Наглядно- дидактические пособия как средство предупреждения детской утомляемости
Наглядно- дидактические пособия как средство предупреждения детской утомляемости
В своей работе я стараюсь создать компактное комплексное наглядные пособие,которое охватило бы сразу все стороны коррекционного обучения:фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую и др.и позволяющее предупредить детскую утомляемость на занятии, а значит, повысить мотивацию и интерес к деятельности, что сокращает сроки достижения результатов и повышает эффективность работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Наглядно- дидактические пособия как средство предупреждения детской утомляемости»
НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОЙ УТОМЛЯЕМОСТИ
Логопед я/сада№116. г.Павлодар :
Степанюгина Наталья Жапановна
Введение
Не секрет, что коррекция звукопроизношения – трудоемкий длительный процесс, особенно если мы имеем дело с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, когда помимо звукопроизношения страдают несколько речевых компонентов: лексика, грамматика или фонетика, а также развиваются задержкой восприятие, память, внимание. Логопеду предстоит пройти нелегкий путь, прежде чем он наладит нужный эмоциональный контакт с ребенком и сможет максимально эффективно задействовать каждую минуту занятия. За ограниченное время , отведенное на проведение занятия приходится включить как можно больше необходимых, интересных заданий и упражнений коррекционно- развивающей направленности с учетом структуры индивидуального речевого нарушения у ребенка ,именно поэтому в своей работе я стараюсь создать компактное комплексное наглядные пособие, которое охватывает сразу все стороны коррекционного обучения (фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую и др.) и позволяет предупредить детскую утомляемость на занятии, а значит, повышает мотивацию и интерес к деятельности, что сокращает сроки достижения результатов и усиливает эффективность работы.
В качестве повышения мотивации и интереса на протяжении всего занятия, применяю различных сказочных героев, например: Лунтик -«Л», Буратино , Тигр -«Р» Незнайка -«З» Жучок , Лягушонок Жак -«Ж» и др.
Для выполнения артикуляционной гимнастики , автоматизации изолированного звука, автоматизации звука в словах, выделении звука по громкости –глухости, характеристики звуков , в пособии «Супер Кубики» (для наглядности мне помогают предметные картинки Т.А. Ткаченко )
Пособие «Супер кубики»
Дыхательную гимнастику провожу с помощью таких пособий : «Осьминожек» , «Футбол», «Времена года», «Покорми мышку», и др. Цель данных пособий - отработать правильную сильную воздушную струю для каждого звука.
Для закрепления знания букв, понятия « гласный» «согласный» звук, а также для развития тактильных ощущений, я предлагаю пособие «Сенсорные буквы»
– «Глазки закрывай- на ощупь буквы угадай!»
Ребенок узнает букву и располагает по заданной инструкции: гласные вверху, согласные внизу , затем определяет первый звук в словах и показывает соответствующую букву
– «Буквы запоминай , какой не станет отгадай!» Сенсорные буквы сделаны из различного материала : проволоки, пуговиц, наждачной бумаги и т.д. Пособие «Буквенные счеты» не только развивают зрительную память и мелкую моторику рук , но и автоматизацию изолированного звука.
Пособия «Сенсорные буквы»; «Буквенные счеты»
Дидактические пособия « Звуковые дорожки», «Слоговые дорожки», «Бродилки» так же позволяют автоматизировать изолированный звук, в слогах, словах.
Многофункциональное наглядное пособие «Веселый клоун» - позволяет закрепить и понятие « гласный», «согласный», «звонкий-глухой» «твердый- мягкий», деление слов на слоги, автоматизация звука в слогах, словах, для определения позиции звука в словах, дифференциации звуков, закрепление умения согласовывать существительные с числительными в роде, числе, падеже, развитие зрительно- моторной координации, развитие фонематического слуха.
Пособие «Пароходик»- Цель: Закрепление звуко- буквенного анализа слов, деление слов на слоги.
Дидактическое пособие « Логопедическое лото» является комплексным пособием , охватывающее все стороны коррекционного обучения фонетико-фонематическую лексико-грамматическую, мелкую моторику, мыслительные операции ,ориентировку в пространстве , связную речь и т. д.
Задачи :
-автоматизация звуков в словах ,фразах
-знакомить с лексико- грамматическими категориями;(согласование имен существительных, с прилагательными, глаголами, закреплять падежные конструкции существительных)
- дифференциация звуков
- ориентировка в пространстве
Рекомендуемые варианты заданий от «Лунтика»
назови «голубые» слова
-найди и назови слова со звуком « Л» (в начале, середине, конце слова)
Вариант: закрой картинки с одним слогом (двумя, четырьмя и т.д.) подходящими карточками –схемами
- назови слова со слогом «ла»; со слогом «кла»…
- вылечи слова ( поменяй слоги местами: па –лам, ма – ра , и т.д.)
- про какие слова можно сказать «Мой- моя»
- сосчитай, сколько каких предметов нарисовано.
- придумай слово похожее по звучанию на слово. Например: стол-пол- гол, вилка- пилка- бутылка,елка- метелка и т.д. Слово выбирается по брошенному кубику или фишке.
-Помоги Лунтику добраться до ласточки. Ребенок передвигает фигурку Лунтика по подсказкам логопеда от любой картинки: «Вверх! Направо! Вниз! Вверх!Налево! и т.д.
- Помоги Лунтику собраться в путешествие. Из всех предметов на картинке он может взять только три . Подумай , что ему пригодится и объясни почему. Придумай об этом путешествии рассказ.
Дидактическое пособие «Логопедическое лото»
Пособие «Лесенка – чудесенка»
Цель : формирование навыков саморефлексии .
Ребенок оценивает свою работу по пятибалльной системе, выбирая фразы ступенек и объясняя выбор.
Каждая из ступенек оценивает уровень проделанной работы ребенка :
- Желтая ступенька : «ВОТ КАК!» - ребенок выполнил хорошо все задания, но помощью логопеда.
- Оранжевая ступенька : «АЙ ДА!» - ребенок сделал задания, но с ошибками
- Зеленая ступенька : « АЙ- ЯЙ!» - ребенок выполнил не все задания, и с ошибками
- Голубая ступенька : «ОХ!» - ребенок не выполнил задания.
Пособие «Лесенка – Чудесенка»
Таким образом, используя наглядно-дидактичекие, полифункциональные пособия и выбирая задания для закрепления произносительных и лексико- грамматических навыков в структуре речевого дефекта конкретного ребенка, повышается интерес к логопедическим занятиям и достигается результативность в коррекционно- развивающей работе.