"Образовательные технологии и использование метода мнемотехники при формировании правильного произношения звуков для детей 5-6 лет с ОНР"
"Образовательные технологии и использование метода мнемотехники при формировании правильного произношения звуков для детей 5-6 лет с ОНР"
Цель:
развитие интереса к речевой деятельности через использование приемов мнемотехники и становление у ребенка развернутого смыслового высказывания. Развитие памяти, мышления, воображения,внимания, речи, путем образования дополнительных ассоциаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Образовательные технологии и использование метода мнемотехники при формировании правильного произношения звуков для детей 5-6 лет с ОНР"»
Методическая разработка на тему: «Образовательные технологии и использование метода мнемотехники при формировании правильного произношения звуков.»
Сведения об авторе
ФИО: Бова Ирина Петровна
Должность: учитель - логопед
Квалификация: 1 категория
Место работы: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету. К.Д. Ушинский
Цель: развитие интереса к речевой деятельности через использование приемов мнемотехники и становление у ребенка развернутого смыслового высказывания. Развитие памяти, мышления, воображения, внимания, речи, путем образования дополнительных ассоциаций. Задачи: 1. Развивать речь; 2. Обучать преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации); 3. Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное мышление. Область применения передового опыта: Целевая аудитория: учителя –логопеды, воспитатели речевых групп .
Аннотация : дети с особыми возможностями нуждаются в педагогах с особыми способностями. В статье представлена такая система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, как мнемотехника. Рассмотрено использование в коррекционной работе мнемотаблиц, способствующих в игровой форме решать сложные речевые задачи, создавать ситуацию успеха для дошкольника с ОВЗ.
Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна.
Мнемотехника - это способ, который опирается на постепенность, поэтапность, тренировку и обеспечивает единство мыслительной и речевой деятельности.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями,
В.П. Глухов – блокамиквадратами,
Т.В. Большакова – коллажем,
Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.
Для детей с ОНР заучивание даже простого двустишия вызывает определенные трудности. Известно, что дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, плохо овладевают приемами методами запоминания. Практика показывает, что для точного повторения стихотворения и скороговорок необходимо схематичное изображения отдельных частей. Здесь помогает мнемотехника. Использование системы мнемотехники помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа в рифмованной форме.
Правильное использование мнемотехники в работе логопеда по автоматизации звуков позволяет сделать положительную динамику.
Букву Л из лыж мы сложим. Палочку на снег положим. А под палочку, пониже, Мы на снег положим лыжи. Одна лежит все время прямо, Другая клонится упрямо.
Как работать с мнемотаблицей
1 шаг. Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок с корректируемым звуком в таблице. 2 шаг. Чтение взрослым скороговорки, указывая на подходящую картинку по тексту (начало указано красным крестиком, к каждой последующей картинке ведет красная стрелка). Повторить несколько раз. 3 шаг. Взрослый с помощью ребенка по очереди воспроизводят часть текста, соответствующую картинке. Повторить несколько раз. Затем меняется очередность. 4 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь мнемотаблицей. 5 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст без помощи мнемотаблицы. На каждом этапе работы по мнемотаблице взрослый контролирует произношение корректируемого звука!
Анализ научно-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что выбранная мной тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием приёмов мнемотехники» является актуальной на данном этапе развития .
Мнемотехника – то, что я применяю на своих занятиях, очень люблю этот способ запоминания информации и поэтому с удовольствием обучаю ему детей. Я думаю, что многие логопеды используют приёмы мнемотехники в своей работе, поскольку это не ново, но вместе с тем она по – прежнему актуальна.