировка на листе
Положи круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д.
«Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу)
Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).
Если хотите помочь ребёнку, не забывайте, что:
1. Ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужно время, терпение и система;
2. родители, учителя и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха;
3. необходимо выполнять всё, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, а так, как сказано. Иначе, наступившее улучшение быстро сойдёт на нет, и проблемы могут только усилиться;
4. помните, ребёнок не виноват в своих проблемах! Он пока просто не может писать и читать лучше.