Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Коррекционная работа по устранению дисграфии у учащихся с ОВЗ"»
Коррекционная работа по устранению дисграфии
Докладчики:
Беликина И.Н.
Шапкина О.В.
Дисграфия
– частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.
Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.
Дисграфия
артикуляторно-акустическая
акустическая
связанная с нарушениями языкового анализа и синтеза
аграмматическая
оптическая
дети
со сложной
дисграфией
Они имеют проблемы языкового анализа и синтеза
на различных уровнях:
- нарушение границ предложения, пропуски букв, нарушение звукослоговой структуры;
- лексико-грамматические нарушения: бедный словарь, аграмматизмы; - смешение по акустическому принципу (ж – ш, з – c…); - букв по оптическому принципу (б-д, к - н, о - а, и - у, т – п, и-ш, с-х).
недоразвитие познавательнойдеятельности ,
нарушение устной речи, несформированность языковых обобщений, нарушение деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов
Нарушения письменной речи у обучающихся являются очень распространёнными и имеют стойкий характер, они с большим трудом устраняются
Поэтапная логопедическая помощь
коррекция произносительной стороны речи
формирование фонематических процессов
развитие лексико-грамматического строя речи
формирование связного высказывания
обогащение словарного запаса
закрепление словообразовательных моделей
Н
Е
С
Ф
О
Р
М
И
Р
О
В
А
Н
Н
О
С
Т
Ь
слухового внимания и памяти
Симптоматика дисграфии
при целенаправленном коррекционно- логопедическом воздействии
постепенно сглаживается,
но не исчезаетсовсем.
зрительного внимания, восприятия и памяти
фонематического восприятия
фонематического слуха
пространственного восприятия
слухового восприятия
Принцип правописания
фонетический (фонематический)
морфологический
традиционный
Особенности ошибок
Многочисленные, повторяющиеся и сохраняются длительное время
связаны с несформированностью высших психических функций
характеризуются нарушением фонетического принципа письма
наблюдаются у детей школьного возраста
Группы ошибок
Пропуск букв
Искаженное написание букв
Замены рукописных букв
Искажения звукобуквенной структуры слова
Искажения структуры предложения
Аграмматизмы на письме
Принципы логопедического воздействия
дифференцированного подхода
системного подхода
деятельностного подхода
доступности
контроля
поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений речи
Этапы устранения речевых недостатков
I этап
Устранение пробелов в различении звуковой стороны речи (развитие фонематического слуха, уточнение произношения имеющихся звуков, постановка отсутствующих), закрепление зрительного образа буквы, сопоставление ее со звуком. Дифференциация звуков в устной и письменной речи.
II этап
Уточнение имеющегося запаса слов, дальнейшее обогащение словаря, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
III этап
формирование и развитие связной речи.
IV этап
Развитие связной речи, а также уделяется внимание формированию умений и навыков написания деловых бумаг.
Упражнение «Слоговое лото». Помоги Вале собрать букет из листьев. Прочитай записанные на листьях слоги и составь из них слова. Слоги одного слова записаны на листьях с одного дерева (одинаковой формы).