Просмотр содержимого документа
«"Применение ИОС при формировании словаря у детей с ОНР"»
« Применение ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ (ИОС)
при формировании словаря у детей с ОНР»
Выступление из опыта реализации ФГОС в МБДОО.
Материал подготовила
учитель-логопед высшей категории
МБДОО №1 «Чебурашка»
Стацюкова Е.Ю.
«Применение игровой обучающей ситуации (ИОС),
при формировании словаря
у детей с общим недоразвитием речи».
«Золотое правило» дошкольной педагогики:
«Мы должны так обучать детей,
чтобы, они об этом даже не догадывались».
Если игра специально организована воспитателем и привнесена в процесс познания окружающего и природного мира, взаимосвязей, взаимоотношений в этом мире; взаимодействия с ним, такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, называют игровой обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий и несложный сюжет
- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой
- для нее специально организуется игровое пространство
- в содержание игры включаются обучающие, развивающие и воспитательные задачи
- воспитатель проводит и руководит всей игрой от начала до конца.
Основное различие между обучающим занятием и
сценарием активизирующего общения (ИОС).
В ИОС: взрослый - партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости — уходить от неприятных ситуаций.
Каждый ребенок находится в активной действующей позиции.
В отличие от отдельных игровых приёмов и дидактических игр, ИОС можно тесно связать с текущим моментом, темой дня, недели, месяца. Её содержание легко можно скорректировать, уместна импровизация по ходу её сценария.
Благодаря ИОС возможно решить целый комплекс воспитательно-образовательных задач.
ИОС повышает активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость.
ИОС помогает ребёнку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
ИОС способствует оптимизации образовательного процесса посредством конкретизации задач из разных областей, выделяя обучающие, развивающие и воспитательные.
Основа игровой обучающей ситуации - сценарий активизирующего общения.
Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС:
- ситуативный разговор воспитателя с детьми
- игры-путешествия
- игры-беседы
- игры-драматизации
- игры-импровизации
Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин).
Влияние ИОС на речевое развитие детей.
Разрабатывая сценарии активизирующего общения в ИОС, мы решаем важные задачи:
- коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка
-использование языковых игр, диалогов между детьми, то есть детской языковой и коммуникативной самодеятельности. В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи. Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка ребенка, развитие связной речи.
Но чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, при составлении сценариев активизирующего общения необходимо подбирать «конкретный языковой материал», специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности. Таким образом, задачи языкового развития, которые решались раньше на специальных речевых занятиях, в ИОС преобразуются так, что одновременно и параллельно решает задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.
ИОС – иллюстрации: (с 3-х лет)
- взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей
- с помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения
- активизируют и навыки эффективного общения детей.
ИОС – упражнения: (с 4-7 лет)
-ребёнок 4-5 лет не только слушает и наблюдает, но и активно действует
-дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет
-учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия
- активизируют навыки эффективного общения детей
ИОС - проблемы: (5-7 лет)
- стимулируют детскую активность, желание найти верный путь в решении сложных заданий, вызывает интеллектуальное напряжение
- способствуют усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии поведения в мире людей
- привлекают внимание ребёнка к эмоциональному состоянию взрослого и состоянию других персонажей
-помогают ребёнку найти выход своим чувствам и переживаниям, учат осознавать и принимать их
- ребёнок постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменяет свое игровое и речевое поведение
- активизируют навыки эффективного общения детей
ИОС - оценки: (5-7 лет)
- в этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его
- предполагают анализ и обоснование принятого ребёнком решения, его оценку со стороны самих детей «Правильно ли поступил Серёжа…?»
- активизируют навыки эффективного общения детей.
Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой:
- ИОС с игрушками — аналогами (животными)
- ИОС с литературными персонажами.
- ИОС- путешествие.
Как уже показала образовательная практика, все положительные качества и знания у детей формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом.
Количество детей с речевыми патологиями в последнее время сильно увеличилось. По исследованиям Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, ОНР III уровня характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (фонетико-фонематические процессы, лексика, грамматический строй речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.
