kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Как развивать речь малыша"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет развить речь ребенка, научит, как и в какие игры можно и нужно играть.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Как развивать речь малыша"»

Развитие речи малыша от 0 до 3 лет. Как развивать речь ребёнка. Татьяна Сергеевна Фёдорова, учитель-логопед. с. Падинское 2023 г.

Развитие речи малыша

от 0 до 3 лет.

Как развивать речь ребёнка.

Татьяна Сергеевна Фёдорова, учитель-логопед.

с. Падинское 2023 г.

Раннее детство и развитие речи. Ранний возраст (от рождения до 3 лет) – особый период в жизни ребёнка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных . А ещё это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи.  Что будет упущено сейчас,  позже может потребовать  двойных усилий!

Раннее детство и развитие речи.

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) – особый период в жизни ребёнка.

По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни

не имеют себе равных .

А ещё это самый благоприятный период

для усвоения основ родной речи.

Что будет упущено сейчас,

позже может потребовать

двойных усилий!

Какие факторы влияют на развитие речи: Биологические : наследственность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое физическое и психическое развитие после рождения. Социальные :  полноценное речевое окружение  с первых дней жизни ребёнка,  благоприятная развивающая  среда.

Какие факторы влияют

на развитие речи:

Биологические : наследственность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое физическое и психическое развитие после рождения.

Социальные : полноценное речевое окружение

с первых дней жизни ребёнка,

благоприятная развивающая

среда.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ РЕЧЬ РЕБЁНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3-Х ЛЕТ? Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ РЕЧЬ РЕБЁНКА

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3-Х ЛЕТ?

Младенец

учится общаться

с внешним миром

с самого момента

появления на свет.

Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет. 0 – 2 месяца. Крик .  Первой формой коммуникации для ребёнка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал. 2 – 3 месяца. Гуление .   На смену плачу приходит гуление.  Появляются звуки «а», «ы», «у»,  иногда в сочетании с «г».  Ребёнок учится понимать  обращённую к нему речь и  управлять своими звуковыми  интонациями.

Нормы развития речи у детей

от 0 до 3 лет.

0 – 2 месяца. Крик .

Первой формой коммуникации для ребёнка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал.

2 – 3 месяца. Гуление .

На смену плачу приходит гуление.

Появляются звуки «а», «ы», «у»,

иногда в сочетании с «г».

Ребёнок учится понимать

обращённую к нему речь и

управлять своими звуковыми

интонациями.

3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от  потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает своё  имя и реагирует на него. 6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребёнок  предпочитает всем другим строго  определённые звуки:  «ба», «ма» (научиться  произносить их легче всего).  Он может повторять их  бесконечно: ему нравится, как  они звучат.

3 – 6 месяцев. Лепет.

Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от

потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает своё

имя и реагирует на него.

6 месяцев. Первые слоги.

С 6 месяцев можно заметить, что ребёнок

предпочитает всем другим строго

определённые звуки:

«ба», «ма» (научиться

произносить их легче всего).

Он может повторять их

бесконечно: ему нравится, как

они звучат.

7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба». 9 – 11 месяцев. Звукоподражание.  Малыш имитирует звуки речи взрослых.  Откликается на имя. Понимает значение слова  «нет».

7 – 9 месяцев. Комбинации слогов.

Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».

9 – 11 месяцев. Звукоподражание.

Малыш имитирует звуки речи взрослых.

Откликается на имя. Понимает значение слова

«нет».

11 месяцев – 1 год 1 месяц. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов :  «папа», «мама», «баба», «дядя».  12 месяцев.  Малыш всем видом демонстрирует интерес и  внимание к речи других, повторяет и по-новому  комбинирует звуки, соединяет их в «слова»,  имитируя речь взрослого.  Понимает и выполняет простые односложные  инструкции («садись»). Машет  рукой «пока-пока», покачивает  головой «нет». Использует жесты  и звуки для привлечения  внимания. Интересуется  книжками.

11 месяцев – 1 год 1 месяц.

Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов :

«папа», «мама», «баба», «дядя».

12 месяцев.

