Просмотр содержимого документа
«Особенности логопедического сопровождения аутичных детей»
муниципальное бюджетное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 21 имени Н.И. Рыленковагорода Смоленска
Особенности
логопедического сопровождения
аутичных детей
учитель-логопед
высшей квалификационной категори
Павлова Ирина Александровна
Есть дети, живущие в собственном мире и не желающие ничего знать о нашем.
В последнее время увеличилось число детей с ранним детским аутизмом и детей с аутичными компонентами. Детский аутизм проявляется в различных формах , при различных уровнях интеллектуального развития.
Аутизм– расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
Термин «аутизм» был введён швейцарским психиатром О. Блёйлером.
К.С. Лебединская(19.12.25-09.04.93)
Организатор при НИИ Дефектологии первой в нашей стране группы специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом.
Речевые расстройствау детей с РДА
нарушения речи как следствие задержанного развития (косноязычие, физиологическая эхолалия, бедность словарного запаса и т.д.);
речевые нарушения в связи с задержанным становлением сознания «Я» в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм;
речевые нарушения кататонической природы (эхолалии, внутренняя речь затухающая, мутизм, скандирование, растянутое или ускоренное звукопроизношение, нарушение тональности, темпа, тембра речи в виде незавершённых, непоследовательных ассоциаций и др.);
расстройства речи, связанные с патологией ассоциативного процесса (нарушение смысловой стороны речи в виде незавершённых, непоследовательных ассоциаций и др. ).
Основные особенности развития речи и речевых расстройств аутичных детей
некоммуникативность речи;
искажённость речи;
частое наличие своеобразной вербальной одарённости;
мутизм или распад речи.
Особенности логопедической работы с детьми с аутестическими расстройствами
психолого-педагогическое сопровождение осуществляется командой специалистов( детским психиатром, логопедом, психологом, социальным педагогом), в которой логопед о ценивает особенности коммуникации и речевого развития, ведёт коррекционную работу в этих направлениях;
она должна строиться с опорой на диагностическое обследование, определяющее картину целостного развития ребёнка;
логопедическое обследование включает детальное обследование понимания речи и состояния коммуникативных навыков.
Основные задачи по развитию речи у детей с РДА
Установление эмоционального контакта с ребёнком.
Активизация речевой деятельности.
Формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре.
Развитие речи в обучающей ситуации.
Основные этапы работы
I этап:
- первичный контакт;
- адаптационный период;
- формирование взаимодействия логопеда с ребёнком;
- определение средств, способных привлечь внимание ребёнка (вестибулярные, тактильные, сенсорные).
II этап:
- формирование первичных учебных умений.
III этап:
- работа над указательными жестами и жестами «да» и «нет»
IV этап:
обучение чтению.
Обучение «особых»детейнавыкам чтения
Первый этап:логопед вместе с ребёнком рассматривает фотографии, называет людей, изображённых на фотографиях.(2-5 слов)
Второй этап: все изученные слова, вместе с их фотографическим или рисованным изображением помещаются в альбом.
Третий этап: одновременно со словами ребёнка можно начать обучать буквам.
Четвёртый этап: учим ребёнка соединять буквы в слоги, слоги в слова.
Пятый этап:работа по составлению фразы с отработанным словами.
На всех этапах работы для логопеда часто более важно сформировать у ребёнка желание общаться, чем добиться усвоения учебного материала.