kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедическая ритмика в системе коррекционного воздействия на лиц с речевой патологией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация состоит из 80 слайдов. Представлена история развития дисциплины, классические и современные подходы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая ритмика в системе коррекционного воздействия на лиц с речевой патологией»

Логопедическая ритмика в системе коррекционного воздействия на лиц с речевой патологией   Подготовила учитель-логопед высшей квалификационной категории Куцевалова Н.А. Г.Щекино, Тульской области

Логопедическая ритмика в системе коррекционного воздействия на лиц с речевой патологией

Подготовила учитель-логопед высшей квалификационной категории Куцевалова Н.А.

Г.Щекино, Тульской области

Из истории возникновения логопедической ритмики

Из истории возникновения логопедической ритмики

  • Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Греками, арабами, римлянами ритмическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма.
Эмиль Жак-Далькроз.

Эмиль Жак-Далькроз.

  • Музыкант, педагог, профессор Женевской консерватории.
  • Решал задачу«воспитания ритма при помощи ритма» (сначала у музыкантов), а затем у детей, начиная с дошкольного возраста, развивал музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.
С 30-х годов в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика . Под руководством В.А. Гиляровского в 1929 году в больнице для нервно-психических больных была разработана особая система занятий, которые проводила В.А. Гринер .

С 30-х годов в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика . Под руководством В.А. Гиляровского в 1929 году в больнице для нервно-психических больных была разработана особая система занятий, которые проводила В.А. Гринер .

В 40-е годы логопедическая ритмика в нашей стране вошла как необходимая часть в комплекс воздействия на больных афазией. В этом случае логоритмика применяется прежде всего при расстройствах музической стороны речи (просодия речи).
  • В 40-е годы логопедическая ритмика в нашей стране вошла как необходимая часть в комплекс воздействия на больных афазией. В этом случае логоритмика применяется прежде всего при расстройствах музической стороны речи (просодия речи).
В 50-70-е годы появились первые работы по логопедической ритмике в системе устранения заикания у детей, подростков и взрослых (В. А. Гринер, В. И. Рождественская, Е.Ф. Рау и др.). Вопрос о логоритмике в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста разрабатывает Н.А.Рычкова (1984, 1987). Использование логопедической ритмики при коррекции невротического и неврозоподобного заикания у взрослых описано в работах Л.И.Беляковой и Е.В.Оганесяна (1981, 1998).
  • В 50-70-е годы появились первые работы по логопедической ритмике в системе устранения заикания у детей, подростков и взрослых (В. А. Гринер, В. И. Рождественская, Е.Ф. Рау и др.).
  • Вопрос о логоритмике в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста разрабатывает Н.А.Рычкова (1984, 1987).
  • Использование логопедической ритмики при коррекции невротического и неврозоподобного заикания у взрослых описано в работах Л.И.Беляковой и Е.В.Оганесяна (1981, 1998).
Благодаря существенному вкладу Г.А. Волковой,
  • Благодаря существенному вкладу Г.А. Волковой,

в 80-х годах 20 века логопедическая ритмика выделилась как наука. Галина Анатольевна расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции других речевых нарушений, таких как: дислалия, алалия, ринолалия, дизартрия, афазия, нарушения голоса.

Шашкина Гульнара Рустэмовна  ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Шашкина Гульнара Рустэмовна
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых   «Музыка с мамой»      Сергей и Екатерина Железновы – по профессии музыканты, много лет проработали с детьми. Занятия, озвученные их песенками, очень нравятся детям, они дарят им множество положительных эмоций.

Методика раннего музыкального развития Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой»

Сергей и Екатерина Железновы – по профессии музыканты, много лет проработали с детьми. Занятия, озвученные их песенками, очень нравятся детям, они дарят им множество положительных эмоций.

