Опыт работы по теме : "Играем пальчиками-развиваем речь".
Опыт работы по теме : "Играем пальчиками-развиваем речь".
Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками - этим органом всех органов. Джордано Бруно.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме : "Играем пальчиками-развиваем речь". »
Играем пальчиками-развиваем речь.
Подготовила: учитель-логопед Атрохова Е.С.
Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим , но то, что одни мы владеем руками - этим органом всех органов.
Джордано Бруно.
«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».В.А.Сухомлинский.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Мы с вами в ДОУ используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
1 игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками. Пожалуйста, поделитесь, какие игры вы используете в работе?
2 специальные упражнения без речевого сопровождения – пальчиковая гимнастика.
3 игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зёрна, бусы, колечки, пришивание, застёжки, мозаика и т.д. Поделитесь опытом, какие игры проводите вы?
4 изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного материала и т.д.
Упражнения для всех суставов пальцев с элементами сопротивления. (Каждое упражнение выполняется по 5 раз).
1. Руку сжать в кулак. Резко разжать. «Крепко пальчики сожмем. После резко разожмем».
2. Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук соприкасаются. Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались сомкнутыми, одновременно приподнять локти. Потрясти руками и повторить упражнение снова. «Потерялись мы в лесу, Громко крикнем все: «Ау!»
3. Двигать большим пальцем к себе и от себя. «Зажигалку зажигаю, Искры кремнем выбиваю!»
4. Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу. «Закружилась мельница. Быстро мука мелется».
5. Опереться руками о стену. Нажать сильнее — расслабить кисти. «Сильным я родился! А ну, стена, подвинься!»
6. Вытянуть руки вперед. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз. «Вот все пальцы на виду. Бух! — теперь их не найду».
7. Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови. «Ручкой ручку поддержу, Сильно ею потрясу».
Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета
• плетение, шнуровка, бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, рисование верёвочкой; узелки – перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы и т.д. (упражнение проводится с педагогами)
• вышивание, вязание;
• игры и упражнения с пальчиковыми буквами.
Данные игры и упражнения обычно используются и на занятиях по подготовке к обучению грамоте. С помощью пальцев рук можно построить несколько вариантов одной буквы русского алфавита.
• имитация жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками); (упражнение проводится с педагогами)
• театр в руке (кукольный, пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней);
Упражнения по выработке мускульной памяти
• массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками, прыгунками – вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет,
Взад-вперёд его качу,
Вправо-влево – как хочу.
Сверху – левой, снизу - правой
Я его катаю, браво! (упражнение проводится с педагогами)
•грецкими орехами – катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
«Научился два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать».
Комплекс упражнений для развития мелкой моторики с грецким орехом.
1. Взять грецкий орех в правую руку и крепко сжать на счет 5. Повторить упражнение для левой руки.
2. Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг к другу. Прокатывать грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки.
3. Кисть правой руки лежит на столе ладонью вниз. Грецкий орех катается вперед и назад по направлению косточек. Повторить упражнение для левой руки.
4. «Колобок». Грецкий орех лежит на левой руке, правая рука – сверху. Катаем, катаем, крепко прижимаем. Повторить упражнение для правой руки.
5. «Упрямый орешек». Пальцы на обеих руках крепко прижаты друг к другу, грецкий орех зажимается между ними – проталкивается между пальцами.
6. «Крышечка». Пальцы собираются в горсточку – грецкий орех прокатывается между ними.
7. Грецкий орех берется большим и указательным пальцами правой руки, затем большим и указательным пальцем левой руки, затем большим и средним пальцем правой руки, затем большим и средним пальцем левой руки и т.д. Пальцы меняются поочередно с проговариванием.
После каждого упражнения выполняются упражнения на расслабление рук (уронили ручки вниз и расслабились).(Упражнение проводится с педагогами).
Кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
• мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки;
• отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации;
• работа с пластилином, бумагой, тканью;
• игры с бусами, чётками - перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество бус (в прямом и обратном порядке). «Дома я одна скучала, Бусы мамины достала. Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю». (упражнение проводится с педагогами)
• игры с канцелярскими резинками или резинками для волос (для этого нужно резинку надеть на большой и указательный пальцы и растягивать её из стороны в сторону);
• выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;
• игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук);
• игра «Пальцеход» может проводиться с помощью решетки для раковины. «Ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам. На каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу. Можно ходить средними и безымянными, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочерёдно или одновременно и т. д.
• комканье платка - берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.
«У меня живёт проглот -
Весь платок он скушал, вот!»(упражнение проводится с педагогами)
• игры с эспандерами, губками;
• игры с прищепками :
ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста в играх - драматизациях, в стихотворных текстах-диалогах.
Игра « Кус-кус» - поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
«Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдёшь из наших лап!» (упражнение проводится с педагогами)
Упражнения для развития тактильной чувствительности
С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.
Предложите ребенку: • работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т.д.) выкладывается узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на фанеру;
• выполнить мозаику из пластилиновых шариков;
• геометрические фигуры, цифры, буквы;
• ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т.д.);
• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала (любой рукой);
• «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;
• закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;
• с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии);
• игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).
Шестигранными карандашами – грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.• зубными щётками – растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.Я возьму зубную щётку,Чтоб погладить пальчики.Станьте ловкими скорей,Пальчики-удальчики. (упражнение проводится с педагогами)
Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета
• внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;
• графические упражнения;
• дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;