Малыш всем видом демонстрирует интерес и

внимание к речи других, повторяет и по-новому

комбинирует звуки, соединяет их в «слова»,

имитируя речь взрослого.

Понимает и выполняет простые односложные

инструкции («садись»). Машет

рукой «пока-пока», покачивает

головой «нет». Использует жесты

и звуки для привлечения

внимания. Интересуется

книжками.

Признаки, указывающие на отклонения в развитии ребёнка. 1 год 6 месяцев.  Малыш легко повторяет часто слышимые слова.   Знает различные части тела и указывает на них.  Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их  запас может колебаться от 20 до 50).  Отвечает словами или жестами на вопросы:  «Где мишка?», «Что это?».  Любит, когда ему читают.  По просьбе взрослого указывает  пальцем на картинки в книге.

Признаки,

указывающие на отклонения

в развитии ребёнка.

1 год 6 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова.

Знает различные части тела и указывает на них.

Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их

запас может колебаться от 20 до 50).

Отвечает словами или жестами на вопросы:

«Где мишка?», «Что это?».

Любит, когда ему читают.

По просьбе взрослого указывает

пальцем на картинки в книге.

2 года. Первые предложения (из двух слов).  Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний  ребёнок может легко соединять в сочетания:  «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?».  Понимает простые инструкции из двух  последовательных действий:  «Найди своего мишку и покажи бабушке».  Словарный запас может расшириться до  150 – 200 лексем, а окружающие уже могут  понимать половину произносимых  ребёнком слов.  Малыш начинает использовать  местоимения, прилагательные  и предлоги. Правильно держит  в руках книгу. «Читает» своим  игрушкам.

2 года. Первые предложения (из двух слов).

Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний

ребёнок может легко соединять в сочетания:

«Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?».

Понимает простые инструкции из двух

последовательных действий:

«Найди своего мишку и покажи бабушке».

Словарный запас может расшириться до

150 – 200 лексем, а окружающие уже могут

понимать половину произносимых

ребёнком слов.

Малыш начинает использовать

местоимения, прилагательные

и предлоги. Правильно держит

в руках книгу. «Читает» своим

игрушкам.

3 года. Многословные предложения  (из трёх и более слов).  В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребёнок умеет составлять предложения из трёх и более слов.  Различает цвета и определения размера.  Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии,  истории. Некоторые трудности  звукопроизношения все ещё могут сохраняться  (свистящие, шипящие, гласные звуки).  Словарный запас расширяется  настолько, что родители уже не  могут с точностью подсчитать,  из скольких слов он состоит.  В целом малыш уже готов  высказаться по любому поводу.

3 года. Многословные предложения

(из трёх и более слов).

В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребёнок умеет составлять предложения из трёх и более слов.

Различает цвета и определения размера.

Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии,

истории. Некоторые трудности

звукопроизношения все ещё могут сохраняться

(свистящие, шипящие, гласные звуки).

Словарный запас расширяется

настолько, что родители уже не

могут с точностью подсчитать,

из скольких слов он состоит.

В целом малыш уже готов

высказаться по любому поводу.

Кто быстрее: Мальчики или девочки? И всё равно бывает очень сложно отказаться от иску-шения сравнить своего ре-бёнка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется ещё 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспоко-иться по этому поводу? Каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задер-жка в развитии речи может оказаться лишь индивидуаль-ной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи мо-гут : болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилинг-вистическая среда, в которой растёт малыш.

Кто быстрее:

Мальчики или девочки?

И всё равно бывает очень сложно отказаться от иску-шения сравнить своего ре-бёнка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется ещё 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспоко-иться по этому поводу?

Каждый малыш уникален и развивается своими темпами.

На практике небольшая задер-жка в развитии речи может оказаться лишь индивидуаль-ной особенностью.

Более того, повлиять на темпы развития речи мо-гут : болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилинг-вистическая среда, в которой растёт малыш.

Два типа детей с нормально развивающейся речью: «ГОВОРУНЫ» И «МОЛЧУНЫ». «Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда  они начинают говорить  раньше, чем другие дети.