Методика Железновых «Музыка с мамой» на сегодняшний день признана одной из наиболее эффективных систем раннего развития. Сергей и Екатерина Железновы – одни из немногих, чьи программы и методические разработки стали популярны далеко за пределами России. Диски Железновых пользуются успехом во многих странах мира, помогая развивать музыкальные способности, абсолютный слух.
  • Методика Железновых «Музыка с мамой» на сегодняшний день признана одной из наиболее эффективных систем раннего развития. Сергей и Екатерина Железновы – одни из немногих, чьи программы и методические разработки стали популярны далеко за пределами России. Диски Железновых пользуются успехом во многих странах мира, помогая развивать музыкальные способности, абсолютный слух.
Характерной особенностью методики «Музыка с мамой»  является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки с малышами в весёлую обучающую игру.
  • Характерной особенностью методики «Музыка с мамой»  является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки с малышами в весёлую обучающую игру.
Суть методики Железновых « Музыка с мамой » – ранее развитие детей с помощью музыкальных занятий. На этих занятиях предлагается слушать разнообразные песенки, выполнять под них гимнастику (в том числе пальчиковую) и танцевальные движения. Музыка Железновых будет уместна на уроках ритмики, физкультуры, при проведении тематических игр и занятий по методике Монтессори.
  • Суть методики Железновых « Музыка с мамой » – ранее развитие детей с помощью музыкальных занятий. На этих занятиях предлагается слушать разнообразные песенки, выполнять под них гимнастику (в том числе пальчиковую) и танцевальные движения. Музыка Железновых будет уместна на уроках ритмики, физкультуры, при проведении тематических игр и занятий по методике Монтессори.
Музыкальные игры для самых маленьких, танцевальные и физкультурные минутки, пальчиковые игры – на дисках Железновых все это есть! Все фонограммы, которые вы встретите на аудиодисках, прошли экспертизу Федерального совета и вошли в перечень награждённых дипломом Госдумы РФ.
  • Музыкальные игры для самых маленьких, танцевальные и физкультурные минутки, пальчиковые игры – на дисках Железновых все это есть!
  • Все фонограммы, которые вы встретите на аудиодисках, прошли экспертизу Федерального совета и вошли в перечень награждённых дипломом Госдумы РФ.
За рубежом логопедическая ритмика как коррекционная система многие годы тщательно разрабатывалась и использовалась дефектологами-практиками при коррекции и лечении взрослых и детей, страдающих различными заболеваниями.
  • За рубежом логопедическая ритмика как коррекционная система многие годы тщательно разрабатывалась и использовалась дефектологами-практиками при коррекции и лечении взрослых и детей, страдающих различными заболеваниями.
Карл Орф, немецкий композитор и педагог, пропагандист идей Далькроза, разработал систему синтетического подхода: единство слова-музыки-движения, способствующую развитию активности детей через музыкально-сценическую игру и танец.
  • Карл Орф, немецкий композитор и педагог, пропагандист идей Далькроза, разработал систему синтетического подхода: единство слова-музыки-движения, способствующую развитию активности детей через музыкально-сценическую игру и танец.
Особое внимание уделяется вопросу об использовании логоритмики для социальной адаптации лиц с умственной отсталостью и о ритмическом моторном поведении детей с болезнью Дауна (ряд авторов из США и Германии, 1992).
  • Особое внимание уделяется вопросу об использовании логоритмики для социальной адаптации лиц с умственной отсталостью и о ритмическом моторном поведении детей с болезнью Дауна (ряд авторов из США и Германии, 1992).
Широко используется логоритмика в работе с глухими (США, 1992), некоторые американские авторы рассматривают в своих работах вопрос о мелодической и ритмической организации речи детей с пониженным слухом и нормально слышащих, о мелодическом, ритмическом и тембровом восприятии взрослых со сниженным слухом.
  • Широко используется логоритмика в работе с глухими (США, 1992), некоторые американские авторы рассматривают в своих работах вопрос о мелодической и ритмической организации речи детей с пониженным слухом и нормально слышащих, о мелодическом, ритмическом и тембровом восприятии взрослых со сниженным слухом.
Интересным представляется сообщение японского ученого Sato - Gyo (1992) об использовании различных методов обучения девочки-калеки школьного возраста. Основным приемом обучения девочки было замедленное и ритмическое копирование ею японских иероглифов.
  • Интересным представляется сообщение японского ученого Sato - Gyo (1992) об использовании различных методов обучения девочки-калеки школьного возраста. Основным приемом обучения девочки было замедленное и ритмическое копирование ею японских иероглифов.
Современная модель логопедической ритмики   В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом

Современная модель логопедической ритмики

В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом

Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика - это движение, музыка и речь.    логоритмика движение музыка речь

Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика - это движение, музыка и речь.

