Просмотр содержимого документа
««Логопедическая работа по профилактике дисграфии у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи»»
«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫС ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Выполнила:
учитель-логопед
Сухарева Юлия
Валерьевна
Дисграфия
Артикуляторно –
акустическая
Оптическая
Аграмматическая
Акустическая
На почве нарушения
языкового анализа
и синтеза
Идеаторная
На почве истерии
Неспецифические виды дисграфии
Идеаторная
На почве истерии
Является следствием выраженного дисбаланса между возбуждением и торможением.
Характеризуется отсутствием стабильных типов ошибок.
При преобладании возбуждения ребёнок с трудом высиживает урок, постоянно отвлекается, в работу включаются фрагментарно.
При преобладании торможения ребёнок пассивен, заторможен, работает только под контролем.
Гиперболизированный вариант идеаторной дисграфии с преобладанием возбуждения.
Характеризуется следующими типами ошибок:
Пропуск гласных и согласных букв.
Большое количество орфографических ошибок.
Традиционная профилактика дисграфии и основные направления работы по её преодолению .
Одним из наиболее важных вопросов теоретической и практической логопедии является профилактика нарушений письменной речи у детей.
Работа по профилактики дисграфии необыкновенна широка и неотделима от гармонизации развития личности ребёнка в целом.
Письмо – сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи.
Профилактика дисграфии, прежде всего, заключается в своевременной диагностики предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребёнка в подготовительную группу.
Методика А. В. Ястребовой
Методика Е.В. Мазановой
Методика Р.И. Лалаевой
Методика Л.Н.Ефименковой
Методика И.Н. Садовниковой
Современная логопедическаятеория
Базируется на результатах логопедической диагностики детей с проблемами письма.
Выявляются слабые звенья функциональной системы письма у конкретного учащегося.
Определяется вид или сочетание видов дисграфии.
Наиболее полно разработана программа Мазановой Е.В. (конспекты, индивидуальные рабочие тетради).
Игры и упражнения, используемые в работе по профилактике дисграфии у учащихся с ОНР
Игра: «Что за шум?»
Для этой игры понадобится коллекция самых разнообразных шумов. Например, звон телефона, шипение кипящего чайника, звон бьющегося стекла, звук льющейся из крана воды и др. Лучше, если это будет магнитофонная запись. Если такой записи нет, можно их «озвучить» голосом или провести подручными средствами.
Правила игры: Ведущий демонстрирует ученикам шум, они должны его отгадать.
Игра: «Делай с нами»
ЛОГОПЕД определяет запрещенное движение, затем начинает двигаться. Школьники повторяют за ним все, кроме запрещенного движения.
Игра «Что получилось?
ЛОГОПЕД предлагает ученикам выполнить ряд действий по расстановке букв, например:
выложи букву О;
справа от нее положить букву К;
слева от буквы О положить букву С. Какое слово получилось?
Ученики хлопками обозначают схему слова, выделяя сильным хлопком ударный слог.
Например: но-га – хХ (х – слабый хлопок, Х – сильный хлопок).
.
Упражнение «Расставь буквы»
Прочитай пословицу по первым буквам картинок
Нужно расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами и написать слова, которые получились
«Делу время, потехе – час».
«Найди все слова в цепочке»
«Спрятанные слова»
Какие слова здесь спрятались? Запиши их в клетках. Придумай предложения с каждым из слов.
Упражнение: «Составь слова»
к, о, с (сок) е, р, о, м (море)
у, д, б (дуб) ш, а, к, а (каша)
м, р, и (мир) а, к, у, р (рука)
т, о, р (рот) б, о, н, е (небо)
ы, с, р (сыр) а, с, о, к (коса)
д, м, ы (дым) д, а, в, о (вода)
Для работы с предлогами используем схемы
Упражнение: «Закончи предложение»
Если сегодня понедельник, то завтра будет … Если сегодня четверг, то завтра будет … Сегодня пятница, а вчера был … а, завтра будет … и т.д.
Необходимость разнообразить речевую практику ребенка, у которого есть трудности в письменной речи, – одна из наиболее сложных и важных задач, стоящих перед учителем-логопедом. Помочь решить эту задачу может компьютер.
Логопедические занятия можно вести и без дорогостоящих программ, а использовать текстовый редактор «Word».
Работа в текстовом редакторе напоминает работу на пишущей машинке: перед вами клавиатура, но вместо листа бумаги – экран монитора.
При работе с компьютером включается речеслуховой анализатор (происходит актуализация фонемы), речедвигательный анализатор (актуализация артикулемы), зрительный анализатор (актуализация печатной графемы).
По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дисграфика.
Предлагаются следующие виды заданий:
разделить записанные без пробелов между словами предложения;
определить количество слов и пробелов между ними;
грамотно оформить предложение;
впечатать заглавную букву и точку;
5.сократить распространенное предложение на одно–два–три
слова до грамматической основы;
6.распространить предложение на одно–два–три слова;
7.изменить порядок слов в предложении;
8.изменить одно слово в предложении;
9.«вычеркнуть» (удалить) неверное по смыслу предложение;
10.объяснить причины и цели указанного в предложении
действия;
11.составить из двух предложений одно исправить ошибки в
предложении;
12 .дифференцировать написание предлога и приставки.
Заключение
Актуальность профилактики дисграфий у учащихся с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития, обеспечение готовности к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии.
Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов в речевой системы: звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом.
В связи с этим логопедическая работа по профилактике дисграфий должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.