kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры для развития вестибулярной, проприоцептивной и тактильной системы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознание себя в этом мире, развития познавательных способностей. С раннего возраста чувственный опыт имеет большое значение в жизни ребенка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры для развития вестибулярной, проприоцептивной и тактильной системы»

САЙТ 1

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ, ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ И ТАКТИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ


Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознание себя в этом мире, развития познавательных способностей. С раннего возраста чувственный опыт имеет большое значение в жизни ребенка.

Тактильная система - система кожной чувствительности. Еще в утробе матери на коже человека формируются рецепторы, воспринимающие различные раздражители (прикосновение, боль, холод, тепло). 

Причины нарушений тактильной системы:
- недостаток движений во время беременности;
- кесарево сечение;
- отсутствие тактильного контакта в первые месяцы жизни ребенка.

Слово «проприоцепция» происходит от латинского слова “proprius”, что значит “собственный”. Это означает наше собственное ощущение тела. Проприоцептивная информация приходит из рецепторов в мышцах, суставах и костях — ничего из этого не является сознательным процессом. Мы не думаем о том, в каком положении находятся наши руки и ноги. Но если вы закроете глаза, то сможете точно сказать в какой позе находится ваше тело (например у вас скрещены ноги, рука подпирает голову чтоб не уснуть
Проприоцепция — это способность тела ощущать, где расположены все его части относительно друг друга в любой момент времени. Эти рецепторы из мышц и суставов информируют нас, дают нам осознание тела и информацию о том, как мы двигаемся.

Проприоцептивная система расположена в мозжечке, и работает вместе с вестибулярной и тактильной системами. Проприоцепция наиболее активна во время «тяжёлой работы», например упражнений на сопротивление, активное участие мышц. Эти ощущения могут успокоить и организовать мозг/ЦНС, и являются очень важными при регуляции эмоциональных реакций на подаляющие сенсорные ощущения ребёнка с сенсорными проблемами.

САЙТ 2

Общие признаки нарушений проприоцепции и вистибюлярной системы:

  • плохое моторное планирование/осознание тела, позиции тела

  • не достигает моторных умений соответственно возрасту

  • продолжительная ходьба на носочках

  • жевание одежды, ниток, карандашей, игрушек, жвачки

  • слабые мышцы, легко устаёт, плохая выносливость

  • плохая осанка; горбится; сидит на краю стула опираясь на ноги

  • постоянный поиск всех видов движения/прыгания/врезания в предметы

  • нужда быть крепко обнятым (или наоборот, избегание прикосновений или обнимания)

  • проблемы с двухсторонней координацией, последовательностью координацией, ритмом, неуклюжесть

  • движения плохо скоординированы, жесткие или болтающиеся

  • плохой баланс в движении — легко падает

  • желание побороться, потолкаться

  • постоянно разливает, разбивает вещи (слон в посудной лавке)

  • держит карандаши слишком слабо или слишком сильно

  • проблемы с выполнением инструкций к физическим упражнением или копированием движений

  • проблема с градацией движений — «слишком мягко или слишком сильно» — шаркает или топает ногами при ходьбе

Какие же игры можно использовать на занятиях для развития у детей таких базовых сенсорных систем как вестибулярная, проприоцептивная, тактильная?


САЙТ 3

Игры и упражнения для развития проприоцептивной системы

Эти игры нужны, чтобы стимулировать проприоцептивную систему (восприятие сигналов от мышц, связок, суставов), улучшить осознание тела, ощущение положения тела в пространстве и оптимальное приложение силы.

• Катаем мяч, прыгаем на мяче

• Прыгаем, ползаем и ходим, как животные

• Прыжки на батуте

• Катаемся на скутерборде, подтягивая себя за верёвку

• Гребля (держим в руках имитацию вёсел)

• Полоса препятствий


САЙТ 4

Игры и упражнения для развития вестибулярной системы

Основная цель этих упражнений – стимулировать вестибулярный аппарат, улучшить чувство равновесия, ощущение положения тела в пространстве и способность восстанавливать равновесие. У некоторых детей это может снизить боязнь движения.

• Прыгаем, как животные

• Прыгаем на мяче

• Катаемся на скутерборде

• Перейди через пропасть

• Ходьба по линии

• Плывём на лодке

• Летим в космос (используем вращающееся оборудование)

Ползание на животе

Ползание на четвереньках


САЙТ 5

При нарушениях тактильного восприятия дети не любят:

- играть с пластилином, песком, красками;

- боятся испачкаться клеем или грязью;

- избегают прикосновений к себе и сами не любят прикасаться ко многим предметам; 

- резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды (например, водолазки, свитера с горлом);

- жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки;

- не терпят ходьбы босиком. 

Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.

Из опыта работы предложенные игры и упражнения помогут скорректировать дисфункцию сенсорной интеграции, воздействуя на одну из основных сенсорных систем 

Игры и упражнения для развития тактильной системы

Цель этих игр – предоставить ребёнку разнообразные тактильные ощущения и повысить терпимость к тактильной стимуляции. Некоторые задания призваны также улучшить способность ребёнка к различению материалов на ощупь. Игры и упражнения на развитие тактильной системы поощряют стремление ребёнка к осознанному исследованию окружающего мира. Из опыта работы я бы хотела Вам предложить игры

  • Угадай на ощупь, что внутри, из чего сделан этот предмет

  • Смеси (например, слаймы)

  • Бассейн с шариками

  • Тактильная дорожка

  • Игры с песком

  • Акватерапия

  • Игры с крупами

  • Рисование пальчиками

  • «Пачкотня»

  • Рисование на теле кисточками, пальцами

  • Игры с тактильными стимуляциями

  • Массаж, поглаживание разными способами

  • Очень хорошо применить развивающие игры Воскобовича

  • Камешки Марблс

  • Различные шнуровки

  • Игры с прищепками


Дорогие коллеги, надеюсь, что предложенные игры помогут вам в установлении положительного эмоционального контакта с ребёнком, расширят представления о микро и макро пространстве,  улучшат двигательные и  моторные функции, разовьют коммуникативные навыки у ребёнка, позволят сделать жизнь более интересной и насыщенной, улучшат эмоциональное состояние детей. Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

            Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности. Известно, что почти 18 % тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

           Для развития тактильной чувствительности у детей с ОВЗ необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Игры для развития вестибулярной, проприоцептивной и тактильной системы

Автор: Чернецова Надежда Викторовна

Дата: 12.05.2023

Номер свидетельства: 631334


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства