Просмотр содержимого документа
«Особенности использования зрововьесберегающих технологий в образовательном учреждении учителем - логопедом.»
Город Бийск, Алтайского края
статья
«Особенности использования здоровьесберегающих
технологий в образовательном учреждении
учителем - логопедом».
Вебер Тамара Петровна
Учитель – логопед
МБДОУ «Детский сад №65 – ЦРР»
Здоровые дети – это основа жизни нации. Здоровье – это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.
Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются неуспевающими не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. На протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция – вырос процент дошкольников с наличием хронических заболеваний. В структуре хронических заболеваний у детей дошкольного возраста на первом месте заболевания костно-мышечной системы (31 %), на втором – заболевания нервной системы (19,3 %), на третьем месте – болезни органов пищеварения (11,0 %), на четвертом месте – болезни органов дыхания (8,6 %).
Поэтому считаю, что только общими усилиями педагогов, специалистов и семьи при комплексном использовании здоровьесберегающих технологий можно воспитать физически здоровых, крепких детей. В данном направлении стремится работать наш коллектив.
Как участник в данном звене по сохранению и улучшению здоровья дошкольников, принимаю активное участие в работе. Прежде всего, это личный пример здорового образа жизни. Я не только развиваю и корректирую речь детей, но и в любой вид своей деятельности включаю технологии здоровьесбережения. Прежде всего, уделяю особое внимание цветовой гамме интерьера, ведь правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. В моём рабочем кабинете стены, шторы, ковёр и контейнеры для карточек и пособий, с учётом знаний хромотерапии, - сине - голубого и зелёного цвета. Ведь людям умственного труда легче работать в комнате с синими шторами. Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение (что важно для детей с синдромом дефицита внимания и синдромом гиперактивности (СДВГ), благотворно влияет на соматически ослабленных детей.
Улучшаю микроклимата помещения с помощью выращивания растений-фильтров; растений, летучие выделения которых обладают антибактериальным и антивирусным действием; растений, улучшающих общее самочувствие детей. Так, герань, стоящая в кабинете на подоконнике, помогает неуверенному в себе человеку; хлорофитум – очищает воздух, кактус – нейтрализует радиоактивность, а букетик из сухих листьев шалфея, по мнению учёных, помогает «отпугнуть» любой стресс.
Испробован метод аромотерапии, поэтому аромолампа всегда на столе. Она является реальной защитой от различных бактерий и вирусов, укрепляет естественные силы организма, способствует решению множества задач по достижению здоровья и красоты, действует успокаивающе. Реакция детей на эфирные масла всегда положительна. Применение средств аромотерапии позволяет поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна. Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. В период вспышки гриппа и в «сезон простуд», все сотрудники учреждения пользуются аромокулонами чаще всего с маслом «Дыши». В его состав входят эфирные масла с антибактериальным и противовирусным действием. Масла уничтожают микробы во вдыхаемом воздухе, и они не могут попасть в наш организм. Доказано, что применение масла «Дыши» приводит к уменьшению числа случаев ОРВИ в три раза! Также отмечается его хорошая переносимость. Дети - дошкольники в эти периоды пользуются «чесночными киндерами».
Из всех режимных процессов наиболее существенное влияние на функциональное состояние детского организма оказывает учебная деятельность. Именно поэтому, во время проведения образовательной деятельности по речевому развитию, при организации индивидуальной и подгрупповой работы, активно использую здоровьесберегающие технологии. Вся фронтальная деятельность по коррекции речи начинается с игр и упражнений с элементами психогимнастики для создания эмоционального настроя. Упражнения помогают создать на занятиях не только положительный эмоциональный настрой, но и развить познавательный интерес, устранить замкнутость, снять усталость. Создаю условия для постепенности «вхождения» в работу, предлагая детям задания от простых к более сложным. В занятия включаю физкультминитки, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, элементы самомассажа, дыхательные и артикуляционные упражнения. В структуре занятия имеют место двигательные разрядки, органично сочетающиеся с содержанием занятия. Они проходят живо, дети активны, работоспособны, не ограничены какой либо фиксированной позой. Практические задания в тетрадях выполняются под тихую, спокойную музыку, которая улучшает обмен веществ и усиливает внимание. Для этой деятельности подбираются разно уровневые задания, как правило, двух степеней сложности, для сильной и слабой подгруппы детей. После правильно выполненной работы, дети начинают верить в собственные силы, чувствуют свою успешность. Я как педагог обязательно должна показать ребёнку свою радость от его успехов. Основная и ведущая деятельность дошкольников – игровая, поэтому в занятиях много игр и игровых упражнений.
Оформлены тематические выставки для родителей «Артикуляционная гимнастика – залог правильной речи», «Развитие речи и просмотр ТВ-передач», «Организация занятий по развитию речи в детском саду и в семье» и т.д. Давая рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики с ребёнком дома, обращаю их внимание на необходимость создания и соблюдения санитарно-гигиенических условий, объясняю правила проведения домашних занятий. Обучая родителей, говорю о том, что домашние логопедические занятия проходят эффективнее и не так затруднительны для ребенка, только тогда, когда родители придерживаются определенных правил в их проведении. Даю практические рекомендации по проведению таких занятий во время проведения «Мастер – классов».
Таким образом, во время проведения занятий по речевому развитию, при организации индивидуальной и подгрупповой работы, я активно использую здоровьесберегающие технологии, игры из которых так нравятся детям. Дети думают, что они просто играют, а я - то знаю – укрепляют и сохраняют своё здоровье.
Многое делается в нашем детском саду для сохранения и укрепления физического здоровья детей. Наш педагогический коллектив превратил детский сад в то место, в котором уютно и комфортно, в котором ребёнка ждут, где ему помогают. Стиль взаимоотношений в детском саду – сотрудничество и сотворчество. Уже сейчас мы видим большие перспективы своей деятельности, видим реальные результаты. Известный отечественный педагог В. А Сухомлинский считал, что «забота о здоровье детей – важнейший труд педагога», а «…во главе педагогических мероприятий,… должна стать забота об укреплении здоровья ребенка». Педагоги нашего дошкольного учреждения каждодневной работой доказывают правильность и нужность этой теории и считают, «Здоровым быть – здорово!»
Итогом интеграции деятельности педагогов и медицинского персонала по созданию здоровьесберегающего пространства явилась положительная динамика состояния здоровья наших воспитанников. У детей произошли позитивные изменения в состоянии здоровья и физическом развитии:
улучшение физического развития и физической подготовленности, повышение общей работоспособности, стабилизация психического благополучия;
снижение количества часто болеющих детей и эпизодов острой заболеваемости, предотвращение развития хронических процессов;
сокращение длительности заболеваний;
уменьшение количества детей с 3 группой здоровья;
увеличение количества детей со средним уровнем физической подготовленности;