логоритмика

движение

музыка

речь

В логоритмике выделяют основные направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями   Направления работы Развитие речи Развитие неречевых процессов Коррекция речевых нарушений

В логоритмике выделяют основные направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями

Направления

работы

Развитие речи

Развитие неречевых

процессов

Коррекция речевых

нарушений

Развитие неречевых процессов:

Развитие неречевых процессов:

  • совершенствование общей моторики, координации движений, 
  • ориентации в пространстве;
  • регуляция мышечного тонуса;
  • развитие чувства музыкального темпа и ритма,
  • развитие певческих способностей;
  • активизация всех видов внимания и памяти.
Развитие речевых процессов:

Развитие речевых процессов:

  • развитие дыхания, голоса;
  • выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; 
  • развитие артикуляционной и мимической моторики;
  • координация речи с движением;
  • воспитание правильного  звукопроизношения
  • формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
  • Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Структура  логоритмического занятия Логоритмическое занятие Вводная часть Основная часть Заключительная часть

Структура  логоритмического занятия

Логоритмическое

занятие

Вводная часть

Основная часть

Заключительная

часть

Вводная часть    1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.     Задачи : Собрать внимание детей, настроить на занятие. Учить ориентироваться на слово песни, педагога. Приучать слышать текст и выполнять подражательные движения
  • Вводная часть

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.

Задачи :

  • Собрать внимание детей, настроить на занятие.
  • Учить ориентироваться на слово песни, педагога. Приучать слышать текст и выполнять подражательные движения

(10 минут).

Вводная часть   Песенки – приветствия Железновых
  • Вводная часть
  • Песенки – приветствия Железновых

(«Все на ножки становитесь»,

«Пора начинать»)

Вводная часть   Монтессори – приветствия  Мария МОНТЕССОРИ
  • Вводная часть Монтессори – приветствия

  • Мария МОНТЕССОРИ (1870 -1952)
  • «Система

саморазвития ребенка в

дидактически

подготовленной среде»

Монтессори – приветствия

Монтессори – приветствия

  • В начале каждого занятия дети здороваются с солнышком, называя свое имя, здороваются с небом, с деревьями, с матушкой – землей и друг с другом
Поют песенку «Колокольчик» и выполняют игровое упражнение на концентрацию внимания и развитие ловкости. В конце каждого занятия дети прощаются подобным образом. Ритуализация начала и окончания занятий помогает структурировать занятие, дисциплинирует детей и придает им уверенность в своих силах. (12.04 Насек.)
  • Поют песенку «Колокольчик» и выполняют игровое упражнение на концентрацию внимания и развитие ловкости.
  • В конце каждого занятия дети прощаются подобным образом.
  • Ритуализация начала и окончания занятий помогает структурировать занятие, дисциплинирует детей и придает им уверенность в своих силах.
  • (12.04 Насек.)
Пальчиковые игры в круге

Пальчиковые игры в круге

  • Для развития коммуникативных отношений мы используем технологию «Пальчиковая гимнастика в круге».
  • При выполнении упражнений пальчиковой гимнастики руки детей, изображающие паучков, улиток, носорогов, машинки из считалочки про дни недели, обязательно встречаются в центре стола.
  • Это способствует установлению тактильного контакта, раскрепощает детей, создает благоприятную атмосферу в микрогруппе.
Работа в круге

