Просмотр содержимого документа
«Интегративный подход на занятиях логоритмикой с заикающимися дошкольниками»
Интегративный подход на занятиях по логоритмике с заикающимися дошкольниками .
МДОУ «Детский сад №3»
Учителя – логопеды Антипина Е.Е., Анфилова Э.В.
Ярославль 2017г .
Интеграция – процесс объединения частей в целое. В педагогическом процессе интеграция является выражением единства целей, принципов и содержания воспитания и развития детей.
Одним из важнейших принципов ФГОС является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ разрабатывается всеми специалистами, является одним из путей достижения качества образования и эффективности развития личности ребёнка.
ребёнок, логопед
педагог - психолог
музыкальный руководитель
педагог - хореограф
инструктор по физкультуре
воспитатель
родители
В нашем учреждении с детьми работает сразу несколько специалистов, поэтому проблема взаимодействия всех участников педагогического процесса ДОУ очень актуальна. Интегрированный подход к образовательной деятельности возможны двух типов: 1. Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (учитель-логопед – педагог-психолог, учитель-логопед – музыкальный руководитель, учитель-логопед – воспитатель, учитель-логопед –инструктор по физической культуре, учитель-логопед – педагог-хореограф). 2. Использование одними специалистами методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музыкального руководителя и др.).
Нами были разработаны следующие условия взаимодействия:
совместное планирование работы : диагностика, выбор темы и разработки занятий, определение последовательности занятий и задач;
одновременное решение коррекционно-образовательных задач учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, педагога - психолога (каждый на своем занятии);
единство требований , предъявляемых к ребенку.
Алгоритм процесса взаимодействияI этап – диагностика точек роста дошкольника, обсуждение результатов, корректировка перспективных педагогических маршрутов. II этап – каждый педагог по разработанным темам определяет содержание своей работы III этап – на основе комплексно-тематического и календарного планирования в течение года педагогами разрабатываются и проводятся логоритмические занятия.
IV этап – итоговая диагностика и определение основных перспективных педагогических маршрутов при проведении логоритмических занятий.
У детей с дислалией , как правило, не наблюдается серьезных нарушений общей моторики, отмечаются лишь незначительные нарушения тонкой моторики рук и пальцев. У детей с дизартрией встречаются разной степени выраженности - нарушения мышечного тонуса, - гиперкинезы, - стертые парезы, приводящие к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости.
Движения заикающихся детей неуверенные, недостаточно четкие и организованные; - затруднения в точном удержании позы, - темповые расстройства, - слабое развитие чувства ритма, - нарушения одновременности движений, - страдает выразительность движений, быстрота двигательной реакции; - имеют место неточность, суетливость при выполнении мелких движений, патологические движения, синкинезии. Дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых и заторможенных.
В работе по преодолению заикания у детей мы опираемся на книгу Г.А. Волковой «Логопедическая ритмика». Логопедическая ритмика — это одна из форм своеобразной активной терапии, ее понимание основано на использовании слова, музыки, движения в реабилитационных целях. Занятия логоритмикой укрепляют мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, силу, выносливость, координацию движений, силу и тембр голоса. Основной принцип всех видов работы — тесная связь движения с музыкой, с включением речевого материала.
Задачи логопеда
Формирование правильного речевого дыхания и
длительного речевого выдоха, умеренного темпа речи
и плавности речи.
Развитие слухового внимания при восприятии тихих
и громких, высоких и низких звуков.
Активизация движений речевого аппарата.
Развитие конструктивного праксиса и тонкой моторики через упражнения пальчиковой гимнастики Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи. Совершенствование фразовой речи.
Развитие конструктивного праксиса и тонкой моторики через упражнения пальчиковой гимнастики Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи. Совершенствование фразовой речи.
Развитие конструктивного праксиса и тонкой моторики через упражнения пальчиковой гимнастики Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи. Совершенствование фразовой речи.
Развитие конструктивного праксиса и тонкой моторики через упражнения пальчиковой гимнастики Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи. Совершенствование фразовой речи.
Развитие конструктивного праксиса и тонкой моторики через упражнения пальчиковой гимнастики Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи. Совершенствование фразовой речи.
Развитие конструктивного праксиса и тонкой моторики через упражнения пальчиковой гимнастики Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи. Совершенствование фразовой речи.
Развитие конструктивного праксиса и тонкой моторики через упражнения пальчиковой гимнастики Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи. Совершенствование фразовой речи.
Развитие конструктивного праксиса и тонкой моторики через упражнения пальчиковой гимнастики
Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи.
Совершенствование фразовой речи.
Задачи музыкального руководителя
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней.
Формирование умения бесшумно брать дыхание, правильно интонировать каждый звук, четко артикулировать.
Развитие чувства ритма, умения передавать через движения характер музыки, свободно ориентироваться
в пространстве, выполнять простейшие
перестроения.
Формирование умения различать звуки по
высоте, динамику, темп, звучание
музыкальных инструментов.
Развитие чистоты интонации, четкой дикции.
Обязательным условием проведения логоритмики является включение большого количества речевых заданий. Музыкальное сопровождение выполняет не только «ритмическую» функцию, но и создает определенное эмоциональное настроение, помогает ощутить всю красоту произведения.
Успешная коррекция речевых нарушений и моторных отклонений достигается совместными усилиями логопеда и инструктора по физической культуре на занятии, причем каждый из них решает свои задачи и дополняет друг друга. Необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей. Для дошкольника с нарушениями речи занятия физическими упражнениями — одно из основных средств устранения отклонений в двигательной сфере.
Задачи педагога – хореографа Формирование умения передавать характер музыки в движениях, двигаться ритмично в умеренном темпе. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве. Формирование умения точно соотносить движения с музыкой. Содействие развитию пластичности, плавности, ритмичности движений. Развитие слухового внимания, умения различать тихую и громкую музыку. Тренировка мимических навыков у детей. Развитие слухового внимания и памяти.
Результатом интеграции речевой и двигательной деятельности является следующее: улучшается качество звукопроизношения, речевого слуха; качество слухового внимания, зрительной памяти, что оказывает огромное влияние на восприятие любого вида информации в целом; положительная динамика в развитии дикции, силы голоса, темпа речи; заметно улучшается как мелкая, так и общая моторика; у большинства дошкольников наблюдается значительное обогащение словарного запаса, большое количество слов переходит из пассивного словаря в активный; творческие способности детей проявляются намного активнее.
У заикающихся детей наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: - меньший объём запоминания и воспроизведения материала, - неустойчивость внимания, - быстрая отвлекаемость, - истощаемость психических процессов, - снижение уровня обобщения и осмысления действительности; - затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается: - повышенная возбудимость, - раздражительность или общая заторможенность, - замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Задачи педагога-психолога : - развитие познавательных психических процессов - снятие психомоторного и эмоционального напряжения; - повышение сенсорной чувствительности; - обучение основам саморегуляции; - развитие навыков общения (в том числе невербальные коммуникации) с использованием образов; - создание положительного эмоционального настроя. - совершенствование восприятия, слухового внимания, слуховой памяти - тренировка слуховых ощущений
Интегрированное обучение дошкольников имеет определенные преимущества: - способствует формированию целостной картины мира, - повышает мотивацию, - формирует познавательный интерес, - раскрепощает детей в творчестве, - помогает решать одну и ту же задачу в разных ситуациях и с разных сторон. Таким образом, интеграция как целостное явление выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса.
Список литературы
Анисимова Г.И. Новые песенки для занятий в логопедическом детском саду. СПб. КАРО 2008г.
Баскаков В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. – М.1992г
Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: программа по ритмич. пластике для детей дошк. и младш. школьного возраста / А.И. Буренина. - СПб.: ЛОИРО, 1997. - 128с.
Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»./ Г.А. Волкова. - М.: Просвещение, 1985. - 191с.
Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду: методическое пособие / М.Ю. Гоголева. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 120с.
Громова, О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей: Учебно-практическое пособие / О.Н. Громова, Т.А. Прокопенко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 64с.
Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет / М.Ю. Картущина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 208с.
Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004
Костина, Э.П. Камертон: Программа муз. образования детей раннего дошк. возраста / Э.П. Костина. - М.: Просвещение, 2004.- 223с.
Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно – восстановительной работы с детьми 3-4 лет, конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно – восстановительной работы с детьми 3-4 лет, конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольника. – М., 1999г.
Раевская, Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет.сада / Е.П. Раевская и др. - М.: Просвещение, 1991. - 222с .
Слуцкая, С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду / С.Л. Слуцкая. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2006. - 272с.
Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. - СПб.: «Детство-пресс», 2005. - 352с.
Чистякова, М.И. Психогимнастика / под ред. М.И. Буянова. - М.: Просвещение, 1990. - 128с.
Физкультурные занятия с элементами логоритмики . Копылова С. Ф., издательство Учитель 2015 год
Организация двигательной активности дошкольников с элементами логоритмики. Хацкалёва Г. А., Детство Пресс 2013