По мнению ряда авторов (Р.А. Белова-Давид, Н.С. Журова, Е.М. Мастюковой, Т.В. Филичевой), эти дети быстро отвлекаются, утомляются не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатое дело до конца, активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью. Придя в школу, они будут испытывать трудности и быстро попадут в ряды неуспевающих.
Это отчетливо проявляется при изучении глагольного словаря и словаря признаков. Преобладающий тип лексических ошибок – неправильное употребление слов в речевом контексте, редкое использование антонимов и синонимов, довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде, падеже, смешение родовой принадлежности существительных; ошибки в согласовании существительного с числительным, в употреблении предлогов; недостатки в употреблении лексики, грамматики и звукопроизношения. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются перечислением действий.
Речевое отставание отрицательно сказывается на развитии памяти. Поэтому формирование словаря и лексико-грамматических сторон данной категории детей являются одной из актуальных проблем в логопедии. Здесь на помощь призовем игровую обучающую ситуацию, однако эффективным средством она станет, если учитель-логопед:
- умеет подбирать содержание игровых обучающих ситуаций;
- владеет методикой и организацией игровой обучающей ситуации;
- использует систему работы с играми;
- владеет диагностическими методиками исследования словаря детей с ОНР III уровня.
Логопеды уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Например, компенсаторная функция игры основана на том, что для ребенка игровое пространство становится новой реальностью в реальности, созданной взрослыми. Иначе говоря, игра – это альтернатива действительности, и поэтому она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все же главная функция игры – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.
Теоретические основы использования игры при формировании словаря у детей с общим недоразвитием речи
Специфика обучающей игры заключается в ее структуре, которая содержит и учебные задачи. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденной решение, радость победы, успех, одобрение со стороны логопеда оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.
Особое значение с структуре дидактической игры имеет игровое действие, целью которого является создание игровых взаимоотношений между детьми. Однако анализ дидактических игр позволяет сделать вывод о том, что во многих из них игровое действие отсутствует, по структуре и содержанию они подобны беседе или упражнению. По мнению В.Н. Аванесовой, дидактическая игра становится таковой благодаря наличию в ней игровых моментов: загадок, движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, а также использованию различных персонажей. Для разработки игровой формы обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и правил, но и о том, чтобы игра была интересной. Этого можно добиться, постоянно усложняя игровое действие. Основным стимулом познавательной деятельности становится не указания логопеда, а естественное желание детей поиграть. В соответствии с этим логопед не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образы поведения в жизни.
По мнению А.В. Запорожца, игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности.
Таким образом, различные структурные элементы игры (воображаемая ситуация, интересный сюжет, ролевые действия и отношения) послужат для детей образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая, несомненно, окажет влияние на содержание их игр в дальнейшем.
Итак, что же такое игра? Один из основоположников отечественной психологии Л.С. Выготский говорил, что основой игры является мнимая или воображаемая ситуация. Что же это такое? У Л.С. Выготского находим и ответ на этот вопрос. Оказывается, воображаемая ситуация имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового.
Все знают «волшебные слова» слова детства – «понарошку», «как будто»? вот когда «я понарошку машина, мамина помада понарошку свисток, а папин ремень понарошку змея (или поезд)», тогда есть игра. И, как видите, во всех приведенных примерах игрушек нет, а игра есть. Вот это «волшебное» слово и делает то, что Л.С. Выготский называл «расхождением смыслового и видимого поля». Видишь одно, а представляешь другое. Вы уже конечно, узнали нашего знакомого. Да, это – воображение, суть которого, как вы помните, состоит в переносе функций с одного предмета на другой. Поэтому и мнимая ситуация – критерий игры – может с полным правом называться воображаемой ситуацией, а игра – волшебной палочкой волшебника. Выделенный Л.С. Выготским критерий игры дает в руки взрослого мощное средство, чтобы не дать пропасть фантазеру.
Каким же элементам игры следует отдавать предпочтение при использовании игровых ситуаций на логопедических занятиях? В зависимости от учебной задачи и содержания в равной степени могут быть использованы сюжет, ролевые отношения, сказочные или литературные персонажи и др. в любом случае характер игры определяется логикой построения занятия, которое направлено на достижение определенной диагностической цели. С самого начала ход игры регламентирован, и его определяет логопед, который должен детально продумать, подготовить, организовать и направить игру в нужное русло. В процессе игры дети «следуют» за педагогом в отличие от самостоятельной игровой деятельности, где логопед, даже непосредственно руководя игрой, «следует» за дошкольниками. Игровая функция педагога во время занятий очень важна, так как от него зависит процесс осуществления игры. Его замысел останется нереализованным, если сюжет не заинтересует детей, не вызовет у него эмоционального отклика или будет нарушено ролевое поведение.
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для полноценного развития. В игре дети отображают свои представления и знания об окружающем мире.
Практическая часть
Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия. Своеобразным игровым элементом в обучении являются игрушки, изображающие животных, литературно-сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов.
В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом логопедического занятия. Благодаря ей решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
Я использую 4 типа игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями: ИОС с игрушками-аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИСО – путешествия, ИОС через режиссерские игры.
Первый тип строитсяна использовании игрушек-аналогов изображающих животных, растения и др.
Существует огромное разнообразие игрушек (мягких, резиновых и пр.) и очень ограниченное количество игрушек-растений (пластиковые елочки, овощи, деревянные грибы, деревья, искусственные цветы). Главный смысл использования игрушек такого рода – сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке умений правильно и по-разному действовать с живым объектом.
Построение игровых обучающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с его игрушечным изображением по внешнему облику и способу функционирования (действия). Различные игровые ситуации на занятиях показали, что игрушку-аналог можно использовать в дидактических целях для формирования у детей дошкольного возраста реалистических представлений о животных.
Присутствие игрушки уместно всякий раз, когда занятие строится на базе полученных ранее ( в процессе наблюдений) конкретных знаний. Дошкольники с удовольствием держат в руках игрушечных рыбок, птичек, зайчиков, так как исключена возможность взять в руки настоящих животных.
Форма игрушки должна быть узнаваема и не вызывать сомнения в принадлежности к тому или иному виду животных или растений. Игрушка независимо от материала, из которого она изготовлена, должна вызывать положительные эмоции быть «доброй», симпатичной, эстетичной – ее окраска может быть декоративной, но всегда высокохудожественной.
Второй тип игровых обучающих ситуаций составляют ИОС с использованием кукол.
Изображающих персонажи литературных произведений, хорошо знакомых детям. Героев полюбившихся сказок, рассказов и диафильмов дети воспринимают очень эмоционально, стараются им подражать. Персонажи сказок (Чиполино, Незнайка, Карлсон, Айболит, Красная Шапочка и др.), опираясь на их «литературную биографию», можно с успехом использовать на логопедических занятиях, активизируя с их помощью познавательную деятельность дошкольников и решая дидактические задачи программного содержания. Куклы из сказок - не просто симпатичные игрушки, которые развлекают детей, а персонажи со своим характером и настроением, своей манерой поведения, проистекающей из сюжета сказки. Дошкольникам они интересны тем, что в новых неожиданных ситуациях проявляются типичные черты характера этих героев. Например, Карлсон и Незнайка очень часто чего-то не знают и поэтому попадают в сложное положение, и тогда необходимы знания и помощь ребят. Такие моменты хороши тем, что дети начинают их учить – объясняют, рассказывают им то, что уже сами знают, т.е. из обучаемых превращаются в обучающих, благодаря чему активизируется их умственная деятельность.
На занятиях я задаю детям вопросы, что-то объясняю, рассказываю, но когда я от имени Незнайки или Карлсона задаю «глупые» вопросы, дети с удовольствием исправляют его ошибки. Они находятся во власти игровой ситуации, поэтому уверено дополняют мой рассказ, уточняя и закрепляя при этом полученные знания.
Третий тип игровых обучающих ситуаций – игра в путешествия.
В каждом случае сюжет такой игры следует тщательно продумать. Дети в качестве путешественников, экскурсантов, туристов должны «побывать» во многих местах. Я беру на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы или опытного путешественника. В таких игровых обучающих ситуациях большую помощь мне могут оказать самодельные фотоаппараты, подзорные трубы и бинокли, которые создают хорошие визуальные условия для наблюдения.