Работа в круге

  •   Круг приветствия  – это особый вид работы в системе Монтессори. В этой части занятий дети и педагог создают единый положительный эмоциональный настрой работы в группе, приветствуют друг друга, выполняют упражнения для развития координации движений, пальчиковую гимнастику.
Основная цель этих кругов в плане налаживания социальных отношений – настроить детей на волну взаимного принятия, доброжелательности, поприветствовать друг друга, сказать добрые слова, поддержать тех, кто недавно пришел в группу. Очень важно детям научиться терпеливо слушать, не перебивать, дожидаться своей очереди. Заканчивается круг настроем на спокойную, интересную, дружную работу.
  • Основная цель этих кругов в плане налаживания социальных отношений – настроить детей на волну взаимного принятия, доброжелательности, поприветствовать друг друга, сказать добрые слова, поддержать тех, кто недавно пришел в группу. Очень важно детям научиться терпеливо слушать, не перебивать, дожидаться своей очереди. Заканчивается круг настроем на спокойную, интересную, дружную работу.
Элементы  Монтессори – педагогики  на логопедических занятиях Логопед – дефектолог, Монтессори - педагог  Наталия Пятибратова

Элементы Монтессори – педагогики на логопедических занятиях

  • Логопед – дефектолог, Монтессори - педагог

Наталия Пятибратова

Песенки –разминки Железновых «Головой мы покиваем»

Песенки –разминки Железновых

«Головой мы покиваем»

Основная часть  (коррекционно – развивающий блок) - Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции. - Упражнения, регулирующие мышечный тонус. - Упражнения, активизирующие внимание. - Счетные упражнения. - Речевые упражнения без музыкального  сопровождения.

Основная часть (коррекционно – развивающий блок)

  • - Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции.
  • - Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
  • - Упражнения, активизирующие внимание.
  • - Счетные упражнения.
  • - Речевые упражнения без музыкального

сопровождения.

  • - Ритмические упражнения.
  • - Пение и игра на музыкальных инструментах.
  • - Упражнения для развития творческой иннициативы.
  • - Коммуникативные игры
Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции

Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции

  • Цель упражнений — способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус « Травинка на ветру»  «Огонь и лед »   «Раскачивающееся дерево»

Упражнения, регулирующие мышечный тонус

  • « Травинка на ветру»

  • «Огонь и лед »
  • «Раскачивающееся дерево»

  • «Тряпичная кукла и оловянный солдатик»
Упражнения, активизирующие внимание

Упражнения, активизирующие внимание

  • Эти упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Занимающиеся учатся сосредотачиваться и проявляют волевые усилия.
  • «Автобус».
Счетные упражнения

Счетные упражнения

  • Эти упражнения используются на логоритмических занятиях для организации поведения детей при выполнении заданий, особенно сложных построений, серий движений. (Вним. 10.39)
Речевые упражнения без музыкального сопровождения

Речевые упражнения без музыкального сопровождения

  • Эти упражнения, впервые предложенные для работы с заикающимися В.А. Гринер, представляют интерес для логопеда, не владеющего музыкальным инструментом. Такие задания можно использовать при проведении утренней зарядки или физкультминутки во время логопедических занятий, с проговариванием стихотворных строк как с движениями, так и без них.
Ритмические упражнения

Ритмические упражнения

  • Звучащий ритм служит для воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и для включения его в речь.
  • «Тук – ток – туки – ток»
Пение

Пение

  • Пение — сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание, но всегда поет эти звуки про себя с мышечным напряжением.
Игра на музыкальных инструментах

Игра на музыкальных инструментах

  • Игра на детских музыкальных инструментах также используется на занятиях по логоритмике. Ей отводится особая роль, поскольку она вовлекает ребенка в сферу музыки, помогает развить его творческие способности.
Игровая деятельность

Игровая деятельность

  • Игры в двигательной терапии можно использовать самостоятельно или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами. Игры вносят разнообразие и эмоциональность в лечебные процедуры (при дизартриях, ринолалиях, афазиях).
Упражнения для развития творческой иннициативы

Упражнения для развития творческой иннициативы

  • К этим упражнениям относятся дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигается творчество.
Игровой массаж – это коммуникативная игра, объединяющая группу. Это пальчиковые и жестовые игры, перенесенные в плоскость тела.