Два типа детей

с нормально развивающейся речью:

«ГОВОРУНЫ»

И

«МОЛЧУНЫ».

«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда

они начинают говорить

раньше, чем другие дети.

«Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться  внимательно реагировать на вопросы ребёнка. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к  специалисту. Для профилактики обязательно нужно посещать детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

«Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов.

Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали.

Поэтому родители должны постараться

внимательно реагировать на вопросы ребёнка. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к

специалисту.

Для профилактики

обязательно

нужно посещать

детского невролога

в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только  «по делу». Игры с ребёнком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру.

По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек.

Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.

Одна из причин кроется в физиологии.

Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».

Игры с ребёнком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру.

Как помочь развитию речи детей раннего возраста. Что же родители могут делать с самого рождения ребёнка для того, чтобы он заговорил естественным образом? Напомним, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной .  Поэтому ответ лежит на  поверхности: необходимо  давать ребёнку как можно  больше информации об  окружающем мире, как можно  больше любого рода  сенсорных ощущений и стимулов .

Как помочь развитию

речи детей раннего возраста.

Что же родители могут делать с самого рождения ребёнка для того, чтобы он заговорил естественным образом?

Напомним, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной .

Поэтому ответ лежит на

поверхности: необходимо

давать ребёнку как можно

больше информации об

окружающем мире, как можно

больше любого рода

сенсорных ощущений и стимулов .

Осязание. Чувство № 1 в первое время. Тёплые мамины руки, её ласковые прикосновения, поглаживания,  массаж, гимнастика, игрушки разных форм  и фактур, пальчиковые игры — чем больше  всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своём теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому нужно максимально разнообразить тактильные ощущения ребёнка. Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д. – мир так богат для тренировки чувства осязания !

Осязание.

Чувство № 1 в первое время. Тёплые мамины руки, её ласковые прикосновения, поглаживания,

массаж, гимнастика, игрушки разных форм

и фактур, пальчиковые игры — чем больше

всего этого, тем лучше.

Знание о самом себе, своём теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому нужно максимально разнообразить тактильные ощущения ребёнка. Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д. – мир так богат для тренировки чувства осязания !

Слух. Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые её действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребёнка, указывая на них. Когда малыш начинает гулить , мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издаёт кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.

Слух.

Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи.

Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые её действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребёнка, указывая на них.

Когда малыш начинает гулить , мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издаёт кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.

Зрение. Мы заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение  и удерживать своё внимание на значимых  объектах. Чтобы помочь ребёнку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны – они достаточно лёгкие и непременно привлекут внимание). Некоторые модели мобилей укомплектовываются съёмными игрушками – это помогает взрослым обеспечивать ребёнку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счёт игрушек в доме, и за счёт тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.

Зрение.

Мы заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение

и удерживать своё внимание на значимых

объектах. Чтобы помочь ребёнку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы

(например, воздушные шары, пушистые помпоны – они достаточно лёгкие и непременно привлекут внимание).

Некоторые модели мобилей укомплектовываются съёмными игрушками – это помогает взрослым обеспечивать ребёнку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких.

Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счёт игрушек в доме, и за счёт тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.

Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, протёртая и твёрдая пища – какое разнообразие консистенций и вкусов!  Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребёнок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже. Когда наступает время первого прикорма, например из линии «Агуша. Первая ложка», важно называть продукты, которые мама предлагает малышу. Творог, кефир, сок, фруктовое пюре – это возможность знакомить малыша с названиями фруктов, овощей, рассказывать о животных. Например, о корове, которая даёт молоко, говорит «му» и пасётся на лугу.

Вкус.

Мамино молоко, вода, чаи, соки, протёртая и твёрдая пища – какое разнообразие консистенций и вкусов!

Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание.

Чем раньше ребёнок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.

Когда наступает время первого прикорма, например из линии «Агуша. Первая ложка», важно называть продукты, которые мама предлагает малышу.

Творог, кефир, сок, фруктовое пюре – это возможность знакомить малыша с названиями фруктов, овощей, рассказывать о животных. Например, о корове, которая даёт молоко, говорит «му» и пасётся на лугу.

Обоняние. Знакомство с запахами не только обогащает  восприятие общей картины мира, но и  создаёт у малыша определённое настроение, ассоциации и впоследствии – приятные воспоминания. Запах свежеиспечённого хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов – сколько воспоминаний за каждым из них! Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребёнком, учите его различать их и сравнивать – вдруг у вас растёт будущий парфюмер?

Обоняние.

Знакомство с запахами не только обогащает

восприятие общей картины мира, но и

создаёт у малыша определённое настроение, ассоциации и впоследствии – приятные воспоминания.

Запах свежеиспечённого хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов – сколько воспоминаний за каждым из них!

Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребёнком,

учите его различать их и сравнивать –

вдруг у вас растёт будущий парфюмер?

Крупная моторика: движения крупных мышц: Корпус тела, руки, ноги. Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребёнка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками. Когда кроха подрастёт, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.

Крупная моторика:

движения крупных мышц:

Корпус тела, руки, ноги.

Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни.

Если вы считаете, что ребёнка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками.

Когда кроха подрастёт, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.

Мелкая моторика: тонкие движения кистей рук и пальцев. О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорождённый. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щётка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках – отличные тренажёры!

Мелкая моторика:

тонкие движения

кистей рук и пальцев.

О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорождённый. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи.

И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щётка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках – отличные тренажёры!

РЕЧЬ – это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями.

РЕЧЬ

это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями.

Как правильно формировать речь.  Отзывайтесь на гуление и лепет ребёнка,  подражайте его звукам, повторяйте их.  Говорите с малышом, когда ухаживаете за  ним: пеленаете, кормите, купаете.  Разговаривайте с ним в течение всего дня.  Читайте яркие разноцветные книжки  каждый день.  Повторяйте короткие ритмичные стишки,  потешки.

Как правильно

формировать речь.

  • Отзывайтесь на гуление и лепет ребёнка,

подражайте его звукам, повторяйте их.

  • Говорите с малышом, когда ухаживаете за

ним: пеленаете, кормите, купаете.

Разговаривайте с ним в течение всего дня.

  • Читайте яркие разноцветные книжки

каждый день.

  • Повторяйте короткие ритмичные стишки,

потешки.

Учите ребёнка именам близких людей и  названиям всех окружающих его  предметов.  Берите кроху с собой в новые места,  бывайте с ним в разных ситуациях.  Обращайте внимание ребёнка на  различные объекты, которые издают звуки  (животные, птицы, транспорт и т.д.).  Поощряйте попытки ребёнка произносить  новые слова.  «Проговаривайте» с малышом новые
  • Учите ребёнка именам близких людей и

названиям всех окружающих его

предметов.

  • Берите кроху с собой в новые места,

бывайте с ним в разных ситуациях.

  • Обращайте внимание ребёнка на

различные объекты, которые издают звуки

(животные, птицы, транспорт и т.д.).

  • Поощряйте попытки ребёнка произносить

новые слова.

  • «Проговаривайте» с малышом новые

ситуации, в которых он оказывается, до,

во время и после события.

Смотрите на кроху, когда разговариваете с  ним.  Детально и красочно описывайте ребёнку,  что он слышит, видит, делает и чувствует.  Ставьте малышу детские песенки и сказки.  Разговаривая со своим маленьким  собеседником, не подражайте детскому  произношению, следите, чтобы ваша речь  была чёткой, выразительной (но без  сюсюканий), грамотной, простой и ясной.  Хвалите ребёнка каждый раз, когда он сам
  • Смотрите на кроху, когда разговариваете с

ним.

  • Детально и красочно описывайте ребёнку,

что он слышит, видит, делает и чувствует.

  • Ставьте малышу детские песенки и сказки.
  • Разговаривая со своим маленьким

собеседником, не подражайте детскому

произношению, следите, чтобы ваша речь

была чёткой, выразительной (но без

сюсюканий), грамотной, простой и ясной.

  • Хвалите ребёнка каждый раз, когда он сам

инициирует общение с вами.

