kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ И ТЕОРИИ СПЕЦПЕДАГОГИКИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная педагогика— это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения. Разделяется на дошкольную, школьную и специальную педагогику взрослых. При преподавании используется коррекционно-воспитательная работа (система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление дефектов развития). Среди задач, решаемых специальной педагогикой, — включение людей с проблемами развития в социальную среду, а также предупреждение и лечение патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся в социальной среде.

¢

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ И ТЕОРИИ СПЕЦПЕДАГОГИКИ»

Общие вопросы теории и практики специального образования Подготовила: Досмаилова С.,гр.  Д22(с)

Общие вопросы теории и практики специального образования

Подготовила:

Досмаилова С.,гр.

Д22(с)

Специальная педагогика

Специальная педагогика

  •  — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения. Разделяется на дошкольную, школьную и специальную педагогику взрослых. При преподавании используется коррекционно-воспитательная работа (система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление дефектов развития). Среди задач, решаемых специальной педагогикой, — включение людей с проблемами развития в социальную среду, а также предупреждение и лечение патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся в социальной среде.
Разделы специальной педагогики

Разделы специальной педагогики

  • Сурдопедагогика  — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, оглохших).
  • Тифлопедагогика  — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями зрения (слепых, частично и слабовидящих).
  • Логопедия  — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями речи при сохранном слухе.
  • Олигофренопедагогика  — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью.
Специальная педагогика решает широкий круг задач

Специальная педагогика решает широкий круг задач

  • К теоретическим задачам относятся: • Разработка теоретико методологических основ специального обучения и воспитания. • Разработка принципов, методов и содержания обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. • Изучение существующих педагогических систем образования лиц со специальными образовательными потребностями. • Исследование, разработка и реализация педагогических средств предупреждения и преодоления отклонений в развитии у детей.
  • К практическим задачам относятся: • Разработка вопросов организации педагогического процесса в различных типах специальных образовательных учреждений. • Разработка специальных педагогических технологий. • Разработка образовательных и коррекционно развивающих программ. • Разработка программ профориентации, профессиональной подготовки, социально трудовой адаптации лиц с отклонениями в развитии. • Обобщение передового педагогического опыта.
Субъектом изучения и педагогической помощи,

Субъектом изучения и педагогической помощи,

  • оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
  • Специальная педагогическая помощь –деятельность специально подготовленных педагогов в специально созданных педагогических условиях (развивающая среда, особое содержание, методы и формы обучения и воспитания), обеспечивающая индивидуальное развитие ребенка с особыми образовательными потребностями.
Методами научного исследования в специальной педагогике являются –

Методами научного исследования в специальной педагогике являются –

  • наблюдение,
  • эксперимент,
  • беседа,
  • анкетирование,
  • тестирование,
  • также используются методы изучения психолого педагогической документации, продуктов деятельности ребенка и др.
Экспериментальные исследования имеют особое значение для обогащения теории и практики специального образования.

Экспериментальные исследования имеют особое значение для обогащения теории и практики специального образования.

  • Педагогический эксперимент включает несколько этапов: – постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его гипотез и задач; – разработка методики исследования, методов обработки результатов; – проведение констатирующего эксперимента с помощью выбранных экспериментальных заданий; – количественная обработка и качественный анализ данных констатирующего эксперимента; – формирующий (обучающий) эксперимент по специальной методике, сконструированной с учетом результатов констатирующего эксперимента; – проверка эффективности экспериментального обучения в контрольном эксперименте; – трансляция результатов исследования и внедрение разработанных инновационных технологий в практику.
Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями:

Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями:

  • философией,
  • историей,
  • общей педагогикой,
  • социальной педагогикой, психологическими науками,
  • особенно со специальной психологией, медициной,
  • социологией,
  • лингвистикой,
  • психолингвистикой, естественными науками.
Система общего и специального образования

Система общего и специального образования

  • для глухих;
  • для слабослышащих;
  • для слепых;
  • для детей с остаточным зрением;
  • для детей с тяжёлой речевой патологией;
  • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • для детей с задержкой психического развития;
  • для детей с нарушениями интеллекта.
Предмет специальной педагогики

Предмет специальной педагогики

  • — теория и практика спе­циального образования, что включает в себя изучение особенно­стей развития и обучения человека, имеющего ограничение воз­можностей жизнедеятельности, его становления и социализации как личности и использование этих знаний для нахождения наи­лучших путей, средств, условий, которые могли бы обеспечить коррекцию физических или психических недостатков, компенса­цию деятельности нарушенных органов и систем организма и об­разование такого человека с целью его социальной адаптации и интеграции в общество, для создания ему возможности макси­мально независимой жизни.
Имея с обшей педагогикой

Имея с обшей педагогикой

  • единую конечную цель — дости­жение развивающейся личностью социализации и самореализа­ции, специальная педагогика выделяет в ней значимый для чело­века с ограниченными возможностями сущностный смысл: мак­симально возможную самостоятельность и независимость в жизни как высокое качество социализации и предпосылки для самореали­зации.
Специальная педагогика

Специальная педагогика

  • обладает системой общих и более кон­кретных целей, без достижения которых невозможна ни социа­лизация, ни самореализация такого человека. К числу первых относятся: коррекция вторичного и последующих недостатков, их компенсация педагогическими средствами; абилитация (при­менительно к младенческому и раннему возрасту) и реабилита­ция, прежде всего социальная и личностная. Но их достижение становится возможным тогда, когда реализованы конкретные цели обучения, воспитания и образования в целом — имеются положительные результаты в коррекции и компенсации вторич­ного недостатка.
Основные понятия и термины специальной педагогики

Основные понятия и термины специальной педагогики

  • Ребенок с ограниченными возможностями  -лицо, имеющее физическое или психическое отклонение, которое подтверждено психолого-медико -педагогической комиссией, в связи с различными причинами.
  •   Специальная педагогика -это составная часть общей педагогики, а также теория и практика специального образования лиц, с отклонением в психическом и физическом развитии для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, которые определяются существующей культурой и при помощи общепедагогических приемов и средств.
  • Коррекционная педагогика - это отрасль педагогики, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, средства образования, воспитания и коррекции детей, имеющие различные нарушения и отклонения в развитии.
  • Инвалид-  лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организм, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
  • Реабилитация-  это система комплексных мер медицинского, социального, педагогического и профилактического характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до его наивысшего уровня его функциональных возможностей.
Абилитация-  применяется к детям  раннего возраста и речь идет не о возвращении чего-то утерянного, а о  первоначальном формировании.  Специальные  условия образования-  это условия обучения и воспитания(в том числе специальные программы, методы, индивидуальные и технические средства, педагогические, медицинские, социальные и другие услуги) без которых невозможно или затруднительно освоение общеобразовательных и профессиональных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья  Физический недостаток-  подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и функционального органа человека, либо хроническое, соматическое или инфекционное заболевание  Психический недостаток-  подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии, включая нарушения в речи, эмоционально-волевой сферы, последствий повреждений мозга, умственной отсталости и ЗПР  Гуманизация- 
  • Абилитация-  применяется к детям  раннего возраста и речь идет не о возвращении чего-то утерянного, а о  первоначальном формировании.
  • Специальные  условия образования-  это условия обучения и воспитания(в том числе специальные программы, методы, индивидуальные и технические средства, педагогические, медицинские, социальные и другие услуги) без которых невозможно или затруднительно освоение общеобразовательных и профессиональных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Физический недостаток-  подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и функционального органа человека, либо хроническое, соматическое или инфекционное заболевание
  • Психический недостаток-  подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии, включая нарушения в речи, эмоционально-волевой сферы, последствий повреждений мозга, умственной отсталости и ЗПР
  • Гуманизация-   цель специального образования, создание полноценных условий существование человека с ОВЗ. Включение его в социальные отношения. Поддержка  в  становлении индивидуальности. Концепция непрерывного образования.
Интеграция-  выработка различных норм совместного обучения. Наличие интеграционных тенденций в содержание специального образования, в методах и системе учебных заведений. Социализация - совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы. Социальная интеграция
  • Интеграция-  выработка различных норм совместного обучения. Наличие интеграционных тенденций в содержание специального образования, в методах и системе учебных заведений.
  • Социализация - совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.
  • Социальная интеграция - это приспособление инвалида, вхождение в общество, его адаптация к имеющимся окружающим условиям
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ И ТЕОРИИ СПЕЦПЕДАГОГИКИ

Автор: Досмаилова Сабина Рашидовна

Дата: 14.04.2016

Номер свидетельства: 318706


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства