kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нарушение анатомического строения артикуляционного аппарата» Аномалии в строении языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Язык - небольшой мышечный орган человеческого тела. Расположен язык на дне (нижней стенке) полости рта и при сомкнутых зубах почти полностью заполняет ее, соприкасаясь при этом с твердым небом, деснами, зубами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нарушение анатомического строения артикуляционного аппарата» Аномалии в строении языка»

Тема: Нарушение анатомического строения артикуляционного аппарата» Аномалии в строении языка Слайд 2 Язык - небольшой мышечный орган человеческого тела. Расположен язык на дне (нижней стенке) полости рта и при сомкнутых зубах почти полностью заполняет ее, соприкасаясь при этом с твердым небом, деснами, зубами. Слайд 3

Аномалии языка могут иметь как врожденный, так и приобретенный характер – нередко они становятся следствием определенных патологических процессов, протекающих в организме. В настоящее время пороки развития главного разговорного органа встречаются довольно редко. Многие из них представляют собой серьезные нарушения, которые зачастую требуют хирургического вмешательства.

Слайд 4
  • Генетические заболевания. Могут быть наследуемыми или развиваться в результате новых мутаций, таких заболеваний как: синдромов Беквит-Видемана, Дауна, Сотоса, наследственных мукополисахаридозов

  • Экзогенные факторы. К данной группе причин относят воздействие на плод ионизирующей радиации, канцерогенов, химических веществ, радиоактивного излучения, пестицидов в продуктах питания, употребляемых беременной. Развитию челюстно-лицевых аномалий способствуют вредные привычки родителей (употребление алкоголя, наркотиков, курение), прием будущей матерью лекарственных препаратов с тератогенными эффектами (это такой состав лекарства, который запрещен при беременности).

  • Эндогенные факторы. Включают инфекционные и метаболические заболевания беременной: трихомоноз, токсоплазмоз, вирусные инфекции, гиповитаминоз и гипервитаминоз А, гипотиреоз и др. Количество врожденных черепно-лицевых дисморфий возрастает пропорционально увеличению возраста матери на момент зачатия.


Слайд 5


Общепринятой классификации пороков языка не разработано.

Исходя из основных критериев (размер, строение, способ прикрепления), аномалии могут быть разделены на следующие группы:

  • Аномалии размера – макроглоссия (гипертрофированный язык), микроглоссия (уменьшенный в размерах язык).

  • Аномалии строения/формы - аплазия и аглоссия (отсутствие языка), расщепленный язык (двойной. Расщепление языка может быть полным и неполным.

  • Аномалии прикрепления - анкилоглоссия. Данная аномалия ограничивает подвижность языка в полости рта, и, следовательно, его функции.

  • Сочетанные аномалии – складчатый (бороздчатый, скротальный) язык. Характеризуется наличием складок и борозд на поверхности органа


Слайд 6

Макроглоссия - массивный язык. Такой язык не умещается в ротовой полости и буквально вываливается изо рта. У ребенка формируется неправильный прикус за счет постоянного давления на зубные ряды. На боковых поверхностях языка видны отпечатки зубов. Из-за постоянно открытого рта слизистая оболочка пересыхает, что доставляет дискомфорт. Для правильного звукопроизношения и приёма пищи это тоже большой минус. На помощь вновь приходит хирург-стоматолог, он делает операцию по уменьшению мышечной массы языка, то есть, пластику.

Слайд 7 Микроглоссия отличается недоразвитием и уменьшением размера языка. В зависимости от степени выраженности порока возникает нарушение сосания, а в дальнейшем – речи. Бывают случаи, когда аномалия протекает бессимптомно. Маленький язычок не способен принять нужную артикуляционную позу: амплитуда его движений слишком мала. В случае микроглосии, детский хирург-стоматолог делает пластику языка. В каком возрасте? Это решает только врач. После операции – реабилитационный период и занятия с логопедом.

Аглоссия – редкая аномалия, при которой язык отсутствует полностью. При аглоссии – полном отсутствии органа – младенец не может осуществлять сосание, поэтому эта редкая аномалия требует зондового кормления

Слайд 8 Анкилоглоссия является врожденной аномалией, которую обнаруживают вскоре после рождения. Для нее характерно частичное или полное укорочение лингвальной уздечки. Средняя длина уздечки 1,5 см. Отклонения от нормы (укороченная или очень короткая): 1. Уздечка тонкая, почти прозрачная, но подъѐму языка препятствует. 2. Уздечка тонкая. Еѐ передний край прикреплѐн близко к кончику языка. Из-за этого при подъѐме языка вверх, кончик раздваивается «сердечком». 3. Уздечка представляет собой плотный короткий тяж. Он прикреплѐн близкок кончику языка. Подъѐм языка вверх ограничен. При попытке высунуть язык изо рта, его кончик заворачивается, а спинка языка «выбухает». 4. Плотный короткий тяж уздечки намертво сросся с мышцами языка: прикреплѐн практически к кончику языка. Все движения языка резко ограничены. 5. Где уздечка, а где язык, понять трудно, они – единое целое. Создаѐтся впечатление, что язык сросся с дном ротовой полости. С таким языком не то что говорить, есть невозможно!

Все эти отклонения от нормы в строении подъязычной уздечки на первых порах будут затруднять процесс кормления ребёнка, а впоследствии  помешают своевременному появлению не только звуков [Р] — [Р’], но и свистящих [С], [З], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; соноров [Й], [Л], [Л’], заднеязычных [К], [Г], [Х].

Родители  в большинстве  своём не любят слушать доводы в пользу операции на подъязычной уздечке.  Они уповают на упражнения, с помощью которых короткая уздечка  якобы растягивается. Подобное заблуждение отмечается и среди логопедов. Хотим разочаровать: уздечка в процессе логопедической работы не растягивается, хотя с помощью специальных артикуляционных упражнений можно существенно увеличить подвижность языка, за счёт чего и  создаётся впечатление, что где-то что-то там «растянулось». На самом деле растягивается время постановки звуков, впустую тратятся силы и ребёнка, и логопеда.

Слайд 9

О чём ещё может «рассказать» язык ребёнка?

Последнее время всё чаще встречаются дети  с «географическим языком». Поверхность такого языка покрыта разводами белого, бурого и розового цветов, очертаниями напоминающими карту материков, отсюда и название. При этом слизистая языка блестящая, словно отполированная, на ней слабо просматриваются вкусовые сосочки. Это состояние языка говорить о необходимости посетить аллерголога и гастроэнтеролога. Визит к логопеду тоже обязателен. Как правило, чувствительность такого языка и подвижность существенно ограничены, поэтому приходится проводить артикуляционную гимнастику и постановку некоторых звуков.

Иногда поверхность языка бывает испещрена глубокими бороздками «Складчатый язык», словно морщинами. Этакий язычок-старичок. Он болезненно сух и малоподвижен, что отрицательно сказывается на звукопроизношении. Подобная особенность встречается при сбоях в эндокринной системе, так что не стоит откладывать визит к эндокринологу.

Внимание также должен привлечь  слишком бледный, рыхлый и вялый язык ребёнка. В таком языке понижен мышечный тонус (гипотонус), движения его медленные и нечёткие, принять нужную артикуляционную позу для произнесения того или иного звука ему  порой невозможно. Отсюда и ошибки в звукопроизношении: «каша во рту».


Если язык слишком напряжённый, отчего его спинка  вздёрнута, словно «горб», а в высунутом положении язык синеет,  кончик языка отклоняется в сторону, — налицо гипертонус. И в первом, и во втором случае следует показать ребёнка детскому неврологу, возможно, подобные явления — следствие родовой травмы, энцефалопатии или каких-то других заболеваний.



Слайд 10

Заключение.

Язык – карта внутренних проблем.

Отмеченные аномалии в строении артикуляционных органов по- разному влияют на звукопроизношение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Серегина Татьяна Геннадьевна

Дата: 12.11.2018

Номер свидетельства: 485169


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства