Личностно-ориентированный подход в коррекционно-логопедической работе
Личностно-ориентированный подход в коррекционно-логопедической работе
В процессе личностно-ориентированного обучения на логопедических занятиях мной используются так называемые активные психологические модели и методы обучения, активизирующие их познавательную деятельность, развивающие мышление, формирующие стойкие практические умения и навыки. При этом используется исследовательский метод обучения, а сами компьютерные технологии выступают не как предмет изучения, а как инструмент познания. Эти методы могут быть реализованы в комплексе с другими приемами, имеющимися в практике образования и воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход в коррекционно-логопедической работе»
Личностно-ориентированный
подход в коррекционно-логопедической работе
Два мира есть у человекаОдин, который нас творилДругой, который мы от векаТворим по мере наших сил.Н. Заболоцкий .
Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три основные группы:
- социально-педагогическая
- предметно-дидактическая
- психологическая
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Такое обучение ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, опыт общения и пр.), т. е. опыт жизнедеятельности. В процессе личностно-ориентированного обучения на логопедических занятиях мной используются так называемые активные психологические модели и методы обучения, активизирующие их познавательную деятельность, развивающие мышление, формирующие стойкие практические умения и навыки. При этом используется исследовательский метод обучения, а сами компьютерные технологии выступают не как предмет изучения, а как инструмент познания. Эти методы могут быть реализованы в комплексе с другими приемами, имеющимися в практике образования и воспитания.
. В процессе личностно-ориентированного обучения на логопедических занятиях мной используются так называемые активные психологические модели и методы обучения, активизирующие их познавательную деятельность, развивающие мышление, формирующие стойкие практические умения и навыки. При этом используется исследовательский метод обучения, а сами компьютерные технологии выступают не как предмет изучения, а как инструмент познания. Эти методы могут быть реализованы в комплексе с другими приемами, имеющимися в практике образования и воспитания.
Личностно-ориентированная образовательная модель должна строиться на следующих принципах:
Целью обучения должно быть развитие личности (на логопедических занятиях - развитие полноценной личности и коррекция недостатков).
Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения (важным является установление контакта).
Учитель, прежде всего, является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем "эталона" (реализуется задача повышения учебной мотивации).
Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка (связь дошкольного воспитания; возможного логопедического воздействия).
Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы познания (умение слушать и воспринимать обращенную речь)
В процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК эффективно учиться (реализуется задача повышения учебной мотивации).
Содержание образования должно, на сколько это возможно, быть применимым в реальной жизни ребенка, учитывать его интересы, а не готовить его к "будущей взрослой" жизни.
В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания, предполагающие активную познавательную позицию школьника (на логопедических занятиях учащимся предлагаются новые пути решения проблем, связанные с трудностями в обучении).
Педагог должен учитывать индивидуальные различия школьников по ходу образовательного процесса (на логопункте обучаются дети с индивидуальными особенностями)
Система оценивания должна строиться на основе разнообразных видов рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания.
Модель личностно-ориентированного занятия
Первичная задача педагога (чему я буду учить, что воспитывать, что развивать).
Создание проблемной ситуации (исходя из наблюдений, личного опыта детей т.е. от проблемы ребенка, от педагогического замысла самого педагога).
Возникновение состояния “хочу решить проблему” (у ребенка).
Совместное определение путей решения проблемы, выдвижение гипотез, предположений от детей, и идет еще дополнительная мотивация у ребенка (“Я хочу”, “Мне надо”).
Активизация субъектного опыта, его использование в процессе занятия.
Управлением самостоятельным поиском (давать право кого-то спросить, поискать в энциклопедии, у родителей, у старших детей).
Совместное подведение итогов. В конце может нарождаться выдвижение новой гипотезы, мотивации к дальнейшей познавательной деятельности.
Рекомендации к проведению занятия
Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка, учет его индивидуальных особенностей. Оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных: радость, досада, веселость и др.; психофизиологичеких - бодрость, усталость, возбужденность и др; интеллектуальных - сомнение, сосредоточенность.
Использование педагогом разнообразных форм и методов организации работы детей, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.
Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка.
Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала.
Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.
Применение заданий, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.
Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
Использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений детей.
Проведение с детьми рефлексии занятия (обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что “мы узнали”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по –другому.)
Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.
Организуя личностно-ориентированный подход к проведению занятий, педагог должен помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ребенок будет активно мыслить, высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ-ступенька к новому знанию.