Все игровые обучающие ситуации требуют определенной подготовки. Он должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Очень важно, чтобы сам логопед легко входил в игру – ведь он часто исполняет одновременно две роли: ведет диалог от имени куклы-персонажа и при этом остается логопедом, который провидит занятие с детьми. Обучение с использованием игровых обучающих ситуаций в отдельных случаях может выходить за рамки определенного времени, но это неопасно, так как хорошая игра, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.
Четвертый тип игровых обучающих ситуаций – режиссерская игра.
Режиссерские игры требует организации индивидуальной работы с каждым ребенком. Такие игры можно начать сразу же, даже на подготовительном этапе, когда идет основание культурного слоя раздела. Режиссерскую игру постепенно вводит сам воспитатель. Он разыгрывает свой сюжет сам с собой. Такая деятельность воспитателя обычно привлекает детей: Они не только наблюдают игру, но и могут включаться, подыгрывать взрослому. Обычно игру взрослого наблюдает несколько детей, но развивать сюжет каждый должен уметь самостоятельно, поэтому можно заниматься с детьми индивидуально или объединять их в небольшие подгруппы от 2 до 5 чел. Дети должны объединяться с учетом их развития. Этот уровень должен быть приблизительно одинаков. Практика работы с детьми показывает, что только тот ребенок может внимательно слушать своего товарища, который сам может сделать или воспроизвести что-то подобное.
Чтобы дети могли творчески создавать себе новые и новые воображаемые ситуации, их необходимо этому обучать. Примерная последовательность, предлагаемых детям заданий:
Предложить детям придумать конец к сказке, которую придумали вы сами (у каждого ребенка свой вариант на 1-х парах они могут отличаться лишь некоторыми деталями).
Предлагать детям каждый раз новый сюжет или продолжать развитие уже начатого ранее сюжета.
Предлагать детям различные сюжеты с одними и теми же действующими лицами (персонажами).
Одним предлагается начинать игру, а другим заканчивать.
Дети придумывают различные игры к одним и тем же персонажам (персонажи могут быть предложены воспитателям и сам воспитатель предлагает свой вариант игры).
Так как в данном случае режиссерские игры используются для овладения грамотой, то и сюжет каждой игры строится на конкретном содержании – главные «действующие лица» (персонажи – буквы).
Организация игры может каждый раз изменяться: в одних случаях это кубики с изображением букв, знаки, изготовленные из различных материалов (бумага, пластилин), знаки (буквы) из магнитной азбуки, из разрезной азбуки, персонажи – образы того или иного знака и др., в других – это игра-рисунок, где дети изображают персонажа, ландшафт, подписывают все предметы, которые изображены, вместо знаков могут быть использованы предметы заместителя.
Понимая актуальность проблемы общего недоразвития речи детей, я составила, а также отобрала из большого количества современных тестов на выявление основных психологических интеллектуальных и речевых особенностей те, в которых они проявляются наиболее ярко, затем придаю им игровую форму. Кроме того, используя многолетний опыт работы с дошкольниками, систематизировала задания в соответствии с возрастом. Обычно бывают спешными различные варианты организации игр с использованием:
- литературных или придуманных персонажей
- сказочных сюжетов
- воображаемых путешествий
- настольно-печатных игр
- игр драматизаций
Темы и сюжеты этих игр планирую с учетом событий происходящих в группах, с учетом пожеланий детей; в форме совместного творчества (логопеда) и детей при ведущей роли логопеда.
Поиск новых форм и методов работы с детьми имеющими речевую патологию привели к идеи проведения логопедических досугов, как итоговых занятий, после изучения определенной темы.
Это необычная форма вызывает интерес у детей, дает возможность психологически раскомплексоваться. Подбор хореографических элементов, разучивание движений, песенок, музыкальных шуток, осуществляет музыкальный руководитель на индивидуальных занятиях. Участие детей в таких досугах помогает им раскрепоститься, обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр, в игровой форме закрепить полученные знания, умения и навыки.