Игровой массаж

– это коммуникативная игра, объединяющая группу. Это пальчиковые и жестовые игры, перенесенные в плоскость тела.

Заключительный блок  (задачи): Успокоить занимающихся, переключить их внимание на другие занятия. Подведение итогов Рефлексия Развитие связной речи
  • Заключительный блок (задачи):
  • Успокоить занимающихся, переключить их внимание на другие занятия.
  • Подведение итогов
  • Рефлексия
  • Развитие связной речи
Заключительный блок   Круг прощания  – это особый вид групповой работы в системе Монтессори, направленный на формирование целостного восприятия проведенного времени в группе. Ребята подводят итоги занятия, рассказывают о запомнившихся моментах, обмениваются впечатлениями и говорят друг другу
  • Заключительный блок
  • Круг прощания  – это особый вид групповой работы в системе Монтессори, направленный на формирование целостного восприятия проведенного времени в группе. Ребята подводят итоги занятия, рассказывают о запомнившихся моментах, обмениваются впечатлениями и говорят друг другу "До свидания".

 

Заключительный блок     Песенки –прощания Железновых
  • Заключительный блок
  •   Песенки –прощания Железновых

(«Целый час мы занимались»)

Авторские приемы развития речи детей – логопатов:  На заключительном этапе логоритмического занятия «Актуализация знаний и развитие связной речи» используются куклы «би-ба-бо», соответствующие лексическим темам. Куклы здороваются с детьми, задают им вопросы, просят рассказать о том, что им запомнилось на занятии.

Авторские приемы развития речи детей – логопатов:

На заключительном этапе логоритмического занятия «Актуализация знаний и развитие связной речи» используются куклы «би-ба-бо», соответствующие лексическим темам. Куклы здороваются с детьми, задают им вопросы, просят рассказать о том, что им запомнилось на занятии.

Использование всего многообразия логоритмических средств в различных сочетаниях обусловлено конечными целями социальной реабилитации людей с речевыми расстройствами.
  • Использование всего многообразия логоритмических средств в различных сочетаниях обусловлено конечными целями социальной реабилитации людей с речевыми расстройствами.
ДИАГНОСТИКА НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ  (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)  Критерии: Слуховое внимание . Восприятие и воспроизведение ритма. Ориентирование в пространстве. Состояние общей моторики.

ДИАГНОСТИКА НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

Критерии:

  • Слуховое внимание .
  • Восприятие и воспроизведение ритма.
  • Ориентирование в пространстве.
  • Состояние общей моторики.

Слуховое внимание 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»).  По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева.  По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Слуховое внимание

  • 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»).

По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

  • 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева.

По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма 1-й элемент:  - - .. - 2-й элемент:  - .. - - 3-й элемент:  - - … 4-й элемент:  … - -  По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Восприятие и воспроизведение ритма

  • 1-й элемент: - - .. -
  • 2-й элемент: - .. - -
  • 3-й элемент: - - …
  • 4-й элемент: … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.  По 1 баллу за правильное выполнение. 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.  По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Ориентирование в пространстве

  • 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

  • 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики  Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

Состояние общей моторики

Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

  • силу движений,
  • точность движений,
  • темп движений,
  • координацию движений,
  • переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики 1.  Точность движений.  Детям предлагают показать фигуры  пальцами – «коза», «корзинка», кошка».  По 1 баллу за 1 правильно выполненную  фигуру. 2.  Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х. 3 . Синхронность движений правой и левой руки .  Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим,  солим».  Оценка от 1 до 3-х баллов.

Состояние мелкой моторики

  • 1. Точность движений.

Детям предлагают показать фигуры

пальцами – «коза», «корзинка», кошка».

По 1 баллу за 1 правильно выполненную

фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

  • 3 . Синхронность движений правой и левой руки .

Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим,

солим».

Оценка от 1 до 3-х баллов.

4.  Переключение от одного движения к другому «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1).  По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

4. Переключение от одного движения к другому

  • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1).