Следите за тем, чтобы малыш не
  • Следите за тем, чтобы малыш не

обозначал окружающие предметы

звукопроизношениями. Родители могут

употреблять упрощённые формы слов

«дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с

ребёнком до года. Это поможет ему

включиться в процесс развития речи.

Потом желательно упрощённые слова

сопровождать правильными названиями.

Он увидел поезд: «Ту-ту!» – мама

отреагировала: «Да, поезд поехал».

Малыша спрашивают: «Кто это?» – он

отвечает: «Гав-гав», – мама объясняет, что

«гав» говорит животное «собака».

Обязательно исправляйте ошибки в речи  малыша, делайте это тактично, иначе  ребёнок может потерять к вам доверие.  Обогащайте упрощённую речь ребёнка:  «Ещё сок», – «Таня хочет ещё  апельсинового сока».  Выбирайте не повествовательный, а  описательный стиль общения («Вон летит  ворона» – «Посмотри, вон над тем домом  летит ворона.Она чёрная и умеет громко  каркать»).  Выслушивайте ответы ребёнка на ваши
  • Обязательно исправляйте ошибки в речи

малыша, делайте это тактично, иначе

ребёнок может потерять к вам доверие.

  • Обогащайте упрощённую речь ребёнка:

«Ещё сок», – «Таня хочет ещё

апельсинового сока».

  • Выбирайте не повествовательный, а

описательный стиль общения («Вон летит

ворона» – «Посмотри, вон над тем домом

летит ворона.Она чёрная и умеет громко

каркать»).

  • Выслушивайте ответы ребёнка на ваши

вопросы, поощряйте его попытки

высказаться.

Помогайте малышу учиться слушать и  выполнять инструкции через простые  просьбы, называя последовательность  действий (лучше в игровой форме): «Сходи  в свою комнату и принеси мишку».  Для развития речевых способностей  ребёнка очень важна игровая  деятельность, через которую малыш  познает окружающую его реальность.  Поэтому играйте с малышом!  Включайте ребёнка не только в игру, но и в
  • Помогайте малышу учиться слушать и

выполнять инструкции через простые

просьбы, называя последовательность

действий (лучше в игровой форме): «Сходи

в свою комнату и принеси мишку».

  • Для развития речевых способностей

ребёнка очень важна игровая

деятельность, через которую малыш

познает окружающую его реальность.

Поэтому играйте с малышом!

  • Включайте ребёнка не только в игру, но и в

реальное взаимодействие со всеми

членами семьи. Обязательно давайте

крохе полезные поручения. Передавайте

через него просьбы к другим взрослым.

Благодарите за помощь.

Каждый день читайте; возможно, чтение  должно стать частью вечернего ритуала  отхода ко сну.  Всегда внимательно слушайте, когда  ребёнок говорит с вами.  Объясняйте малышу, о чем вы думаете,  что планируете, делаете, как рассуждаете.  Задавайте ребёнку вопросы, стимулируя  его к размышлениям, побуждайте его к  ответам.  Обсуждайте с малышом, как он провёл
  • Каждый день читайте; возможно, чтение

должно стать частью вечернего ритуала

отхода ко сну.

  • Всегда внимательно слушайте, когда

ребёнок говорит с вами.

  • Объясняйте малышу, о чем вы думаете,

что планируете, делаете, как рассуждаете.

  • Задавайте ребёнку вопросы, стимулируя

его к размышлениям, побуждайте его к

ответам.

  • Обсуждайте с малышом, как он провёл

день в детском саду, как прошла ваша

совместная прогулка. Поиграв с ребёнком,

вспоминайте самые интересные

моменты.

Пользуйтесь наглядным материалом.  Детям трудно воспринимать слова,  оторванные от изображения.  Показывайте ребёнку, что вы внимательно  его слушаете: кивайте, улыбайтесь,  отвечайте на его вопросы.  И главное: поддерживайте все начинания
  • Пользуйтесь наглядным материалом.

Детям трудно воспринимать слова,

оторванные от изображения.

  • Показывайте ребёнку, что вы внимательно

его слушаете: кивайте, улыбайтесь,

отвечайте на его вопросы.

  • И главное: поддерживайте все начинания

малыша, хвалите его даже за

незначительные успехи.

Важно, чтобы у мамы (или другого заботящегося о малыше взрослого), несмотря на загруженность, сохранялся позитивный настрой на жизнь и общение.

Поэтому берегите себя, мамы, старайтесь выкраивать минуты отдыха и переключаться на встречи с друзьями, любимые книги, походы в театр. Это нужно не только вам, но и вашему малышу!

Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут её верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надёжными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребёнок.

Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут её верхней границы.

Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надёжными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребёнок.

Что должно стать поводом обращения к специалисту.

Что должно

стать поводом

обращения к специалисту.

  • К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации.
  • К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребёнок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
  • К концу 1-го месяца ребёнок не кричит перед кормлением.
  • К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит.
  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания.
  • К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке.
К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполня -ет просьбы из двух дей-ствий («пойди в комна-ту и возьми книгу»), не узнает близких на фото-графиях. К 1 году ребёнок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»). В 3 года не может пере-сказать короткие стихи и сказки, не может назвать своё имя и фамилию; го-ворит так, что его не по-нимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова. К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой». К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов .
  • К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполня -ет просьбы из двух дей-ствий («пойди в комна-ту и возьми книгу»), не узнает близких на фото-графиях.
  • К 1 году ребёнок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»).
  • В 3 года не может пере-сказать короткие стихи и сказки, не может назвать своё имя и фамилию; го-ворит так, что его не по-нимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.
  • К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой».
  • К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов .
Логопедические занятия по развитию речи у детей.

Логопедические занятия

по развитию речи у детей.

  • Если вас что-то беспокоит в том, как ребёнок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром – при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведёт к намеченной цели.
Что может сделать логопед.
  • Что может сделать логопед.

Логопед – это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребёнок не выговаривает всего пару звуков. Специалист не только выявит дефекты, но и начнёт работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.

Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае. Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.
  • Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае. Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.

Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребёнка.

Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растёт в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства – обеспечить ребёнка вниманием, поддержкой и общением. В заключение : как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное – помнить о том , что ребёнку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами . Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребёнка.

Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растёт в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей

в период младенчества и раннего детства – обеспечить ребёнка вниманием,

поддержкой и общением.

В заключение : как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное – помнить о том , что ребёнку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами . Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребёнка.

Если вы самостоятельно проводите с ребёнком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело . И вы с вашим малышом обязательно добьётесь успехов! Часто ребёнка излишне опекают и берегут, стараются предугадать его желания – конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не формируется стремление трудиться самостоятельно, он не учится выражать свои мысли с помощью речи, и многие процессы в его развитии могут тормозиться. Но:

Если вы самостоятельно проводите с ребёнком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело .

И вы с вашим малышом обязательно добьётесь успехов!

Часто ребёнка излишне опекают и берегут, стараются предугадать его желания – конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не формируется стремление трудиться самостоятельно, он не учится выражать свои мысли с помощью речи, и многие процессы в его развитии могут тормозиться.

Но:

Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребёнка. Понять ребёнка буквально с полувзгляда близким помогает интуиция и любовь. Но общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях будет для него затруднительным, а в худшем случае – остро дискомфортным. Чтобы этого не произошло, по мере взросления нужно чаще вступать в разговор все с новыми и новыми собеседниками, и тогда ребёнок просто будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи.

Какие ошибки

могут совершать родители

при развитии речи ребёнка.

  • Понять ребёнка буквально с полувзгляда близким помогает интуиция и любовь.

Но общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях будет для него затруднительным, а в худшем случае – остро дискомфортным.

Чтобы этого не произошло, по мере взросления нужно чаще вступать в разговор все с новыми и новыми собеседниками, и тогда ребёнок просто будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи.

Некоторые родители занижают, а другие – завышают требования к речи малыша. В первом случае от ребёнка ничего не требуют, все его желания угадываются и сразу исполняются, во втором
  • Некоторые родители занижают, а другие – завышают требования к речи малыша.

