kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегративный подход на занятиях логоритмикой с заикающимися дошкольниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегративный подход на занятиях логоритмикой с заикающимися дошкольниками

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегративный подход на занятиях логоритмикой с заикающимися дошкольниками»

Интегративный подход  на занятиях  по логоритмике  с заикающимися дошкольниками .   МДОУ «Детский сад №3» Учителя – логопеды Антипина Е.Е.,  Анфилова Э.В. Ярославль 2017г .

Интегративный подход на занятиях по логоритмике с заикающимися дошкольниками .

МДОУ «Детский сад №3»

Учителя – логопеды Антипина Е.Е., Анфилова Э.В.

Ярославль 2017г .

Интеграция – процесс объединения частей в целое. В педагогическом процессе интеграция является выражением единства целей, принципов и содержания воспитания и развития детей. Одним из важнейших принципов ФГОС является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ разрабатывается всеми специалистами, является одним из путей достижения качества образования и эффективности развития личности ребёнка.
  • Интеграция – процесс объединения частей в целое. В педагогическом процессе интеграция является выражением единства целей, принципов и содержания воспитания и развития детей.
  • Одним из важнейших принципов ФГОС является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
  • Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ разрабатывается всеми специалистами, является одним из путей достижения качества образования и эффективности развития личности ребёнка.
ребёнок, логопед педагог - психолог музыкальный руководитель педагог - хореограф инструктор по физкультуре воспитатель родители

ребёнок, логопед

педагог - психолог

музыкальный руководитель

педагог - хореограф

инструктор по физкультуре

воспитатель

родители

В нашем учреждении с детьми работает сразу несколько специалистов, поэтому проблема взаимодействия всех участников педагогического процесса ДОУ очень актуальна.  Интегрированный подход к образовательной деятельности возможны двух типов:  1.  Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (учитель-логопед – педагог-психолог, учитель-логопед – музыкальный руководитель, учитель-логопед – воспитатель, учитель-логопед –инструктор по физической культуре, учитель-логопед – педагог-хореограф).  2. Использование одними специалистами методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музыкального руководителя и др.).

В нашем учреждении с детьми работает сразу несколько специалистов, поэтому проблема взаимодействия всех участников педагогического процесса ДОУ очень актуальна. Интегрированный подход к образовательной деятельности возможны двух типов: 1. Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (учитель-логопед – педагог-психолог, учитель-логопед – музыкальный руководитель, учитель-логопед – воспитатель, учитель-логопед –инструктор по физической культуре, учитель-логопед – педагог-хореограф). 2. Использование одними специалистами методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музыкального руководителя и др.).

Нами были разработаны  следующие условия взаимодействия:

Нами были разработаны  следующие условия взаимодействия:

  • совместное планирование работы : диагностика, выбор темы и разработки занятий, определение последовательности занятий и задач;
  • одновременное  решение коррекционно-образовательных задач учителя-логопеда,   воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, педагога - психолога (каждый на своем занятии);
  • единство требований , предъявляемых к ребенку.
Алгоритм процесса взаимодействия  I этап  – диагностика  точек роста дошкольника, обсуждение результатов, корректировка перспективных педагогических маршрутов.  II этап  – каждый педагог по разработанным темам определяет содержание своей работы  III этап  – на основе комплексно-тематического и календарного планирования в течение года педагогами разрабатываются и проводятся логоритмические занятия.     IV этап – итоговая диагностика и определение основных перспективных педагогических маршрутов при проведении логоритмических занятий.

Алгоритм процесса взаимодействия I этап  – диагностика точек роста дошкольника, обсуждение результатов, корректировка перспективных педагогических маршрутов. II этап  – каждый педагог по разработанным темам определяет содержание своей работы III этап  – на основе комплексно-тематического и календарного планирования в течение года педагогами разрабатываются и проводятся логоритмические занятия.

IV этап – итоговая диагностика и определение основных перспективных педагогических маршрутов при проведении логоритмических занятий.

У детей с  дислалией , как правило, не наблюдается серьезных нарушений общей моторики, отмечаются лишь незначительные нарушения тонкой моторики рук и пальцев. У детей с  дизартрией встречаются разной степени выраженности  - нарушения мышечного тонуса,  - гиперкинезы,  - стертые парезы, приводящие к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости.

У детей с  дислалией , как правило, не наблюдается серьезных нарушений общей моторики, отмечаются лишь незначительные нарушения тонкой моторики рук и пальцев. У детей с  дизартрией встречаются разной степени выраженности - нарушения мышечного тонуса, - гиперкинезы, - стертые парезы, приводящие к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости.

Движения заикающихся детей неуверенные, недостаточно четкие и организованные;  - затруднения в точном удержании позы,  - темповые расстройства,  - слабое развитие чувства ритма,  - нарушения одновременности движений,  - страдает выразительность движений, быстрота двигательной реакции;  - имеют место неточность, суетливость при выполнении мелких движений, патологические движения, синкинезии.  Дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых и заторможенных.

Движения заикающихся детей неуверенные, недостаточно четкие и организованные; - затруднения в точном удержании позы, - темповые расстройства, - слабое развитие чувства ритма, - нарушения одновременности движений, - страдает выразительность движений, быстрота двигательной реакции; - имеют место неточность, суетливость при выполнении мелких движений, патологические движения, синкинезии. Дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых и заторможенных.

В работе по преодолению заикания у детей мы опираемся на книгу Г.А. Волковой «Логопедическая ритмика».  Логопедическая ритмика — это одна из форм своеобразной активной терапии, ее понимание основано на использовании слова, музыки, движения в реабилитационных целях. Занятия логоритмикой укрепляют мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, силу, выносливость, координацию движений, силу и тембр голоса. Основной принцип всех видов работы — тесная связь движения  с музыкой, с включением речевого материала.

В работе по преодолению заикания у детей мы опираемся на книгу Г.А. Волковой «Логопедическая ритмика». Логопедическая ритмика — это одна из форм своеобразной активной терапии, ее понимание основано на использовании слова, музыки, движения в реабилитационных целях. Занятия логоритмикой укрепляют мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, силу, выносливость, координацию движений, силу и тембр голоса. Основной принцип всех видов работы — тесная связь движения с музыкой, с включением речевого материала.

Задачи логопеда

Задачи логопеда

  • Формирование правильного речевого дыхания и
  • длительного речевого выдоха, умеренного темпа речи
  • и плавности речи.
  • Развитие слухового внимания при восприятии тихих
  • и громких, высоких и низких звуков.
  • Активизация движений речевого аппарата.
  • Развитие конструктивного праксиса и тонкой моторики через упражнения пальчиковой гимнастики Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи. Совершенствование фразовой речи.
  • Развитие конструктивного праксиса и тонкой моторики через упражнения пальчиковой гимнастики Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи. Совершенствование фразовой речи.
  • Развитие конструктивного праксиса и тонкой моторики через упражнения пальчиковой гимнастики Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи. Совершенствование фразовой речи.
  • Развитие конструктивного праксиса и тонкой моторики через упражнения пальчиковой гимнастики Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи. Совершенствование фразовой речи.
  • Развитие конструктивного праксиса и тонкой моторики через упражнения пальчиковой гимнастики Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи. Совершенствование фразовой речи.
  • Развитие конструктивного праксиса и тонкой моторики через упражнения пальчиковой гимнастики Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи. Совершенствование фразовой речи.
  • Развитие конструктивного праксиса и тонкой моторики через упражнения пальчиковой гимнастики Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи. Совершенствование фразовой речи.
  • Развитие конструктивного праксиса и тонкой моторики через упражнения пальчиковой гимнастики
  • Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи.
  • Совершенствование фразовой речи.
Задачи музыкального руководителя

Задачи музыкального руководителя

  • Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней.
  • Формирование умения бесшумно брать дыхание, правильно интонировать каждый звук, четко артикулировать.
  • Развитие чувства ритма, умения передавать через движения характер музыки, свободно ориентироваться
  • в пространстве, выполнять простейшие
  • перестроения.
  • Формирование умения различать звуки по
  • высоте, динамику, темп, звучание
  • музыкальных инструментов.
  • Развитие чистоты интонации, четкой дикции.
Обязательным условием проведения логоритмики является включение большого количества речевых заданий. Музыкальное сопровождение выполняет не только «ритмическую» функцию, но и создает определенное эмоциональное настроение, помогает ощутить всю красоту произведения.

Обязательным условием проведения логоритмики является включение большого количества речевых заданий. Музыкальное сопровождение выполняет не только «ритмическую» функцию, но и создает определенное эмоциональное настроение, помогает ощутить всю красоту произведения.

Успешная коррекция речевых нарушений и моторных отклонений достигается совместными усилиями логопеда и инструктора по физической культуре на занятии, причем каждый из них решает свои задачи и дополняет друг друга. Необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей. Для дошкольника с нарушениями речи занятия физическими упражнениями  — одно из основных средств устранения отклонений в двигательной сфере.
  • Успешная коррекция речевых нарушений и моторных отклонений достигается совместными усилиями логопеда и инструктора по физической культуре на занятии, причем каждый из них решает свои задачи и дополняет друг друга. Необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей. Для дошкольника с нарушениями речи занятия физическими упражнениями  — одно из основных средств устранения отклонений в двигательной сфере.
Задачи педагога – хореографа  Формирование умения передавать  характер музыки в движениях,  двигаться ритмично в умеренном  темпе.  Совершенствование навыков  ориентировки в пространстве.  Формирование умения точно  соотносить движения с музыкой.  Содействие развитию пластичности, плавности, ритмичности движений.  Развитие слухового внимания, умения различать тихую и громкую музыку.  Тренировка мимических навыков у детей.  Развитие слухового внимания и памяти.

Задачи педагога – хореографа Формирование умения передавать характер музыки в движениях, двигаться ритмично в умеренном темпе. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве. Формирование умения точно соотносить движения с музыкой. Содействие развитию пластичности, плавности, ритмичности движений. Развитие слухового внимания, умения различать тихую и громкую музыку. Тренировка мимических навыков у детей. Развитие слухового внимания и памяти.

Результатом интеграции речевой и двигательной деятельности является следующее:   улучшается качество звукопроизношения, речевого слуха; качество слухового внимания, зрительной памяти, что оказывает огромное влияние на восприятие любого вида информации в целом;    положительная динамика в развитии дикции, силы голоса, темпа речи;    заметно улучшается как мелкая, так и общая моторика;    у большинства дошкольников наблюдается значительное обогащение словарного запаса, большое количество слов переходит из пассивного словаря в активный;      творческие способности детей проявляются намного активнее.

Результатом интеграции речевой и двигательной деятельности является следующее:  улучшается качество звукопроизношения, речевого слуха; качество слухового внимания, зрительной памяти, что оказывает огромное влияние на восприятие любого вида информации в целом;   положительная динамика в развитии дикции, силы голоса, темпа речи;   заметно улучшается как мелкая, так и общая моторика;   у большинства дошкольников наблюдается значительное обогащение словарного запаса, большое количество слов переходит из пассивного словаря в активный;    творческие способности детей проявляются намного активнее.

У заикающихся детей наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:  - меньший объём запоминания и воспроизведения материала,  - неустойчивость внимания,  - быстрая отвлекаемость,  - истощаемость психических процессов,  - снижение уровня обобщения и осмысления действительности;  - затруднена развёрнутая связная речь.  Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается:  - повышенная возбудимость,  - раздражительность или общая заторможенность,  - замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

У заикающихся детей наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: - меньший объём запоминания и воспроизведения материала, - неустойчивость внимания, - быстрая отвлекаемость, - истощаемость психических процессов, - снижение уровня обобщения и осмысления действительности; - затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается: - повышенная возбудимость, - раздражительность или общая заторможенность, - замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Задачи педагога-психолога :  - развитие познавательных психических  процессов  - снятие психомоторного и  эмоционального напряжения;  - повышение сенсорной чувствительности;  - обучение основам саморегуляции;  - развитие навыков общения  (в том числе невербальные коммуникации)  с использованием образов;  - создание положительного эмоционального настроя.  - совершенствование восприятия, слухового внимания, слуховой памяти  - тренировка слуховых ощущений

Задачи педагога-психолога : - развитие познавательных психических процессов - снятие психомоторного и эмоционального напряжения; - повышение сенсорной чувствительности; - обучение основам саморегуляции; - развитие навыков общения (в том числе невербальные коммуникации) с использованием образов; - создание положительного эмоционального настроя. - совершенствование восприятия, слухового внимания, слуховой памяти - тренировка слуховых ощущений

Интегрированное обучение дошкольников имеет определенные преимущества:  - способствует формированию целостной картины мира,  - повышает мотивацию,  - формирует познавательный интерес,  - раскрепощает детей в творчестве,  - помогает решать одну и ту же задачу в разных ситуациях и с разных сторон.  Таким образом, интеграция как целостное явление выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса.   

Интегрированное обучение дошкольников имеет определенные преимущества: - способствует формированию целостной картины мира, - повышает мотивацию, - формирует познавательный интерес, - раскрепощает детей в творчестве, - помогает решать одну и ту же задачу в разных ситуациях и с разных сторон. Таким образом, интеграция как целостное явление выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса.  

Список  литературы

Список  литературы

  • Анисимова Г.И. Новые песенки для занятий в логопедическом детском саду. СПб. КАРО 2008г.
  • Анисимова Г.И. Коррекционная ритмика. Учебно-методическое пособие. Ярославль. 2010г.
  • Баскаков В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. – М.1992г
  • Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: программа по ритмич. пластике для детей дошк. и младш. школьного возраста / А.И. Буренина. - СПб.: ЛОИРО, 1997. - 128с.
  • Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»./ Г.А. Волкова. - М.: Просвещение, 1985. - 191с.
  • Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду: методическое пособие / М.Ю. Гоголева. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 120с.
  • Громова, О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей: Учебно-практическое пособие / О.Н. Громова, Т.А. Прокопенко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 64с.
  • Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет / М.Ю. Картущина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 208с.
  • Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  • Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004
  • Костина, Э.П. Камертон: Программа муз. образования детей раннего дошк. возраста / Э.П. Костина. - М.: Просвещение, 2004.- 223с.
  • Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно – восстановительной работы с детьми 3-4 лет, конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно – восстановительной работы с детьми 3-4 лет, конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольника. – М., 1999г. Раевская, Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет.сада / Е.П. Раевская и др. - М.: Просвещение, 1991. - 222с . Слуцкая, С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду / С.Л. Слуцкая. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2006. - 272с. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. - СПб.: «Детство-пресс», 2005. - 352с. Чистякова, М.И. Психогимнастика / под ред. М.И. Буянова. - М.: Просвещение, 1990. - 128с. Физкультурные занятия с элементами логоритмики . Копылова С. Ф., издательство Учитель 2015 год Организация двигательной активности дошкольников с элементами логоритмики. Хацкалёва Г. А., Детство Пресс 2013
  • Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно – восстановительной работы с детьми 3-4 лет, конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
  • Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольника. – М., 1999г.
  • Раевская, Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет.сада / Е.П. Раевская и др. - М.: Просвещение, 1991. - 222с .
  • Слуцкая, С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду / С.Л. Слуцкая. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2006. - 272с.
  • Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. - СПб.: «Детство-пресс», 2005. - 352с.
  • Чистякова, М.И. Психогимнастика / под ред. М.И. Буянова. - М.: Просвещение, 1990. - 128с.
  • Физкультурные занятия с элементами логоритмики . Копылова С. Ф., издательство Учитель 2015 год
  • Организация двигательной активности дошкольников с элементами логоритмики. Хацкалёва Г. А., Детство Пресс 2013
Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегративный подход на занятиях логоритмикой с заикающимися дошкольниками

Автор: Антипина Елена Евгеньевна, Анфилова Элеонора Валерьевна

Дата: 01.03.2017

Номер свидетельства: 396883


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства