kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы формирования читательских навыков и умения на логопедических занятиях с детьми ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы по формированию  читателькой умений у учащихся с ОВЗ. Предлагаемые задания могут использовать не только учителя-логопеды, но учителя начальных классов и родители.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы формирования читательских навыков и умения на логопедических занятиях с детьми ОВЗ»

Приемы формирования читательских навыков и умений

на логопедических занятиях с детьми ОВЗ

Лихманова Юлия Николаевна, учитель-логопед МКОУ « Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.С. Унковского» п. Воротынск Бабынинского района

2 слайд

Сегодня в начальные классы общеобразовательных школ поступает большое количество детей с различными интеллектуальными и речевыми нарушениями. И для нашей школы эта проблема актуальна. Дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательных классах по рекомендованной ПМПК АОП. Так, например, в 2021-2022 учебном году в начальной школе обучается 7 учащихся с ОВЗ: 1 класс - 4 ученика, 1 учащийся - 1 дополнительный класс, 2 класс – 1 учащийся, 3 класс – 1 учащийся. У этих детей самыми распространенными нарушениями являются нарушения письма и чтения.

3 слайд

На слайде раскрываются понятия дисграфии и дислексии. Не секрет, что сформированный навык чтения – залог успешного обучения в школе. Для учащихся с ОВЗ чтение является одним из сложных предметов, усвоение которого протекает очень медленно. Работа требует от них определенных усилий (волевых, эмоциональных, физических). Соответственно, отрицательно сказывается на изучении других предметов. Ограниченные возможности здоровья не позволяют таким детям овладевать знаниями, умениями, необходимыми навыками, потеря интереса, нежелание читать, отсутствие положительного примера родителей являются актуальными проблемами при обучении.

Советский психолог, доктор психологических наук Ананьев Борис Герасимович утверждал, что чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой) (Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом.- Известия АПН РСФСР, вып. 70, с. 106.) Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере смысловой и технической стороны. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность), так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного.

Необходимо выделить отдельно проблему дислексии у этой категории обучающихся. Это специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью некоторых психических функций. У дислексиков наблюдаются нарушения внимания, им трудно воспринимать письменный текст. Учащиеся не могут связать значки на бумаге с произносимыми звуками. При чтении или письме они пропускают буквы или целые слоги, могут менять их местами, пытаются читать справа налево или даже "вверх ногами".

Хотела бы поделиться своими наработками адаптированных приёмов, по формированию читательских умений обучающимися с ОВЗ. Предлагаемые задания могут использовать не только учителя – логопеды, но и учителя начальных классов.

Работая над технической стороной чтения, мною подобраны упражнения, помогающие развивать четкость произношения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения.

4 слайд

Одним из эффективных приемов работы над техникой чтения у учащихся является речевая зарядка, которая дает больший эффект, если проводить ее перед чтением текста. Мною разработан комплекс речевых зарядок, в которых на помощь приходят приемы «Звуковая разминка» с целью плавного чтения на одном выдохе. Например, АОУИ,

5 слайд.

Прием «Фотоглаз», задача детей прочитать и запомнить слова.

( Приложение).

Для коррекции несовершенного навыка чтения в логопедические занятия необходимо включать задания и упражнения направленные на развитие:

- пространственных представлений:

6 слайд Пример упр. «Муха»

- зрительного восприятия, зрительной памяти;

- фонематического анализа и синтеза;

- графомоторных навыков;

- зрительно – моторной координации;

- сукцессивных способностей;

- произвольного внимания.

В работе использую подбор специальных упражнений: «Глаз — алмаз», «Шерлок», «Зазеркалье» (чтение справа налево),

7 слайд

Например, упражнение «Бешеная книжка» (чтение книги вверх ногами).

Детям нравятся упражнения «Птицы прилетели» (чтение с разной интонацией, громкостью),

8 слайд

Упражнения «Партизан» (чтение с зажатым во рту карандашом), «Эх, раз! Еще раз!» (чтение с секундомером), «Тайна пропавшего предложения» (работа с диктантами И.Т.Федоренко; счет количества букв в словах), «Потерянные буквы» и др.

9 слайд

Например, игра «Половинка слова»

1 вариант. Прикрыть непрозрачной линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

2 вариант. Переместить линейку выше, показ только нижней части слов. Чтение.

Для первоклассников можно предложить другой вариант игры. Необходимы карточки с простыми словами, которые разрезаны вдоль слов на две половины. Нужно правильно их соединить.

Предлагаемые задания можно использовать как в урочное, так и во внеурочное время, для обучающихся с разным уровнем развития. Использованный в работе дидактический материал интересный, яркий, красочный, чем и привлекает внимание детей. Дальнейшая работа с текстом уже не пугает их, а, напротив, вызывает интерес.

Использование этих приёмов в работе с детьми с ОВЗ способствует эффективному формированию читательской грамотности. Благодарю за внимание!







Приложение

Прием «Звуковая разминка»

1) Читаем быстро, смотрим внимательно:

ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО

ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ

ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ

2) Читаем гласные с ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ и т.п.

Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА

3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

4) Читаем слова с наращиванием:

По – вар, жар, смей, пей, шел, вёл.

Приём «Фотоглаз»

За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова или прослушать и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?»

Например: ОРЕХ РУЧЕЙ ПЕРЬЯ РАЗОГНАЛСЯ ТРОПИНКА

Обучающимся с ОВЗ предлагается выбирать картинки услышанных слов.



Список литературы

1. Андреев О.А. Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. – М.: Просвещение, 1991 г.

2. Козырева Л.М. «Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения», Москва, 2000

3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению», М, 1999

4. Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей», С-Пб,1997.

5. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», М, 2000

6. Лисенкова Л.Н. «Развитие и коррекция навыков чтения», М, 2002

7. Лебедева П.Д. «Коррекционная логопедическая работа со школьниками с ЗПР» С-Пб, 2004.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Лихманова Юлия Николаевна

Дата: 29.03.2022

Номер свидетельства: 603687


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства