ГАОУ специальная (коррекционная) школа-интернат № 5 пгт Новобурейский
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ФФН
Составила Суворова Т. Н.
I. АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ :
1. Где находился ребенок до поступления в
группу
2. Жалобы родителей
3. Данные о речевом развитии(появление первых
слов, предложений)
II. Уровень общего развития ребёнка
1. Устойчивость внимания, работоспособности
2. Состояние общей и мелкой моторики
(использовать мозаику, шнуровку и т.д.)
Средства для развития мелкой моторики
III. Общее звучание речи.
Темп речи
Слушай внимательно и повтори предложения точно так же.
Весной тает снег и бегут ручьи. (нормальный темп)
Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (быстрый темп)
Самолет построим сами и помчимся над полями. (быстрый темп)
Улитка носит свой домик на спине. (медленный темп)
На море во время шторма очень большие волны.(нормальный темп)
Интонация
Послушай внимательно и повтори за мной.
Солнце светит. Солнце свети? Солнце светит!
Снег идёт! Снег идёт. Снег идёт?
Я пойду в гости? Я пойду в гости! Я пойду в гости.
- Строение и подвижность артикуляционного аппарата: губ, языка,
зубов, челюстей, нёба.
Губы – толстые, мясистые, короткие;
Зубы – редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с
большими промежутками; отсутствие резцов (верхних, нижних);
Челюсти (прикус) – открытый передний, открытый боковой (односторонний или двусторонний);
прогнатия (выступление верхней челюсти); прогения (выступление нижней челюсти);
Небо – высокое, готическое, узкое, плоское, укороченное, низкое;
Язык – массивный, маленький, укороченная уздечка, «географический»;
При проверке подвижности органов артикуляции ребенку предлагают
выполнение различных заданий по подражанию:
- облизать язык;
- дотянуться языком до носа, подбородка, левого, а затем правого уха;
- пощелкать языком;
- сделать язык широким;
- поднять кончик высунутого языка вверх и удерживать его в этом положении определенное время;
- перемещать кончик языка то в левый, то в правый угол губ, менять ритм движения;
- вытянуть губы вперед трубочкой, а затем растянуть их в широкую улыбку и т. д.
2. Произношение звуков :
Произношение свистящих звуков
Произношение шипящих звуков
Произношение сонорных звуков
Произношение аффрикатов
3. Различие звуков на слух и в произношении
Повторить за взрослым вначале по два, затем по три похожих
слова в названном порядке:
бак – так моток – каток – поток
мак – бак – так батон – бутон – бетон
ток – тук – так будка – дудка – утка
бык – бак – бок нитка – ватка – веткам
дам – дом – дым тыква – буква – будка
ком – дом – гном клетка – плетка – пленка
4. Сформированность фонематического восприятия:
кот – кит, миска – киска, уточка – удочка, дом – дым,
лук – люк, марка – майка, ель – гель, плач – плащ.
5. Произношение слов сложного слогового состава,
имеющихся в лексическом запасе ребёнка.
6. Словарный запас.
При обследовании словарного запаса предлагаются задания, при выполнении
которых используются знания детей об окружающем мире.
«Назови части» «Назови лишнее»
Что делает Нина?
Что делает мама? Что делает бабушка?
Скажи по-другому (синонимы)
Скажи по-другому (антонимы)
Подбор родственных однокоренных слов
Послушай стихотворение и назови «родственные слова».
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки.
(с. Погореловский)
Подбери родственные слова к слову …
Рыба Гриб
Назови лишнее слово
лиса
лист
лисья
лисица
лисенок
7. Грамматический строй речи.
Я буду называть предложения, если в них будут ошибки,
постарайся их исправить.
Образование множественного числа существительных
Назови одним словом
8. Связная речь
Составить предложения по опорным словам
Лес, дети, грибы, в, пошли.
Птички, сидят, деревья, на.
Составить рассказ по картинке.
Ранняя весна.
Составление рассказа по сюжетным картинкам
Пересказ.
Лиса и лисята
У лисы лисята. Лисята маленькие. Лиса кормит лисят молоком .
Скоро лисята подрастут и станут сами добывать себе еду.
Вопросы и задания:
Кто у лисы?
Какие лисята?
Чем лиса кормит лисят?
Когда лисята будут сами добывать себе еду?
Перескажи рассказ сам.
Логопедическое заключение:
Звукопроизношение: дефект полиморфный или мономорфный; хар-ка по
Группам звуков: сигматизм свистящих, шипящих, ламбдацизм, ротацизм,
Смешение или замена звуков и др.
Слоговая структура: нарушена в словах, в предложениях, тип нарушений.
Фонематические представления: сформированы, не сформированы.
Лексика: лексический запас не сформирован, ниже возрастной нормы, по
возрасту.
Грамматический строй : ошибки в словоизменении, словообразовании.
Связная речь: отсутствует, на начальном уровне, с помощью взрослого, по
наводящим вопросам, сформирована.
Таким образом, грамотно проведенное логопедическое
обследование помогает составить полное представление
обо всех имеющихся у ребёнка недостатках речи и составить
план коррекционно-развивающих мероприятий по их
устранению.