По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

  • Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
  • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.
Результаты заносятся в сводную таблицу: № п./п. Фамилия, имя ребенка Слуховое внимание 1 Во-ский Вова Сентябрь 2 Май Г-ва Люба Восприя- тие и воспроизведение ритма 3 6 4 Сентябрь К-ев Коля 6 4 4 Май Л-н Илья 3 3 5 Ориентиро- вание в пространстве Пав-в Андрей 1 4 3 5 6 Сентябрь 5 3 Па-ва Маша Май  2 5 2 7 Состояние общей моторики 4 3 2 Сентябрь 4 2 Стр-в Юра 5 Май 5 2 3 4 Состояние мелкой моторики 6 3 1 1 3 3 4 Сентябрь 5 4 6 5 2 Май 3 2 2 2 15 3 3 4 17 3 13 2 13 4 6 2 12 6 13 1 7 14 4 3 15 14 4 15 5 10 11 14 14

Результаты заносятся в сводную таблицу:

п./п.

Фамилия,

имя ребенка

Слуховое внимание

1

Во-ский

Вова

Сентябрь

2

Май

Г-ва

Люба

Восприя-

тие и воспроизведение ритма

3

6

4

Сентябрь

К-ев

Коля

6

4

4

Май

Л-н

Илья

3

3

5

Ориентиро-

вание в пространстве

Пав-в

Андрей

1

4

3

5

6

Сентябрь

5

3

Па-ва

Маша

Май

2

5

2

7

Состояние общей моторики

4

3

2

Сентябрь

4

2

Стр-в

Юра

5

Май

5

2

3

4

Состояние мелкой моторики

6

3

1

1

3

3

4

Сентябрь

5

4

6

5

2

Май

3

2

2

2

15

3

3

4

17

3

13

2

13

4

6

2

12

6

13

1

7

14

4

3

15

14

4

15

5

10

11

14

14

Состояние неречевых психических функций у детей с нарушениями речи

Состояние неречевых психических функций у детей с нарушениями речи

  • У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. Недостаточно сформированной являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм.
У детей со стертой дизартрией общая моторика сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен или понижен, нарушены статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики, мимической, мелкой и артикуляционной.
  • У детей со стертой дизартрией общая моторика сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен или понижен, нарушены статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики, мимической, мелкой и артикуляционной.
  У детей с общим недоразвитием речи нарушения моторики характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью, нарушениями   оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно,   движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.   
  •   У детей с общим недоразвитием речи нарушения моторики характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью, нарушениями  оптико-пространственного гнозиса.
  • Основные двигательные умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно,  движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.  
   У детей с заиканием нарушается темпо  -  ритмическая организация движений, в большей степени страдает координация движений. Движения ребенка с заиканием обнаруживают разнообразные нарушения. Слабая координация движений, недостаточный уровень развития чувства ритма, нарушения одновременности движений.  В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются трудности действия с мелкими предметами, изменения в состоянии мимической моторики.
  •    У детей с заиканием нарушается темпо - ритмическая организация движений, в большей степени страдает координация движений. Движения ребенка с заиканием обнаруживают разнообразные нарушения. Слабая координация движений, недостаточный уровень развития чувства ритма, нарушения одновременности движений.
  • В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются трудности действия с мелкими предметами, изменения в состоянии мимической моторики.
Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
  • Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
Логоритмика полезна всем детям, посещающим логопедическую группу, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
  • Логоритмика полезна всем детям, посещающим логопедическую группу, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Программа  «Логоритмические занятия для детей  с нарушениями речи» учитель- логопед Куцевалова Н.А. Начальная школа - детский сад №22 г. Щекино

Программа «Логоритмические занятия для детей с нарушениями речи»

учитель- логопед

Куцевалова Н.А.

Начальная школа - детский сад №22 г. Щекино

В 2010 году была разработана и успешно апробирована дополнительная развивающая программа  «Организация логоритмических занятий для детей с нарушениями речи в условиях ДОУ» На региональном конкурсе «Ярмарка методических идей» в номинации «Образовательная программа» эта работа заняла 1 место.
  • В 2010 году была разработана и успешно апробирована дополнительная развивающая программа

«Организация логоритмических занятий для детей с нарушениями речи в условиях ДОУ»

  • На региональном конкурсе «Ярмарка методических идей» в номинации «Образовательная программа» эта работа заняла 1 место.
Программа была создана с использованием:

Программа была создана с использованием:

  • программы Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой»;
  • инновационных технологий Московского центра Монтессори;
  • авторских приемов по развитию связной речи детей с нарушениями речи.
Новизна опыта:  Логоритмика   Методика Железновых Монтессори- технологии Авторские  приемы по развитию связной речи

Новизна опыта:

Логоритмика

Методика

Железновых

Монтессори-

технологии

Авторские

приемы

по развитию

связной речи

Содержание программы:

Содержание программы:

  • Данная программа представляет собой систему логоритмических занятий для детей, посещающих обычный детский сад, которая поможет исправить речевые нарушения.
  • Занятия проводятся в подготовительной группе 1 раз в неделю учителем – логопедом. Продолжительность занятия 30 минут.
  • Логоритмические занятия составлены с опорой на темы. Их девять. На освоение каждой темы отводится четыре занятия. Сюжетно-тематическая организация занятий наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются.
Принципы программы:  Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе   Она имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью.  В ней заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной и коррекционной работы с детьми.  В ней учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми.

Принципы программы:

Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе

  • Она имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью.
  • В ней заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной и коррекционной работы с детьми.
  • В ней учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми.

Принципы программы:

Принципы программы:

  • Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, таких как "Коммуникация", "Музыка","Познание" в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
  • Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
  • Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка
  • Программа оснащена практическими материалами и пособиями для индивидуальных и групповых занятий.
Направления работы

Направления работы

  • «Игры на общение» (коммуникативные)
  • Пальчиковая гимнастика
  • Игры - потешки
  • Игры – массаж
  • Игры с предметами
  • Игры с подражательными движениями
  • Игровая гимнастика
  • Развитие речи (в процессе пения и логоритмических игр)
  • Игра на шумовых и детских музыкальных инструментах.
Логоритмический материал Инновационные технологии, применяемые на занятиях по логоритмике предполагают большое количество разнообразного материала, способствующего развитию психических процессов.

Логоритмический материал

  • Инновационные технологии, применяемые на занятиях по логоритмике предполагают большое количество разнообразного материала, способствующего развитию психических процессов.

Массажные мячики  («Катится колючий ежик» )

Массажные мячики («Катится колючий ежик» )

Сенсорные шарики  («Наши шарики берем»)

Сенсорные шарики («Наши шарики берем»)

Куклы - помощники  (би-ба-бо и пальчиковые куклы)

Куклы - помощники (би-ба-бо и пальчиковые куклы)

  • Используются в соответствии с изучаемой темой на этапе подведения итогов занятия.
Музыкальные игрушки

Музыкальные игрушки

Муляжи овощей, орехов, ягод, фруктов и хлебобулочных изделий

Муляжи овощей, орехов, ягод, фруктов и хлебобулочных изделий

Материал для развития мелкой моторики

Материал для развития мелкой моторики

  • Пальчиковые бассейны, наполненные каштанами, с игрушками и буквами
Материал для развития мелкой моторики

Материал для развития мелкой моторики

  • Каштаны
  • Стеклянные камешки (марблс)
  • Деревянные палочки
Материал для развития мелкой моторики

Материал для развития мелкой моторики

  • массажные игрушки, эспандеры, пробки
Рабочие программы

Рабочие программы

  • Модифицированная программа «Лопотушки».
  • Рабочая программа с учетом ФГТ «Веселый язычок».
  • Дополнительная программа по логоритмике для кружковой деятельности.
dasik2004@mail.ru

[email protected]

http://allmuz.org/melo http://muzofon.com/search dy/ http://locman.hutor.ru/ebook_info/

http://allmuz.org/melo http://muzofon.com/search dy/

http://locman.hutor.ru/ebook_info/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Куцевалова Наталья Александровна

Дата: 07.10.2017

Номер свидетельства: 431142


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства