Игры для развития вестибулярной, проприоцептивной и тактильной системы
Игры для развития вестибулярной, проприоцептивной и тактильной системы
Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознание себя в этом мире, развитияпознавательных способностей. С раннего возраста чувственный опыт имеет большое значение в жизни ребенка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игры для развития вестибулярной, проприоцептивной и тактильной системы»
САЙТ 1
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ, ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ И ТАКТИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознание себя в этом мире, развитияпознавательных способностей. С раннего возраста чувственный опыт имеет большое значение в жизни ребенка.
Тактильная система - система кожной чувствительности. Еще в утробе матери на коже человека формируются рецепторы, воспринимающие различные раздражители (прикосновение, боль, холод, тепло).
Причины нарушений тактильной системы: - недостаток движений во время беременности; - кесарево сечение; - отсутствие тактильного контакта в первые месяцы жизни ребенка.
Слово «проприоцепция» происходит от латинского слова “proprius”, что значит “собственный”. Это означает наше собственное ощущение тела. Проприоцептивная информация приходит из рецепторов в мышцах, суставах и костях — ничего из этого не является сознательным процессом. Мы не думаем о том, в каком положении находятся наши руки и ноги. Но если вы закроете глаза, то сможете точно сказать в какой позе находится ваше тело (например у вас скрещены ноги, рука подпирает голову чтоб не уснуть Проприоцепция — это способность тела ощущать, где расположены все его части относительно друг друга в любой момент времени. Эти рецепторы из мышц и суставов информируют нас, дают нам осознание тела и информацию о том, как мы двигаемся.
Проприоцептивная система расположена в мозжечке, и работает вместе с вестибулярной и тактильной системами. Проприоцепция наиболее активна во время «тяжёлой работы», например упражнений на сопротивление, активное участие мышц. Эти ощущения могут успокоить и организовать мозг/ЦНС, и являются очень важными при регуляции эмоциональных реакций на подаляющие сенсорные ощущения ребёнка с сенсорными проблемами.
САЙТ 2
Общие признаки нарушений проприоцепции и вистибюлярной системы:
плохое моторное планирование/осознание тела, позиции тела
не достигает моторных умений соответственно возрасту
плохая осанка; горбится; сидит на краю стула опираясь на ноги
постоянный поиск всех видов движения/прыгания/врезания в предметы
нужда быть крепко обнятым (или наоборот, избегание прикосновений или обнимания)
проблемы с двухсторонней координацией, последовательностью координацией, ритмом, неуклюжесть
движения плохо скоординированы, жесткие или болтающиеся
плохой баланс в движении — легко падает
желание побороться, потолкаться
постоянно разливает, разбивает вещи (слон в посудной лавке)
держит карандаши слишком слабо или слишком сильно
проблемы с выполнением инструкций к физическим упражнением или копированием движений
проблема с градацией движений — «слишком мягко или слишком сильно» — шаркает или топает ногами при ходьбе
Какие же игры можно использовать на занятиях для развития у детей таких базовых сенсорных систем как вестибулярная, проприоцептивная, тактильная?
САЙТ 3
Игры и упражнения для развития проприоцептивной системы
Эти игры нужны, чтобы стимулировать проприоцептивную систему (восприятие сигналов от мышц, связок, суставов), улучшить осознание тела, ощущение положения тела в пространстве и оптимальное приложение силы.
• Катаем мяч, прыгаем на мяче
• Прыгаем, ползаем и ходим, как животные
• Прыжки на батуте
• Катаемся на скутерборде, подтягивая себя за верёвку
• Гребля (держим в руках имитацию вёсел)
• Полоса препятствий
САЙТ 4
Игры и упражнения для развития вестибулярной системы
Основная цель этих упражнений – стимулировать вестибулярный аппарат, улучшить чувство равновесия, ощущение положения тела в пространстве и способность восстанавливать равновесие. У некоторых детей это может снизить боязнь движения.
• Прыгаем, как животные
• Прыгаем на мяче
• Катаемся на скутерборде
• Перейди через пропасть
• Ходьба по линии
• Плывём на лодке
• Летим в космос (используем вращающееся оборудование)
Ползание на животе
Ползание на четвереньках
САЙТ 5
При нарушениях тактильного восприятия дети не любят:
- играть с пластилином, песком, красками;
- боятся испачкаться клеем или грязью;
- избегают прикосновений к себе и сами не любят прикасаться ко многим предметам;
- резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды (например, водолазки, свитера с горлом);
- жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки;
- не терпят ходьбы босиком.
Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.
Из опыта работы предложенные игры и упражнения помогут скорректировать дисфункцию сенсорной интеграции, воздействуя на одну из основных сенсорных систем
Игры и упражнения для развития тактильной системы
Цель этих игр – предоставить ребёнку разнообразные тактильные ощущения и повысить терпимость к тактильной стимуляции. Некоторые задания призваны также улучшить способность ребёнка к различению материалов на ощупь. Игры и упражнения на развитие тактильной системы поощряют стремление ребёнка к осознанному исследованию окружающего мира. Из опыта работы я бы хотела Вам предложить игры
Угадай на ощупь, что внутри, из чего сделан этот предмет
Смеси (например, слаймы)
Бассейн с шариками
Тактильная дорожка
Игры с песком
Акватерапия
Игры с крупами
Рисование пальчиками
«Пачкотня»
Рисование на теле кисточками, пальцами
Игры с тактильными стимуляциями
Массаж, поглаживание разными способами
Очень хорошо применить развивающие игры Воскобовича
Камешки Марблс
Различные шнуровки
Игры с прищепками
Дорогие коллеги, надеюсь, что предложенные игры помогут вам в установлении положительного эмоционального контакта с ребёнком, расширят представления о микро и макро пространстве, улучшат двигательные и моторные функции, разовьют коммуникативные навыки у ребёнка, позволят сделать жизнь более интересной и насыщенной, улучшат эмоциональное состояние детей. Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности. Известно, что почти 18 % тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.
Для развития тактильной чувствительности у детей с ОВЗ необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.