По моему мнению, спецификой использования игр в обучении детей с общим недоразвитием речи является формирование обобщенных игровых действий, ролевое поведение, активизация общения педагога с детьми в процессе игры.
Игры являются наиболее комфортным безболезненным способом формирования правильной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Заключение
Детская игра, как ведущая деятельность дошкольников – не просто отражение всего окружающего, это способ вхождения ребенка в мир взрослых. Она способствует возникновению новых возможностей речевого общения, вызывает яркие положительные эмоции, подключает ребенка к смысловым полям, развивает речь ребенка.
В игру ставшую формой организации деятельности ребенка можно вложить любой учебный материал.
Игровое обучение, по сравнению с традиционным (просмотр слайдов, рассматривание картинок и т.д.) существенно повышает эффективность речевого развития детей с общим недоразвитием речи.
Дошкольники, имеющие общее недоразвитие речи практически овладевают игровыми действиями, активно участвуют в воображаемой ситуации, более глубоко усваивают знания, не утомляются, в речи исчезают многие лексические ошибки.
Список использованной литературы.
Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / под ред. Н.Н. Поддьякова, М., 1972.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1985.
Кристиане Ян. Игра в процессе обучения // Советская педагогика. 1988. №4.
Лакоцевина Т.П. Сказочный алфавит от А до И. Ч. 1. 2005.
Локуциевская Г.Т. образование игрушки в эстетическом воспитании детей 5-7 лет. М., 1973.
Миллер С. Психология игры. Спб., 1999.
Николаева С.Н., Комарова И.А. сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2005.
Саморукова П.Г. Игры детей. Л., 1973.
Удальцова Е.И., дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. М., 1976.
Кравцова Е.Е. разбуди в ребенке волшебника. М., 2006.
Приложение.
Игровая обучающая ситуация.
«В гости к леснику»
(сценарий активизирующего общения для детей старшего дошкольного возраста)
Вид игровой обучающей ситуации: ситуация-упражнение.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально-художественная.
Программные задачи:
Образовательные: активизировать познавательную и речевую деятельность детей; формировать целостную картину окружающего мира; способствовать овладению детьми в конкретных речевых ситуациях нормами речи.
Развивающие: развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми; гибкость ролевого поведения; сообразительность, быстроту реакции на сигнал в процессе игры и игрового общения; детское творчество в процессе совместной продуктивной деятельности.
Воспитательные: воспитывать любовь к живой природе, лесу; формировать умение взаимодействовать; приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения в лесу.
Словарная работа: лесник, лес, лесные жители, лесовичок, сторожка,; дикие звери, детеныши; ель, сосна, хвойные деревья, животные жарких стран.
Форма проведения (речевой работы): игра-путешествие.
Материалы и оборудование: воздушный шарик, письмо, «сторожка», игрушки (ёжик, зайчик, лесник), картинки (дикие животные), природный материал (шишки, веточки, листочки), пластилин.
Игровая мотивация:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Неожиданно в группу влетает воздушный шарик, а на его ниточке - письмо.
- Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик! Ой, здесь письмо! Давайте прочитаем и узнаем, кто и зачем нам его отправил.
- Оказывается, дедушка-лесник приглашает нас к себе в гости! Мы принимаем приглашение? Кто из вас хотел бы отправиться в лес?
- А вы знаете, кто такой лесник? Чем он занимается?
- Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал зря цветы, не оставлял не потухший костер. А где живет лесник? Как называется его домик?
- Она называется сторожка - от слова «сторожить». А кто же покажет нам туда дорогу? Смотрите, ежик пробегает. Давайте у него спросим.
Дети (хором):
Ежик, ежик, расскажи,
Ежик, ежик, покажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку?
Ежик: Покажу и расскажу. Только сначала ответьте на мои вопросы.
Кто живет в лесу?
Как называются животные, которые живут в лесу?
А вы знаете, кто меняет зимнюю шубку на летнюю?
Что делают птицы весной?
Какую пользу приносят птицы?
Как люди заботятся о птицах?
Как называются деревья, которые всегда зеленые, летом и зимой?
Что нельзя делать в лесу?
