Механизмы нарушения чтения рассматриваются в двух аспектах:
психологическом
психолингвистическом
В психологическом аспекте дислексия понимается как нарушение, вызванное неформированностью психических функций
недоразвитие, нарушение зрительного гнозиса (узнавания):
нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза
нарушение пространственных представлений
нарушение мнестических процессов (зрительная, слуховая, тактильная).
недоразвитие слухового восприятия
недоразвитие фонематического процессов
нарушение устной речи: недоразвитие звукопроизношения, недоразвитие грамматического строя, недоразвитие лексики
нарушение или недоразвитие слухо-моторных координаций
недоразвитие зрительно- моторных координаций.
недоразвитие тактильного восприятия.
недоразвитие эмоционально-волевой сферы
неоткрытые механизмы.
В психолингвистическом аспекте дислексия рассматривается как нарушение различных операций процесса чтения
несформированность сенсомоторных операций (зрительно-пространственный анализ букв и их сочетаний в слове)
несформированность языковых операций, операций со звуками, словами и предложениями в тексте (фонематический, морфологический, синтаксический уровень)
нарушение семантических операций (соотнесение со смыслом).
Дислексия представлена следующими видами:
Фонематическая, связанная с недоразвитием слуховой дифференциацией фонем (цапля-сапля, газете-казета) и с недоразвитием фонематического анализа и синтеза (труба-туруба, печенье-чепенье)
Аграмматическая, связанна с недоразвитием грамматических обобщений (дети идет в школу)
Семантическая – нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении.
Оптическая связана с недоразвитием высших зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений
Мнестическая проявляется в трудностях запоминания всех букв.
Симптоматика нарушений чтения
Педагогическая симптоматика
Психологические причины трудностей
Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам
Недоразвитие фонематического восприятия . Слабая концентрация внимания
Искажения звукослоговой структуры слов: пропуск букв, перестановки, добавления, недоговаривание
Недостаточность звуко-буквенного анализа . Неустойчивость внимания
Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова
Недостаточность процесса синтеза звуковых элементов
Побуквенное чтение
Несформированность синтеза выделенных звуковых элементов
Чтение в обратной последовательности
Нарушена однонаправленность считывания слева направо
Недостаточное развитие пространственных представлений
Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание вышерасположенной строчки вместо нижней
Не усвоены правила размещения учебного материала в направлении сверху вниз
Недостаточное развитие пространственных представлений
Неправильное чтение похожих по начертанию букв
Недостаточное развитие пространственных представлений
Трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда
Недостаточное развитие кратковременной памяти
Недостаточное владение произвольным запоминанием
Потеря строки при чтении
Неустойчивость произвольного внимания
Трудности понимания слов сходных по звуковому составу
Недостаточное развитие звукового анализа
Неумение пользоваться точкой для отделения предложений
Неспособность вычленять предложение из текста
Недостаточное развитие процессов зрительного анализа
Нанизывание звуков к предыдущим звукам «причирывание»,
Недостатками в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля.
Регрессии, т.е. возвращение к раннее прочитанному
Недостатками в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля. Нарушения поля зрительного восприятия
Основные принципы коррекционной работы
Принцип комплексности
Патогенетический принцип
Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений
Принцип опоры на сохранное звено, анализаторные системы, на их взаимодействие (принцип обходного пути
Принцип поэтапного формирования умственных действий.
Принцип системности
Принцип постепенного усложнения задания и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»
Онтогенетический принцип
НИ 1 НА
МА 2 ША
ЗИ 3 МА
СИ 4 МА
Упражнение, развивающие боковое зрениеи отрабатывающие прямой взгляд.
Задание: как можно быстрее назвать все числа по порядку от10 до 25, указывая карандашом или пальчиком. Помни! Глаза смотрят в центр таблицы, в число 10.
8
20
3
7
5
9
22
1
12
18
21
6
10
14
16
24
25
17
11
15
19
23
4
13
2
В течение одной минуты рассмотри каждый прямоугольник отдельно. Каких букв больше в первом прямоугольнике, а каких - во втором?
д
б
б
д
б
д
д
д
д
б
б
д
с
с
с
е
е
е
е
е
е
с
с
с
с
е
е
Выложи из палочек или спичек буквы
Л – А – И – Н – П – Г – Т – Е – К – Ж – Х – Ш – Щ…
По мере выполнения задания рассказывай, как одна буква превращается в другую.
Для формирования полноценных фонематических процессов предлагаются виды заданий:
1.Подумай, какие буквы надо добавить и почему?
Б
Т
Ж
К
З
Ф
2. Вставь гласную или согласную букву так, чтобы получилось слово
Л – К ( У Ю Е А И)
СТ – Л (У А Е О Ы)
- АЛКИ (Г Ж В С Н П Б)
Б – НТ (А У И Е О Ы Ю)
КО – А (Р З Л С Ж)
Меняется ли значение слова и почему?
Сколько слов получилось в каждой строчке? Отметь цифрой их число на каждой строчке.
Расскажи о звуковом составе слов, в которых две гласные.
3. Что нужно сделать, чтобы:
- слово мука превратилось в слово рука;
- салат – в халат;
- каска – в краска;
- мошка – в мышка;
- волки – в вилки;
- кол – в укол.
4. Восстанови слова по данным гласным. Выдели в словах ударный слог.
Можно ли по гласным определить, сколько твердых и сколько мягких согласных в слове?
- И – А
- У – Ы
- О – А
- У – И – И
- У – И – А
- И – У – А
5. Прочитай четко и в быстром темпе.
А – НА – УНА – ЛУНА
О – ЗО – ЕЗО – ЛЕЗО – ЕЛЕЗО – ЖЕЛЕЗО
А – БА – УБА – РУБА – ТРУБА
Ы – ЛЫ – ОЛЫ – ВОЛЫ – ТВОЛЫ – СТВОЛЫ
Системы специальных упражнений и приемов
Прием «жужжащего» чтения, читать по пять минут на каждом уроке всем вместе в полголоса.
С разными интонациями читать одно и то же предложение.
«Снежный ком» («Дом, который построил Джек»). Дети прочитывают отрывок с постепенным наращиванием слов. Читать на максимальной скорости, повторяя каждый раз все сначала.
В некотором царстве…
В некотором царстве, в некотором государстве
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец
«Фотоглаз». За 20-30 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов…»
«Игра в прятки». Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.
«Догони». Дети читают отрывок текста хором вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью и «тянутся» за ним, пытаясь «догнать»
«Вкусные слова». Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть стол. Но, выбирая лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух и трех слогов.