В первом случае от ребёнка ничего не требуют, все его желания угадываются и сразу исполняются,

во втором – постоянно пристают: «Скажи!», «Повтори!».

Иногда в одной семье используется сразу два крайних подхода: например, папа требует, а бабушка опекает.

Это очень неблагоприятно сказывается на речевом развитии ребёнка.

  • Старайтесь исключить сюсюканье, «детский лепет», постоянные звукоподражания в общении с малышом.

Речь родителя – образец для ребёнка.

Родители могут говорить очень быстро или, наоборот, чересчур медленно, без пауз и различных интонаций, монотонно. Важно использовать все богатство и разнообразие языка при развитии речи ребёнка. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития малыша.
  • Родители могут говорить очень быстро или, наоборот, чересчур медленно, без пауз и различных интонаций, монотонно. Важно использовать все богатство и разнообразие языка при развитии речи ребёнка.
  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития малыша.

Избегайте переутомления от речевых занятий, заучивания стихов.

Когда нужно обратиться к логопеду? ребёнок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своём» языке, причём много и активно (не нужно дожидаться 3 лет – идите к логопеду прямо сейчас); Следует обратиться к логопеду, если:

Когда нужно

обратиться

к логопеду?

  • ребёнок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своём» языке, причём много и активно (не нужно дожидаться 3 лет – идите к логопеду прямо сейчас);

Следует обратиться к логопеду, если:

  • до 2,5 лет у ребёнка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей;
  • ребёнок 4 – 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»;
ребёнок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» – «пуговица», «гебимот» – «бегемот», «пепитан» – «капитан»; ребёнок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки). Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия – нарушение овладения письменной речью. Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами – обычно это умение приходит в 4 – 6 лет. ребёнку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно;
  • ребёнок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» – «пуговица», «гебимот» – «бегемот», «пепитан» – «капитан»;
  • ребёнок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).

Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться

дисграфия – нарушение овладения письменной речью.

Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами – обычно это умение приходит в 4 – 6 лет.

  • ребёнку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно;
Как создать правильную среду для развития речи? С ребёнком нужно постоянно беседовать, проговаривая ситуации: одевание, раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и подготовка ко сну. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении и просмотре мультфильмов. Примеры проговаривания ситуаций.

Как создать

правильную среду

для развития речи?

С ребёнком нужно постоянно беседовать, проговаривая ситуации:

одевание, раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и подготовка ко сну.

Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении и просмотре мультфильмов.

Примеры проговаривания

ситуаций.

Умывание. «Давай с тобой умоемся, включи воду. Нет, сделай воду теплее. Вот мыло. Бери его и намыливай ручки. Клади мыло в мыльницу. Три руки хорошо, а теперь смоем мыло. Подставляй ручки под воду. Теперь давай умоем лицо. Закрывай кран. Молодец. А где полотенце? Бери его и вытирай лицо и руки. Какой ты стал чистенький, умница!»

Умывание.

«Давай с тобой умоемся, включи воду.

Нет, сделай воду теплее. Вот мыло.

Бери его и намыливай ручки.

Клади мыло в мыльницу.

Три руки хорошо, а теперь смоем мыло. Подставляй ручки под воду.

Теперь давай умоем лицо. Закрывай кран. Молодец.

А где полотенце? Бери его и вытирай лицо и руки. Какой ты стал чистенький, умница!»

Сборы на прогулку, когда все вещи уже подготовлены. «Сейчас мы пойдём гулять. Где твои штанишки? Вот они. Давай наденем штаны, вот так: сначала на одну ногу, потом на другую. Теперь надо застегнуть их на пуговицу, где она, покажи. Правильно. Неси кофту. Что на ней нарисовано? Уточка, правильно. А это что на кофте? Карман, молодец». И так далее.

Сборы на прогулку,

когда все вещи уже

подготовлены.

«Сейчас мы пойдём гулять.

Где твои штанишки? Вот они.

Давай наденем штаны, вот так:

сначала на одну ногу, потом на другую.

Теперь надо застегнуть их на пуговицу,

где она, покажи. Правильно.

Неси кофту. Что на ней нарисовано?

Уточка, правильно. А это что на кофте?

Карман, молодец». И так далее.

На прогулке. «Ничего себе, смотри, какая погода. Дождик идёт, ты правильно сказал. Как хорошо, что ты надел сапожки. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Какая большая лужа! А что это под деревом? Листики упали, и веточки тоже упали. А какого цвета листики? Красного и жёлтого. Много листьев. Покажи, как много листьев».

На прогулке.

«Ничего себе, смотри, какая погода.

Дождик идёт, ты правильно сказал.

Как хорошо, что ты надел сапожки.

Надевай капюшон. А я раскрою зонтик.

Теперь можно гулять. А что это на дорожке?

Какая большая лужа!

А что это под деревом?

Листики упали, и веточки тоже упали.

А какого цвета листики?

Красного и жёлтого.

Много листьев. Покажи, как много листьев».

Ребёнок слышит речь взрослого и узнаёт много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для него ситуацию, значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании малыша.  

Ребёнок слышит речь взрослого и узнаёт много новых слов и выражений.

А так как речь сопровождает значимую для него ситуацию, значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании малыша.

 

Литература 1) Винарская Е. Н. «Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии». 2) Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. «Ступени общения: от года до семи лет». 3) Гербова В. В., Максакова А. И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: (Из опыта работы)». 4) Дарр Регина «Первые три года жизни». 5) Касьянов В. М. «Развитие ребёнка и среда» (Формирование речевой функции. Детская нервность)» - МГПИ, Кафедра школьной гигиены – М., 1971. 6) Кольцова М. «Реёенок учится говорить» - М.: Сов. Россия, 1979. 7) Левина Р. Е. «Воспитание правильной речи у детей». 8) Мелехова Л. В., Фомичева М. Ф. «Речь дошкольника и её исправление». 9) Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» - М., Просвещение, 1986. 10) «Развитие речи младших школьников» под редакцией Львова М. Р.

Литература

1) Винарская Е. Н. «Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии».

2) Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. «Ступени общения: от года до семи лет».

3) Гербова В. В., Максакова А. И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: (Из опыта работы)».

4) Дарр Регина «Первые три года жизни».

5) Касьянов В. М. «Развитие ребёнка и среда» (Формирование речевой функции. Детская нервность)» - МГПИ, Кафедра школьной гигиены – М., 1971.

6) Кольцова М. «Реёенок учится говорить» - М.: Сов. Россия, 1979.

7) Левина Р. Е. «Воспитание правильной речи у детей».

8) Мелехова Л. В., Фомичева М. Ф. «Речь дошкольника и её исправление».

9) Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» - М., Просвещение, 1986.

10) «Развитие речи младших школьников» под редакцией Львова М. Р.

Спасибо для внимание!

Спасибо для внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Как развивать речь малыша"

Автор: ФЁДОРОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

Дата: 06.03.2023

Номер свидетельства: 627075

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Как развивается речь ребенка"
    ["seo_title"] => string(30) "kakrazvivaietsiariechriebienka"
    ["file_id"] => string(6) "272971"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452095734"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК ОСНОВА РЕЧИ РЕБЁНКА "
    ["seo_title"] => string(51) "foniematichieskii-slukh-kak-osnova-riechi-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "107650"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403364977"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Консультация для родителей на тему "Пальчиковая игра. Развиваем речь""
    ["seo_title"] => string(67) "konsultatsiiadliaroditielieinatiemupalchikovaiaighrarazvivaiemriech"
    ["file_id"] => string(6) "256548"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448176031"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ С ПОМОЩЬЮ СКОРОГОВОРОК"  Как организовать «учебный» процесс?"
    ["seo_title"] => string(99) "konsultatsiiadliaroditielieirazvivaiemriechspomoshchiuskorogovorokkakorghanizovatuchiebnyiprotsiess"
    ["file_id"] => string(6) "292073"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455211251"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Cеминар - практикум «Развиваем речь детей и взрослых» "
    ["seo_title"] => string(55) "cieminar-praktikum-razvivaiem-riech-dietiei-i-vzroslykh"
    ["file_id"] => string(6) "229367"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441719158"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства