kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Предупреждения дисграфии у дошкольников с ОВЗ с использованием игровых технологий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в  стойких, многократных, повторяющихся ошибках.

•В основе артикуляторно – акустической дисграфии лежит неправильное произношение ребенком звуков речи. •Акустическая дисграфия связана с недостаточно четкой слуховой дифференциацией ребенком акустически близких речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Предупреждения дисграфии у дошкольников с ОВЗ с использованием игровых технологий»»

«Предупреждения  дисграфии  у дошкольников с ОВЗ с использованием игровых технологий»    МБДОУ №6 Колосок п. Гигант  учитель-логопед Устиненко А.В

«Предупреждения дисграфии у дошкольников с ОВЗ с использованием игровых технологий» МБДОУ №6 Колосок п. Гигант учитель-логопед Устиненко А.В

Что такое дисграфия. Её виды.  Дисграфия —  это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках.

Что такое дисграфия. Её виды.

Дисграфия —  это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках.

  • В основе артикуляторно – акустической дисграфии лежит неправильное произношение ребенком звуков речи.
  • Акустическая дисграфия связана с недостаточно четкой слуховой дифференциацией ребенком акустически близких речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме.
  • В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение, проявляющееся на письме в искажениях звукобуквенной и слоговой структуры слов и предложений.
  • В основе аграмматической формы дисграфии лежит несформированность грамматического строя речи. Это выражается в неточности употребления слов, неправильном написании окончаний.
  • Для моторной дисграфии характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.
  • В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно – пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза.
Игры на развитие неречевого слуха . «Нарисуй звук» Дети под звучание дудочки рисуют на карточках полоски: долгому звуку соответствует длинная полоса, короткому – короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте. «Животные и их детёныши» Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны поднять соответствующую картинку. «Угадай» Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали (ИКТ «Музыканты», «Деревенский двор»)

Игры на развитие неречевого слуха .

«Нарисуй звук»

Дети под звучание дудочки рисуют на карточках полоски: долгому звуку соответствует длинная полоса, короткому – короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.

«Животные и их детёныши»

Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны поднять соответствующую картинку.

«Угадай»

Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали (ИКТ «Музыканты», «Деревенский двор»)

Игры на развитие неречевого слуха «Животные и их детёныши», «Музыкальные инструменты», «Деревенский двор»

Игры на развитие неречевого слуха «Животные и их детёныши», «Музыкальные инструменты», «Деревенский двор»

Игры на развитие речевого слуха.

  • Угадай, чья песенка» Взрослый просит ребенка внимательно послушать и запомнить, как поет водичка (произносит отчетливо звук «С»: ссс…) и как поет комарик «З»: ззз… Затем взрослый произносит то звук «С», то звук «З» и предлагает ребенку угадывать, когда поет водичка, а когда комарик.
  • «Хлопни в ладоши» Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук
  • «Покажи картинку» Названия картинок, отличающихся одним звуком, произносятся в именительном падеже с экранизацией лица (мишка – миска, козы – косы и т. д.).
  • «Закрой картинку» Ребенку, предлагается, молча закрыть картинки бумажными квадратиками, в названии которых есть заданный звук.
  • «Внимательно послушай» Взрослый дает ребенку два круга красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, …).
  • « Добавим и запомним» Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша/ каша, Паша, наша, Саша /

Игры на развитие навыков элементарного языкового анализа и синтеза . «Определение местоположения звука в слове»: Где ты слышишь звук «…» в слове: в начале, в середине или в конце слова? Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове? «Определение последовательности и количества звуков в слове»  сколько звуков в слове;  составь слово из первых звуков слов на картинках;  подбери слова, в которых 3, 4, 5 звуков;  подбери картинку к заданной звуковой схеме. « Цепочка слов »  Выкладывается ряд картинок, начальный  звук которых соответствует последнему звуку предыдущей  картинки (аист-тапки-индюк)  «Займи свое место»  Ребёнку нужно разобрать картинки на три группы, где заданный звук находится в начале, в конце и в середине слова. После разбора картинок задаётся следующий звук.  «Твердый-мягкий»   Ребёнок называет предмет на картинке, чётко проговаривая звук, обозначенный выделенной буквой. Услышав, как он звучит, ребёнок определяет место для картинки (под синим или зелёным квадратиком)

Игры на развитие навыков элементарного

языкового анализа и синтеза .

«Определение местоположения звука в слове»:

  • Где ты слышишь звук «…» в слове: в начале, в середине или в конце слова?
  • Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове?

«Определение последовательности и количества звуков в слове»

  • сколько звуков в слове;
  • составь слово из первых звуков слов на картинках;
  • подбери слова, в которых 3, 4, 5 звуков;
  • подбери картинку к заданной звуковой схеме.

« Цепочка слов » Выкладывается ряд картинок, начальный звук которых соответствует последнему звуку предыдущей картинки (аист-тапки-индюк) «Займи свое место» Ребёнку нужно разобрать картинки на три группы, где заданный звук находится в начале, в конце и в середине слова. После разбора картинок задаётся следующий звук. «Твердый-мягкий» Ребёнок называет предмет на картинке, чётко проговаривая звук, обозначенный выделенной буквой. Услышав, как он звучит, ребёнок определяет место для картинки (под синим или зелёным квадратиком)

Игры на развитие языкового анализа и синтеза «Рыбалка», «Займи свое место», «Лото », «Сложи слово по схеме»

Игры на развитие языкового анализа и синтеза «Рыбалка»,

«Займи свое место», «Лото », «Сложи слово по схеме»

Игры на развитие языкового анализа и синтеза «Звук спрятался», «Слоги», «Цепочка слов»

Игры на развитие языкового анализа и синтеза «Звук спрятался», «Слоги», «Цепочка слов»

Игры на развитие языкового анализа и синтеза «Твердый-мягкий», «Паровоз» , «Займи свое место», «Слово потерялось»

Игры на развитие языкового анализа и синтеза «Твердый-мягкий», «Паровоз» , «Займи свое место», «Слово потерялось»

Игры на развитие навыков элементарного  звукового анализа и синтеза.    « Рассели жильцов»  Определение количества слогов в слове. Ребёнку предлагаются домики с разным количеством окон. В домик с одним окном нужно поселить жильца в названии, которого один слог, в домик с двумя окнами – с двумя слогами и т. д. «Паровоз» В его вагончиках «едут» буквы, образуя слова (из 3-х, 4-х, 5-ти букв) Дошкольники, выполняя это задание, упражняются в звуковом анализе и синтезе. «Таблица слогов» Дети заполняют таблицу готовыми слогами и с ними же придумывают слова. Педагог обязательно осуществляет контроль. «Сложи слово по схеме» Ребёнок видит картинку перед схемой, произносит вслух её название, анализирует слово и выкладывает рядом буквы. Игра даёт уверенность в себе тем детям, которые ещё не научились читать.

Игры на развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

  • « Рассели жильцов»

Определение количества слогов в слове. Ребёнку предлагаются домики с разным количеством окон. В домик с одним окном нужно поселить жильца в названии, которого один слог, в домик с двумя окнами – с двумя слогами и т. д.

  • «Паровоз»

В его вагончиках «едут» буквы, образуя слова (из 3-х, 4-х, 5-ти букв) Дошкольники, выполняя это задание, упражняются в звуковом анализе и синтезе.

  • «Таблица слогов»

Дети заполняют таблицу готовыми слогами и с ними же придумывают слова. Педагог обязательно осуществляет контроль.

  • «Сложи слово по схеме»

Ребёнок видит картинку перед схемой, произносит вслух её название,

анализирует слово и выкладывает рядом буквы. Игра даёт уверенность в себе тем детям, которые ещё не научились читать.

Дифференциация правой и левой частей тела, ориентировка в окружающем пространстве относительно себя.

Дифференциация правой и левой частей тела, ориентировка в окружающем пространстве относительно себя.

  • Показать правую, левую руку, как называются руки (правая, левая);
  • Показать карандаш правой рукой, левой рукой; взять книгу правой рукой, - левой рукой;
  • Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив;
  • Определение пространственного положения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» и т.д.;
  • Далее представления закрепляются в речи: «Где находится книга (карандаш, ручка)?»;
  • Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их изображениями.
Определение пространственного расположения предметов  «Какой дом справа, слева?» «Какой транспорт едет направо, а какой налево?», «Кто находится справа?» «Внизу-вверху» (по темам), «Кто где находится?» «Ориентировка на листе бумаги»

Определение пространственного расположения предметов «Какой дом справа, слева?» «Какой транспорт едет направо, а какой налево?», «Кто находится справа?» «Внизу-вверху» (по темам), «Кто где находится?» «Ориентировка на листе бумаги»

Игры на развитие зрительного восприятия и представления «Расположи предметы по величине», «Найди правильную тень предмета», «Найди одинаковые тени», «Узнай фигуру»

Игры на развитие зрительного восприятия и представления «Расположи предметы по величине», «Найди правильную тень предмета», «Найди одинаковые тени», «Узнай фигуру»

Игры на развитие зрительного восприятия и представления (буквы)

Игры на развитие зрительного восприятия и представления (буквы)

Игровые упражнения на развитие зрительного анализа и синтеза « Назови предметы по их контурам» , «Дорисуй половинку», «Чего не хватает?», «Зашумленные предметы»

Игровые упражнения на развитие зрительного анализа и синтеза « Назови предметы по их контурам» , «Дорисуй половинку», «Чего не хватает?», «Зашумленные предметы»

Развитие зрительно-моторные координаций «Грибочки у ежа», «Выпиши буквы», «Буквенный конструктор», «Слова-близнецы»

Развитие зрительно-моторные координаций «Грибочки у ежа», «Выпиши буквы», «Буквенный конструктор», «Слова-близнецы»

Для предупреждения дисграфии важно: формировать и развивать зрительное восприятие и представления; развивать зрительный анализ и синтез; развивать зрительно-моторные координации; формировать речевые средства, отражающие зрительно пространственные отношения; учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв; для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно  предлагается: ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д.;

Для предупреждения дисграфии важно:

  • формировать и развивать зрительное восприятие и представления;
  • развивать зрительный анализ и синтез;
  • развивать зрительно-моторные координации;
  • формировать речевые средства, отражающие зрительно пространственные отношения;
  • учить дифференциации смешиваемых по оптическим

признакам букв;

  • для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно
  • предлагается: ощупывать, вырезать, лепить их из

пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д.;

  • конструировать и реконструировать буквы из элементов;
  • использовать ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;
  • проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Предупреждения дисграфии у дошкольников с ОВЗ с использованием игровых технологий»

Автор: Устиненко Алла Васильевна

Дата: 30.01.2022

Номер свидетельства: 599176


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства