?В Республике Казахстан проживают около 5 миллионов детей, из них по данным Республиканской психолого-медико-педагогической консультации в 2012 году зарегистрировано более 150 000 детей с ограниченными возможностями развития. И каждый из них в той или иной мере нуждается в различных мерах государственной защиты и помощи.
?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«история развития системы спецобразования в РК»
История развития системы специального образования в Республике КАЗАХСТАН
Подготовила: Досмаилова С., гр. Д22(с)
В Республике Казахстан проживают около 5 миллионов детей, из них по данным Республиканской психолого-медико-педагогической консультации в 2012 году зарегистрировано более 150 000 детей с ограниченными возможностями развития. И каждый из них в той или иной мере нуждается в различных мерах государственной защиты и помощи.
Историю отношения общества и государства к детям-инвалидам в мире принято рассматривать в несколько периодов.
Первый период - обретение детьми-инвалидами права на жизнь.
Второй период – обретение детьми-инвалидами права на призрение
Третий период – обретение детьми с теми или иными отклонениями права на специальное обучение.
Четвертый период - гарантом получения образования лиц с нарушениями развития становится государство.
Пятый период – настоящее время, где формируется новый вектор движения «от сегрегации к интеграции», «от равных прав к равным возможностям»
Первый и второй периоды
применимо к истории нашей страны можно объединить, так как явно агрессивного, нетерпимого отношения к детям-инвалидам в истории кочевников вообще и, казахов в частности не наблюдалось
Третий и четвёртый периоды
- развитие специального образования началось, как в большинстве стран бывшего СССР, после установления Советской власти. За относительно короткий период была создана разветвленная дифференцированная система специального образования.
В Казахстане функционировало и функционирует 8 типов специальных организаций образования: для незрячих, слабовидящих, глухих, слабослышащих, с интеллектуальной недостаточностью, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития .
Существовал и ряд столь же явных системных недочетов.
Неохваченными оставались дети со сложными и глубокими нарушениями в развитии, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Выпадало звено работы с детьми раннего возраста. Такая ситуация стала следствием отсутствия диагностико-консультативной службы, системы выявления и коррекционно-развивающего обучения детей раннего возраста с отставанием и риском отставания в развитии .
В то же время, в Казахстане существовала проблема территориальной удаленности населенных пунктов при немногочисленности их населения и наличии на данных территориях детей нуждающихся в специальной поддержке. (Складывалась ситуация, когда например, живя в Таразе или Кзыл-Орде, ребенок с нарушенным зрением шёл учиться за 500 – 1000 километров, например, в школу-интернат в г.Алматы, так как ближе просто не было)
Сложившаяся ситуация требовала серьезных изменений в системе обучения детей с ограниченными возможностями и постановки вопроса о новой концепции в специальном образовании
На период независимости приходит становление нового пятого периода в образовании лиц с ограниченными возможностями – «от равных прав к равным возможностям».
Важнейшим условием гаранта равных возможностей является соответствующая законодательная база образования лиц с особыми образовательными потребностями
За годы независимости в Казахстане
создавалась нормативно-правовая база, гарантирующая принцип равных прав на образование лиц с ограниченными возможностями. Эти гарантии заключены в Конституции Республики Казахстан, законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах».
Важным этапом в формировании целостного системного подхода к обучению детей с особыми потребностями явилось принятие 2002 году «Закона о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями». В Законе учтены все современные международные требования и тенденции в области специального образования, означенные во «Всемирной декларации об образовании для всех» (1990 г.); Саламанкской Декларации «Образование лиц с особыми потребностями» (1994 г.) и др. Принятие Закона явилось важнейшей вехой в развитии системы специального образования РК и послужило отправной точкой для появления новых типов специальных организаций образования.
В настоящее время в республике
для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии функционирует 106 специальные (коррекционные) школы, с охватом почти 16 тыс. детей. В 39 специальных детских садах и 274 специальных группах дошкольных организаций коррекционную поддержку получают более 10 тысяч детей. Необходимо отметить, что идет увеличение сети новых видов специальных организаций образования, призванных оказывать комплексную коррекционно-педагогическую поддержку детям и их родителям. Так, в 2011г. количество Реабилитационных центров составило 20; кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК) 129; логопедических пунктов 479; психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) 56 из расчета 1: 60 тысяч детского населения от 0-18 лет.
Проводимые в республике мероприятия в сфере специального образования позволяют расширить охват детей специальной коррекционной помощью, решать проблему включения в образовательный процесс категорию детей, имеющих тяжелые нарушения в развитии.
В 2008-2010гг.
стала разрабатываться нормативно-правовая база по обеспечению равного доступа лиц с ограниченными возможностями к лучшим образовательным ресурсам. В 2010 году были внесены изменения и дополнения в Закон об Образовании РК (ст.1. п.21-3), где дано понятие инклюзивного образования, как совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями, предусматривающее равный доступ с иными категориями обучающихся к соответствующим образовательным учебным программам обучения, коррекционно- педагогическую и социальную поддержку развития посредством обеспечения специальных условий.
В этой связи в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы определена концепция развития инклюзивного образования и отражены решения узловых проблем по организации воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями. Это:
раннее оказание коррекционно-педагогической поддержки детям через сохранение и расширение сети специальных организаций образования, кабинетов коррекции и инклюзивного образования, специальных детских садов и школ, консультационных пунктов для родителей;
создание «безбарьерных» условий в детских садах и общеобразовательных школах;
организация дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, которые не могут посещать организации образования и обучаются на дому по индивидуальной программе.
Собственно, в основу инклюзивного образования положена идея, которая исключает всякую дискриминацию детей, это философия образования, ориентированная на результат. Согласно ей, дети с ограниченными возможностями развития могут получить общее среднее образование с разным уровнем достижений и в разные сроки обучения, в зависимости от психофизического состояния.
В Республике в настоящее время необходимо создание инфраструктуры, механизма управления и финансирования, кадрового и материально-технического обеспечения системы оказания комплексной медицинской, образовательной и социальной поддержки лиц с ОВ с раннего возраста. Создание и функционирование такой целостной многоструктурной системы позволит развиваться процессам инклюзивного образования
Залогом светлого будущего, являются НАШИсветлые сердца!