Миогимнастика как метод профилактики и коррекции дефектов звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья
Миогимнастика как метод профилактики и коррекции дефектов звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблема логопедической коррекции дефектов звукопроизношения у детей имеющих зубочелюстные аномалии стоит достаточно остро. Увеличивается количество детей у которых нарушение звукопроизношения обусловлены анатомическими дефектами органов артикуляции.
Использование только традиционного комплекса артикуляционной гимнастики в данном случае мало эффективно. Практика показывает, что необходимо включать в работу дополнительные упражнения для развития жевательных и мимических мышц лица.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Миогимнастика как метод профилактики и коррекции дефектов звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад комбинированного типа № 170 города Донецка»
Миогимнастика
как метод профилактики и коррекции дефектов звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья
Подготовил:
Учитель-дефектолог
Гостева Л.В.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблема логопедической коррекции дефектов звукопроизношения у детей имеющих зубочелюстные аномалии стоит достаточно остро. Увеличивается количество детей у которых нарушение звукопроизношения обусловлены анатомическими дефектами органов артикуляции.
Использование только традиционного комплекса артикуляционной гимнастики данном случае мало эффективно. Практика показывает, что необходимо включать в работу дополнительные упражнения для развития жевательных и мимических мышц лица.
МИОГИМНАСТИКА – это совокупность специальных упражнений направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
ИСТОРИЯ
В начале двадцатого столетия термин «миогимнастика» был обоснован американским ученым Роджерсом (A.P.Rogers).
В дальнейшем эту методику разработали ряд авторов Ю.В.Курляндский (1947), Р.Френкель (1960), Е.И.Гаврилов (1965), Ф.Н. Хорошилкина .
Е.И. Гаврилов
Ю.В. Курляндский
Ф.Н. Хорошилкина
Р.Френкель
ЦЕЛЬМИОГИМНАСТИКИ
Выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
ЗАДАЧИ МИОГИМНАСТИКИ
Развитие
круговой
мышцы рта
Развитие и
нормализация
носового
дыхания
Развитие мышц,
поднимающих
нижнюю
челюсть
Нормализация
Формирование
функции
отдельных элементов
языка
артикуляционных
укладов различных
звуков речи
ПРИЧИНЫРАЗВИТИЯ АНОМАЛИИЙ
Нарушение функций
(ротовое дыхание;
инфантильное глотание;
вялое сосание и жевание; нарушении речевой артикуляции.)
Вредные привычки
(сосание пальца, пустышек, различных предметов;
прикусывание губ, щек, языка;
прокладывание языка между зубами.)
Раннее удаление молочных зубов
МИОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
ГЛОТАНИЯ
ЖЕВАНИЯ
ДЫХАНИЯ
РЕЧИ
Взаимодействие специалистов в коррекционной работе по преодолению недоразвития фонетической стороны речи
ОТОЛАРИНГОЛОГ
ЛОГОПЕД
НЕВРОЛОГ
РЕБЕНОК
ДЕФЕКТОЛОГ
ОРТОДОНТ
СТОМАТОЛОГ
ОБСЛЕДОВАНИЕ
Артикуляционный аппарат
Артикуляционная моторика
движение губ, челюсти, языка, мягкого неба, саливация
губы, зубы, прикус, язык, подъязычная связка, твердое и мягкое нёбо
Грамотно проведенное обследование артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики поможет составить полное представление обо всех имеющихся недостатках и составить план коррекционно-развивающих
мероприятий по их устранению
10
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ МИОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
Профилактика развития зубочелюстных аномалий и нарушений звукопроизношения
Профилактика развития зубочелюстных аномалий и нарушений звукопроизношения
Происходит коррекция патологического развития функций жевательных и мимических мышц
Происходит коррекция патологического развития функций жевательных и мимических мышц
Позволяет ускорить сроки преодоления речевых расстройств в частности при дизартрии и механической дислалии, а также качественно улучшить систему их коррекции
Позволяет ускорить сроки преодоления речевых расстройств в частности при дизартрии и механической дислалии, а также качественно улучшить систему их коррекции
Расширяются двигательные возможности органов артикуляции, что благотворно отражается на качестве звукопроизношения
Расширяются двигательные возможности органов артикуляции, что благотворно отражается на качестве звукопроизношения
ЗНАЧЕНИЕ МИОГИМНАСТИКИВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ
Ежедневность (10 минут)
Темп (средний)
Амплитуда (максимальная)
Повторения (5 – 10 раз)
Срок (1- 3 месяца)
ФОРМЫ РАБОТЫ
Возраст
от 4 до 8 лет
Индивидуальная
Групповая
НЕТРАДИЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Упражнение с ватными валиками
Упражнение с пластиной из пластмассы и груза
Упражнения с ушными палочками «Котик», «Лодочка»
Упражнение с пуговицами
Упражнение с ортодонтическими резинками
Упражнение «Бусинка»
ВЫВОД
Эффективность данной методики свидетельствует о возможности и целесообразности использования ее при профилактики и коррекции дефектов звукопроизношения у детей с миофункциональными нарушениями артикуляционного аппарата