Симптоматика дислексий
Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние
на весь процесс обучения, на психическое и речевое
развитие ребёнка. Своевременное выявление этих
нарушений, точное определение их патогенеза в каждом
отдельном случае, отграничение дислексии от ошибок
чтения иного характера чрезвычайно важно для построения
системы логопедической работы с детьми.
В специальной литературе, для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением,
в отличии от тех случаев, когда акт чтения распадается в результате поражения
тех или иных участков головного мозга используются термины:
алексия , дислексия; дислексия развития или эволюционная дислексия .
Специфическая дислексия развития
– это нарушение,
представляющее собой
трудность овладения чтением,
несмотря на нормальное обучение,
нормальный интеллект
и хорошие социально-культурные условия.
Группа исследователей дислексии развития Всемирной федерации неврологии
Дислексия – это
частичное расстройство овладением чтения,
проявляющееся в
многочисленных повторяющихся ошибках
стойкого характера,
обусловленное несформированностью психических функций,
участвующих в процессе овладения чтением.
Р.И. Лалаева
Специфические нарушения чтения (дислексии) следует отличать от ошибок чтения иного характера:
ошибок, закономерно встречающихся на начальных этапах овладения чтением,
от нарушения чтения у детей педагогически запущенных, трудных в поведении и т.д.
Особенностью дислексических ошибок является
их стойкий и повторяющийся характер.
Симптоматика дислексий определяется по-разному в зависимости от
понимания сущности этих нарушений.
Ряд авторов, определяя симптоматику дислексий,
останавливаются лишь на проявлениях непосредственно нарушений чтения.
Нарушения устной речи, моторики и пространственных представлений,
сопровождающие дислексии, рассматриваются как патогенетические факторы
дислексических нарушений
Некоторые авторы включают в симптоматику дислексий
аффективные нарушения (чувство неполноценности; чувство тревоги,
страха, неуверенности; различные негативные реакции)
Давайте рассмотрим симптоматику дислексий как проявление
непосредственно нарушений чтения, не включая тех расстройств,
которые часто сопровождают дислексию,
но представляют собой факторы патогенетического характера,
т.е. механизм этого нарушения.
Дислексия проявляется
в замедлении процесса овладения
чтением,
а также в замедлении темпа скорости чтения.
При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:
Замены и смешения фонетически близких звуков при чтении; замены графически сходных букв .
Побуквенное чтение (нарушение слияния букв в слоги и слова).
3 . Искажение звуко-слоговой структуры слова
(пропуски согласных при стечении, пропуски согласных и гласных
при отсутствии стечения, добывления звуков, перестановка звуков,
пропуски, перестановки слогов и пр.)
4. Нарушение понимания прочитанного (на уровне слова, предложения,
текста) – выделяется в тех случаях, когда не наблюдается
Расстройства технической стороны процесса чтения.
5. Аграмматизмы при чтении (нарушения в падежных окончаниях,
в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях
окончаний глаголов и пр.)
Симптоматика и течение дислексии во многом зависит от вида дислексии, степени выраженности, а также от этапа овладения чтением.
Динамика носит регрессирующий характер с постепенным уменьшением
видов и количества ошибок при чтении, степени выраженности дислексии
Дислексия у нормальных детей часто представляет собой следствие
различных трудностей. Каждая из них, существующая изолированно,
может быть компенсирована. При сочетании трудностей возможность
компенсации снижается.
Распространенность дислексий у различных категорий детей
с нарушениями развития значительно большая, чем у нормально
развивающихся детей. Кроме того, дислексии в этом случае характеризуются
целым рядом особенностей симптоматики и своеобразием течения.