Ежик: Молодцы! Вы много знаете. Идите прямо, никуда не сворачивайте. Встретите зайца, он вам дальше покажет дорогу.
- Спасибо, ежик. Пойдемте, ребята.
Дети благодарят ежика и продолжают путешествие. На пути им встречается зайчик.
- А вот и зайчик. Давайте спросим у него, куда нам дальше идти.
Дети (хором)6
Зайка, зайка, покажи
Зайка, зайка, расскажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку?
Зайчик: Конечно расскажу, если вы со мной поиграете в игру «Назови ласково»
Зайчик: Молодцы, ребятки! Интересно с вами играть, вы много знаете. А у меня еще одна игра на примете есть, а называется она «Кто кем был?»
Игровое упражнение: «Кто кем был?»
- В такую игру мы в своей группе тоже играли. Сейчас зайчик вам будет перечислять взрослых лесных жителей, а вы должны будете сказать, как зовут их детенышей. А игра так называется потому, что когда-то взрослые звери тоже были маленькими детенышами, как ваши мамы и папы были когда-то детьми.
Зайчик: Какие умные дети пришли к нам в лес! Но я не смогу проводить вас к леснику, потому что не выполнил его задания: у нас в лесу появился чужой зверь, а я так и не узнал, кто он такой.
- Ребята, может поможем зайке, определите, кто лишний из этих животных.
(жираф - это животное жарких стран)
Зайчик: Вот спасибо, ребятки, выручили, пойдемте теперь скорее к дедушке-леснику, он уже заждался вас.
Дети идут дальше, у лесной избушке их встречает лесник.
Лесник: Здравствуйте, ребята! Как хорошо вы поступили, что пришли ко мне в гости. А мне лесные жители уже передали по нашей лесной почте, что вы с ними играли, никого не обижали. Молодцы! Но мне бы хотелось, чтобы вы и меня, старого, порадовали. Я вам здесь приготовил шишки, веточки, листья. В магазине пластилина прикупил. Изготовьте мне, пожалуйста, из всего этого поделку - братьев-лесовичков.
Дети рассаживаются за большим столом и под спокойную музыку начинают мастерить.
Лесник: Спасибо большое! А за то, что вы такие молодцы, я хочу подарить вам игру.
Конспект занятия
в подготовительной группе детей с ОНР — «Весна»
Цель:
Познакомить детей с сезонными изменениями в природе весной
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»: формировать у детей представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе весной, учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать, обобщать.
ОО «Речевое развитие»: способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической речи, упражнять в словообразовании (капель, половодье, ледоход), обогащать и активизировать словарь: капель, проталина, подснежники, ледоход, половодье, багор.
ОО «Социально — коммуникативное развитие»: развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание и жалость к попавшим в беду животным, желание помочь, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: способствовать формированию эстетического отношения к окружающему миру, миру природы, учить выполнять танцевальные движения в соответствии с характером музыки, развивать мимическую и интонационную выразительность
ОО «Физическое развитие» развивать гибкость, координацию движения, общую и мелкую моторику, речевое дыхание (короткий вдох и длительный выдох)
Материал: макет дома с сосульками на крыше, макеты деревьев, ткань голубая — река, маски зайцев, весла, багор, фигурки насекомых, птиц, животных, экологическое панно, костюм деда Мазая.
Предшествующая работа: чтение произведения «Дед Мазай и зайцы», рассматривание иллюстраций.
Организация: часть детей в масках зайцев сидят на больших кубах — островках, поставленных на ткань, и плачут, остальные дети в логопедическом кабинете занимаются с логопедом логоритмикой.
Ход занятия:
В кабинет заходит расстроенный логопед.
Логопед: Ребята, по-моему, случилась беда. Почему-то на реке много зайцев, они так сильно пищат. Смотрите, вон они — кто-то на бревне плывет, а некоторые зайчата сидят на самой верхушке островка. Давайте у них спросим, что с ними приключилось.
Дети спрашивают зайчат, зайчата отвечают, что река разлилась и затопила все острова.
Логопед: Ребята, что же делать? Как помочь зайчатам, ведь жалко их.
Дети предлагают варианты, все вместе обсуждают, воспитатель подводит детей к тому, что необходимо найти деда Мазая
Воспитатель: А вот домик старого Мазая, давайте его позовем.
Дети зовут, но он не слышит.
Логопед: Пойду, зайду к нему в дом, может быть, он спит, а вы меня подождите. Логопед заходит в дом и переодевается в костюм Мазая.
Мазай: Здравствуйте, ребята. А я тут задремал, что случилось?
Дети рассказывают и показывают на зайцев.
Мазай: О, еще совсем немножко и островки совсем затопит вода. Надо спасать косых. Не хотите ли поехать со мной? Ну, тогда одевайтесь, а я пойду, приготовлю снаряжение.
Мазай заходит в дом и выносит весла и багор, вдруг он прислушался (включается аудиозапись со звуком капели)
Мазай: Что это за звук? Как будто капает вода?
Дети: Это тают сосульки.
Мазай: давайте покажем, как тают сосульки
Выполняется логоритмическое упражнение: «Капель»
Кап-кап-кап — звенит капель Поднять руки вверх и медленно опустить их быстро пошевеливая пальцами,
Приближается апрель Хлопки в ладоши
Побежал в саду ручей, Пальчики рисуют извилистый ручеек
Прилетели сто грачей, Выполняется упражнение «Птички»
А сугробы тают, тают Медленно приседают, вытянув вперед руки
Мазай: А, почему тают сосульки? (ответы детей)
Что такое весна? Почему стало сильнее пригревать солнце? Что такое капель, от какого слова образовано оно? Какая бывает капель? Ответы детей (звонкая, )
Ой, надо спешить, вода все прибывает. Садитесь в лодку (скамейка), берите весла, начинаем дружно грести (физкультурная пауза «Гребцы» — воспитатель напоминает детям, как правильно брать дыхание во время гребка и делать выдох при наклоне )
Мазай: Ребята, а как вы думаете, почему так сильно разлилась река? Почему тает снег? Почему вода не уходит в землю?
(Обобщает ответы детей)
Все верно, ребята, наступила весна, стало сильнее пригревать солнце, зазвенела капель, начал таять снег, побежали ручьи. А куда делся лед, который сковал реку зимой? А, почему он растаял? Да, солнце пригрело, лед начал трескаться и начался ледоход. От каких двух слов образовалось это слово? Когда так сильно разливается река, называется половодье. А, вот мы и приплыли к первому островку, идите, зайчишки, к нам в лодку. Плывем дальше. Смотрите, смотрите, сколько птиц полетело (показывает на экологическое панно), почему? Почему они возвращаются? Как называются эти птицы?
Подплывают к бревну, на котором три зайца.
Мазай: Что же делать с этими зайчатами? Они уже не поместятся в лодке.
Дети предлагают зацепить бревно багром, как в книге, Мазай зацепляет бревно, и все плывут к берегу. Сошли на берег и Дед Мазай показывает как пробирается по лесу медведь (на панно)
Мазай: Пробирается медведь сквозь густой валежник…. Почему он проснулся? Какие еще звери просыпаются весной?
Смотрите, ребята, появились проталины, а на них и первые цветы. Как они называются? Почему они так называются? Они тоже радуются весне. Давайте порадуемся с ними вместе. (Музыкальная пауза «Цветы» музыка «Весенняя песня» В. А. Моцарт)
Мазай: Вы, ребята, сегодня молодцы, были хорошими мне помощниками, много назвали весенних признаков, но я уже стар и немного устал, пойду, отдохну, а вам я оставлю одну игру. Называется она: « Кто быстрее соберет весеннюю картинку». До свидания!
Дети по подгруппам собирают картинку, Мазай уходит в дом, переодевается.
Воспитатель рассматривает с детьми получившиеся картинки, спрашивает по каким признакам видно, что это весна.
логопед: Смогли ли вы с Мазаем помочь зайчатам? Как вам это удалось? А вы хотели бы рассказать о том, как вы спасали зайчат? Кому?
Вы у меня молодцы, отважные ребята, не оставили в беде беззащитных животных, только помните, что бывают такие случаи, как этот, например, когда без помощи взрослого вам не обойтись.