Мастер-класс "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. КАК ПРАВИЛЬНО ?"
Мастер-класс "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. КАК ПРАВИЛЬНО ?"
В презентаци раскрыта важность артикуляционной гимнастики для развития речи ребенка, даны её цели, рекомендации к проведению артикуляционных упражнений дома. Показаны основные упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. КАК ПРАВИЛЬНО ?"»
Артикуляционная гимнастика.Как правильно?
Учитель-логопед
Салангина Наталья Викторовна.
МБДОУ «Детский сад №121»
Артикуляционные органы.
Артикуляционный аппарат ребенка развивается не сразу, а постепенно, в течение жизни малыша и его речевой практики.
Время появления звуков
Возраст
1-2 года
Звуки
АОЭ
2-3 года
П Б М
И Ы У
3-5 лет
5-6 лет
Ф В
С З Ц
Т Д Н
Ш Ж
Л
К Г Х Й
Ч Щ
Р
Артикуляционная гимнастика
совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих
в речевом процессе
органов. .
Цель артикуляционной гимнастики
выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка .
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
Упражнения выполнять сидя перед зеркалом , в спокойной обстановке, при достаточном освещении. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи, картинки…
После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.
Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата.
Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов (руки, ноги, голова, тело, губы).
Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.
Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
Предлагаем познакомиться с некоторыми артикуляционными упражнениями
«ЗАБОРЧИК»
Улыбнуться без напряжения так, чтобы видны передние верхние и нижние зубы Удерживать под счет 1-5 с.
«СЛОНИК»- «ТРУБОЧКА»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
«МЕСИМ ТЕСТО»
Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
«БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
«РАСЧЕСКА»
Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. Выполнять 3-4 раза.
.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз (можно намазать губу вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«ЧИСТИМ ЗУБКИ»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
«ФУТБОЛ»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».
«КИСКА СЕРДИТСЯ» - «ГОРКА»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается
«КАЧЕЛИ»
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«ЧАШЕЧКА»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
«МАЛЯР»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
«ЛОШАДКА» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и присосать язык к нёбу пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает). Щёлкать медленно, но сильно. Тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык Проделать 10 – 15 раз.
«ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
«ИНДЮК»
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким .
«ДЯТЕЛ» - «АВТОМАТ»
Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т или ДЖ-ДЖ. Язык «прыгает на бугорках».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «САМОЛЕТ»
Отгадайте загадку .
Для дыхания он нужен,С ветром, вьюгой очень дружен.Окружает нас с тобой,Не поймать его рукой.
«СДУЙ СНЕЖИНКУ» Вытянуть губы вперед трубочкой и сдуть на снежинку с варежки. Следить, чтобы щеки не раздувались, воздушная струя длительная .
«ФОКУС»
Улыбнуться, приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на верхнюю губу и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.