"Прфилактические приёмы письма и чтения у дошкольников"
"Прфилактические приёмы письма и чтения у дошкольников"
К моменту поступления ребёнка в первый класс у него должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки различения фонем родного языка.Многим современным родителям всё больше кажется симпатичной идея о возможности получения знаний без труда. Хороша та информация, которая воспринимается без усилий. А знания нужно таким образом преподносить ребёнку, чтобы они усваивались легко, почти автоматически.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Прфилактические приёмы письма и чтения у дошкольников"»
Профилактические методы и приёмы нарушений письма и чтения
Учитель-логопед МАОУ «СОШ №129» г. Перми
«Дети внимательнее всего слушают, когда говорят не с ними».
Элеонора Рузвельт
Ещё до своего появления на свет ребёнок слышит целую симфонию звуков нашего тела: как, не переставая, стучит сердце матери, течёт её кровь…
Слуховое восприятие начинает развиваться у ребёнка под влиянием целенаправленного внимания к голосу мамы, а затем и к неречевым явлениям. Это может быть стук упавшей игрушки, щелчок выключателя, шум дождя, голос птицы.
Многим современным родителям всё больше кажется симпатичной идея о возможности получения знаний без труда. Хороша та информация, которая воспринимается без усилий. А знания нужно таким образом преподносить ребёнку, чтобы они усваивались легко, почти автоматически.
Возможно именно поэтому сейчас в детских книжках огромная на всю страницу картинка, а под ней одно единственное предложении. Центр тяжести в воспитании всё больше смещается со слухового на зрительное восприятие.
Приглядитесь к молодым мамам, гуляющим со своими малышами в парке. Многие из них слушают музыку через наушники, в то время, когда сидящий в коляске ребёнок развлекает себя сам.
Мама с ним почти не говорит.
К моменту поступления ребёнка в первый класс у него должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки различения фонем родного языка.
Различение звуков на слух становится возможным лишь после овладения ребёнком способностью произвести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения признаков. Для этого у ребёнка должны быть сформированы навыки вычленения неречевых звуков, т.е. навыки слухового восприятия.
Дифференцируются две слуховые подсистемы: во-первых, речь как порождение слухового восприятия и соответственно речевой (фонематический) слух.
Во-вторых, мир музыки, то есть, собственно звуковое содержание, и музыка как предмет слухового восприятия.
Наряду с другими развивающими играми, игры на развитие слухового восприятия помогут младшему школьнику преодолеть трудности в обучении письму и чтению.
Практика игры
Игра «Что за шум?»
Логопед демонстрирует детям шум и предлагает им отгадать,что это за шум. Если шумы «озвучиваются» голосом или подручными средствами, можно устроить соревнование, кто точнее их воспроизведёт и угадает.
Игра «Что звучит?»
Для занятия потребуется набор предметов, способных производить разные звуки.
Логопед предлагает детям выбрать учащегося, который будет отгадывать звуки. Несколько детей
(3-4) подходят к нему поближе и со словами: «Что звучит?» - начинают производить звуки. Ведущий должен определить, какими предметами производятся звуки.
Игра «Шумящие коробочки»
Несколько коробочек от «киндер-сюрпризов» наполнены разными сыпучими, гремящими, шуршащими материалами, например рисом, гречневой крупой, песком, солью и др.
Они помогут организовать увлекательную игру, в которой её участники должны найти пары одинаково звучащих коробочек.
Упражнение «Отхлопай ритм»
Логопед отхлопывает руками ритм: «па-па-Па», «Па-па-па» - и предлагает детям отхлопать тот же ритм.
Постепенно ритм должен усложняться.
Игра «Слухачи»
Логопед предлагает детям прислушаться и назвать звуки, которые «живут» только в классной комнате.
Затем переключить внимание на звуки, «живущие» внутри школы, затем – на звуки, доносящиеся с улицы, с дороги и т.д.
Игра «Сосчитай удары»
Логопед раздаёт детям карточки с цифрами.
Затем отстукивает ритм и предлагает, закрыв глаза, посчитать количество ударов и показать карточку с соответствующей цифрой.
Игра «Ритмические рисунки»
Педагог рассказывает детям, что звуки можно «записывать» с помощью знаков, создавая тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов, а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.
Детям предлагается отхлопать или отстучать ритмический рисунок по образцу, а освоив это, записывать предложенный ритм самим.
Игра «Где будильник?»
Перед началом занятия в классе спрятан громко тикающий будильник.
Дети входят в класс, логопед обращает их внимание на посторонний звук и предлагает показать – откуда, по их мнению, раздаётся тиканье будильника.
Игра «Где колокольчик?»
Ребенок садится на стул перед классом, закрывает глаза и старается угадать, где звенит колокольчик – спереди, сзади, справа или слева от него.
Игра «Воробьи»
Логопед читает стихотворение, а дети считают, сколько воробьёв осталось, загибая пальцы.